ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Колесова Т.В., Сизикова Н.А., Шенкевич С.А.
МБДОУ д/с № 70 «Центр развития ребенка «Светлячок», г. Белгород
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, народной культуре, традициям и обычаям края в котором живет человек, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Идея воспитания патриотизма дошкольников и гражданственности была государственной. С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».
Что мы называем “патриотизмом”? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Но, так или иначе, для простоты суждения можно условиться, считать первым, кто более или менее внятно трактовал понятие “патриотизм”, Владимира Даля, трактовавшего его как “любовь к отчизне”. “Патриот” по Далю - “любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя “патриотизм” как “любовь к родине”. [5]
Узнать как можно больше о родном крае, его прошлом и настоящем – естественные желания юного гражданина. Удовлетворить эту потребность дошкольников – основная задача работы педагога. Поэтому чрезвычайно важно так организовать систему обучения и воспитания, чтобы каждый ребенок хорошо знал традиции и обычаи родного края, был патриотом своей «малой Родины». Воспитывать любовь и бережное отношение к малой Родине возможно только через активную деятельность. Дошкольники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому педагог должен отдавать предпочтение активным формам и методам работы над формированием патриотического воспитания дошкольников, таким как: экскурсии по родному краю, музейные занятия, экскурсии в музеи малой Родины, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия с родителями, конкурсы, викторины.[10]
Проектная деятельность это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[1]
Изучение русского быта, народных традиций и развитие этнокультурной компетентности детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возраста через быт, традиции, обряды. (Ввести ребенка-дошкольника в мир социальных отношений). Проект позволяет лучше узнать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проникнуть во внутренний мир ребенка.[2]
Для улучшения качества образования и воспитания дошкольника, педагог обязан поставить перед собой такие цели и задачи образовательного процесса как:
Цель педагога: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи педагога:
- воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Для раскрытия данной проблемы нами был выдвинут главный аспект, который мы постарались решить:
Отечество.В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. [4]
к 6-7 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Цель проекта:
воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
расширить знания детей о флоре и фауне Белгородской области
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
познакомить с культурой и традициями Белгородской области
формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная педагогами сада, помогла осуществить основные направления в работе над проектом. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей.)[4]
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний по программе «Истоки» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей.
Приобщение к народным традициям и обычаям своего края, являясь основой патриотического воспитания дошкольников, представляет собой знакомство воспитанников с народными традициями, включение их в деятельность, связанную с народным творчеством.[9]
Возрождение народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения вопросов в сфере культуры и образования – составная часть проблемы формирования национальной культуры личности. Знакомство дошкольников с народными традициями и обычаями Белгородчины, песнями, играми, декоративно-прикладным искусством и др., позволит воспитанникам получить представления об особенностях народного художественного творчества родного края, углубит их интерес к изучению народных традиций нашего региона, а самое главное поможет воспитать патриотизм в процессе проектной деятельности.[9]
Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям будет эффективным средством патриотического воспитания при соблюдении следующих педагогических условий: создание в ДОУ развивающей предметной среды, способствующей приобщению дошкольников к народным традициям и обычаям (создание выставок, декоративно-прикладная деятельность); работа по приобщению к народным традициям строится на основе регионального материала; осуществляется межсубъектное взаимодействие детского сада и семьи в формировании положительного эмоционального отношения ребенка к малой родине.[10]
Библиографические ссылки:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто»
9. Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область / В.П. Кичигин. – Белгород, 2000. – 407 с.
10. Климова Я.М. Праздники и обряды Белгородчины, Сборник фольклорных материалов, 2007 – Режим доступа: bgcnt.ru
15