Творческий отчёт на темуРазвитие творческих способностей детей, посредством приобщения к театрализованной деятельности


«Когда людей станут учить не тому,
Что они должны знать, а тому, как
они должны думать, тогда исчезнут
всякие недоразумения».
В.А. РабрикантВведение
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.
С этим связано стремление, дать детям знания. Научить их читать. Писать и считать, а на способность чувствовать. Думать и творить. Уделяется мало внимания. Существует и другая важная проблема. Волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе. У 67 – 69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. Как говорят психологи дети «Не доиграли».
У детей. Часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Кроме того, в последнее время в семье зачастую вместо игр дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками. Которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния».
«Человек должен быть мыслящим,
Умным, интеллектуальным,
Творчески развитым – такие людиНужны во всей мировой цивилизации».
Л.С. ВыготскийВ детский сад дети приходят разные, каждый ребёнок – индивидуальность, любой ребёнок от природы любознателен, способен. Чтобы ребёнок был интеллектуально подготовлен к обучению в школе, наша задача научить его элементарным знаниям: развивать познавательные способности, речь, любознательность, общительность, самостоятельность, творческие способности и уверенность в себе.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру.
Решение этих проблем – театральная деятельность, в которой реализуется педагогический принцип: учить играя.
Театр – это волшебный край, вкотором ребёнок радуется, играя, а
в игре он познаёт мир!
С.И.Мерзлякова
Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
«Дети должны жить в мире красоты,
Игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А. СухамлинскийОсновная часть
В связи с этим тема моей работы: Развитие творческих способностей детей. Посредством приобщения к театрализованной деятельности».
Основная цель: Сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями интересными делами. Радостью творчества.
Поставленную цель реализую через решение следующих задач:
1. Создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей через театрализованную деятельность детей.
2. Формирование умений и навыков, различных знаний и активности детей в театрализованной деятельности.
3. Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
4. Ознакомление с традициями и обычаями своего народа, воспитание толерантности у детей к разным народам родного края.
5. Организация работы с родителями, по данному направлению.
Работу по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности строила в соответствии со следующими принципами. При этом учитывала основной принцип педагогики – все дети талантливы.
С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.
Маленькие дети лучше воспринимают обращённую к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами.
Для этого в группе оформила театральный центр кукольных театров, разнообразные виды театров. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность детей в группе.
При создании развивающей среды соблюдала принцип гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Организуя жизнь детей в группе. Эффективно использую различные методы,
Приёмы (наглядные, словесные, практические) и средства обучения для развития ребёнка. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в развитии речи, при чтении художественной литературы, в изобразительной деятельности. В игровой и культурно – досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно – ролевой и дидактических игр.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение, в «Тематической неделе по безопасности дорожного движения». Сделали постановку «Мишка – топтыжка в большом городе». Дети и родители принимали активное участие в выставке рисунков по безопасности дорожного движения. Учитывая, ФГТ развивала творчество детей и обогащала знания в знакомстве с малыми формами фольклора, сказами уральских писателей, песнями об Урале, танцами, национальными играми разных народов, живущих на Урале. Дети проявили творчество в песенном, танцевальном и игровом репертуаре, в развлечении «Урал – моя семья». На основе театрализованной деятельности, прививала устойчивый интерес к литературе и искусству, через рисование и лепку. При ознакомлении детей с Уральским писателем П.П.Бажовым, с его сказами, дети отразили художественно – творческую деятельность в рисовании по сказке «Серебряное копытце» и в лепке «Каменный цветок». Рисование и лепку многие специалисты считают наиболее благоприятным для развития детского изобразительного творчества. Эта важнейшая сфера детской деятельности, необходима для успешного обучения в школе. Решению поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы, отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только, формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками, активно использую творческие, дидактические, подвижные и театральные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников).
Не следует забывать, что
Основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность не
следует видеть ни в результате, ни в
продукте творчества, важно то, что
они создают, творят, управляются в творческом воображении и его
воплощении».
Л.С. ВыготскийВ работе с детьми использовала режиссёрские игры и игры драматизации.
В младшем возрасте отмечается первичное освоение режиссёрской игры
Настольного театра: игрушек, плоскостного театра, театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Для этих видов деятельности я:
Подобрала по возрасту знакомые детям сказки, стихи, потешки.
Формировала интерес к театральным играм, через показ небольших кукольных спектаклей, используя различные виды театров.
Стимулировала желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, зачин и концовки сказки.
Использовала этюды, развивала внимание и восприятие различных эмоций, настроений, отдельных черт человека.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами».«Озвучивая» героев комментирует сюжет, дети используют разные средства вербальной и невербальной выразительности.
Постепенно расширяла театрально – игровой опыт детей за счёт освоения игры драматизации. Игры – драматизации развивают творчество у детей.
Подобрала сказки по возрасту с более сложным содержанием.
С группой наиболее активных детей драматизировали простейшие сказки, используя настольный театр.
С малоактивными – драматизировали произведения с небольшим количеством действий. За основу использовала игровые этюды «Угадай, что я делаю», «Покажи, не называя, литературного героя».
В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения, навыки. Игровые приёмы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Особую роль отвожу играм – драматизациям, именно в них ярко проявляется детское творчество. Прежде, чем драматизировать сказку, учила детей рассказывать по ролям, находя нужные интонации. Работу строила по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка. В разыгрывании сказок пользовались выразительными средствами: речь, напев, мимика, пантомима, движение. Приобретённый во время игры опыт, как показывают наблюдения, воспитанники успешно используют в самостоятельной деятельности, когда малыши устраивают театр, и сами при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребёнка. Я не создаю больших, сложных спектаклей. Мы ставим маленькие сказки, небольшие сценки на ширме, но эти показы проводила систематически и при этом использовала все виды кукольного театра.
Работа с родителями
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьёй. Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия направляла на повышение уровня их педагогической культуры.
Главная цель проведения встреч – помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей и понять, что рядом с ними существует мир детства. Который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радость.
На основе анкетирования и бесед с родителями я узнала, какие условия созданы для творческого развития детей в семье. Был проведён анализ по анкетам родителей: выяснилось, что из 10 семей 4 семьи играют с детьми в театр. Показала, какие виды театра можно сделать в домашних условиях (пальчиковый вязанный или сшитый, конусный (из бросового материала), театр картинок, театр мягкой игрушки.Одной из наиболее распространённых форм по просвещению семьи является родительское собрание. Одно из родительских собраний посвятила театру, рассказала какое влияние, оказывают театральные игры на формирование личности ребёнка. Более эффективная форма для привлечения родителей в педагогический процесс «День открытых дверей».
Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолевать традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения.
Поэтому приглашала родителей на занятии по ручному труду, где дети и родители изготовляли для малышей театр на конусе.
Родители это первые помощники воспитателей, проявили интерес к театру и оказали помощь в изготовлении театральных кукол из бросового материала.
Каждая игрушка и кукла, созданная для игры в театр индивидуальна, неповторима. За активное участие в жизни группы родителям вручали благодарности, грамоты.
Участвовали в различных конкурсах «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Оформление прогулочного участка», и т.д. Неоднократно наша группа занимала почётные места.
Одна из интересных форм работы, которой удалось достичь – привлечение родителей для участия на праздниках.
Важной задачей с семьёй, является формирование восприятия музыки во взаимодействии с театром. Чтобы у детей были постоянные зрители, приглашала родителей на все утренники и развлечения где родители могли наблюдать за развитием своего ребёнка.
Велика роль семьи в развитии театрализованной деятельности, поэтому привлекала внимание родителей к этим играм, подчёркивала успехи ребёнка.
Вывод
Таким образом, я способствую возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Результатом работы, проведённой с родителями, стал
«Домашний театр» группы. Считаю, что каждый ребёнок талантлив и работу, которую провожу с детьми. Совместно с родителями по развитию творческих способностей детей по театрализованной деятельности даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения.
- в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой. Поисковой активности, самостоятельности.
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекает их.
Я считаю. Что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно – развивающей среды, диагностики даёт возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы
Мониторинг. Результат моей работы представлен в мониторинге, по которому прослеживается усвоение знаний по данной теме.
Анализируя свою работу, хочется отметить, что у детей:
Результат моей деятельности
Повысился общий уровень готовности к школе.
Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
Преодолевают робость. Смущение, стали активными, инициативными, способными.
Чувствуют себя более уверенно среди сверстников.
Дети способны распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Голосу.
Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других, сопереживать.
Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут почувствовать себя уверенно среди сверстников.
Планирую на будущее, придерживаясь принципа: системности, последовательности, доступности. Повторности продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности.
Знакомить детей в доступной форме с историей наших театров.
Создание альбома о театрах. Привлекать родителей в показе сказок .