Педагогический проект Организация внеурочной деятельности учащихся посредством театральной студии на английском языке
Педагогический проект
Организация внеурочной деятельности учащихся посредством театральной студии на английском языке
(внеурочная деятельность)
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования реализуются образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО и ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.
Обязательным компонентом образовательных стандартов нового поколения является общепредметное содержание, где одними из основных элементов являются:
- общеучебные умения, навыки, способы деятельности, предполагающие развитие личностных качеств, где коммуникативные качества представлены, как обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др;
- образовательные компетенции, где коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.
В связи с этим, на наш взгляд необходимым является создание таких условий, в которых у учащихся было, как можно больше возможностей применять английский язык в интересной для них деятельности, таких условий, которые будут созвучны психологическим особенностям учащихся как начальной, так и основной школы.
В процессе исследования перед нами возникли следующие вопросы: «Какой же вид игры является более подходящим для учащихся начальных классов?», который позволит моделировать реальные ситуации общения или сказочные, выдуманные истории. А также «Какой вид речевой деятельности будет наиболее подходящим для учащихся второго уровня?». В связи с этим перед нами встала необходимость организации такого вида деятельности, который способствовал бы созданию дополнительного пространства для общения детей на английском языке, развивал их способности, стимулировал познавательный интерес. Заметив, что детей привлекают драматизации и инсценировки, мы предположили, что театральная деятельность дает большие возможности для дополнительного развития учащихся, изучающих иностранный язык.
Таким образом, возникла гипотеза о том, что включение учащихся во внеурочной работе в театральную деятельность способствует ускоренному и более глубокому освоению ими иностранного языка, т.е. формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Исходя из вышеизложенного, целью педагогического проекта является: формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции средствами театральной деятельности.
Задачи проекта:
повысить интерес учащихся к изучению английского языка;
познакомить учащихся с английским поэтическим фольклором;
развить навыки понимания аутентичных текстов (стихи, лимерики);
повысить уровень коммуникативных навыков и умений в различных видах деятельности;
способствовать развитию личности учащегося, его интеллектуальных и познавательных способностей;
создать дополнительное пространство для общения;
воспитывать уважение к культуре изучаемого и родного языка.
Объект педагогического проекта: учащиеся 2-4 и 5-8 классов, изучающие английский язык.
Предмет исследования: формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции средствами театральной деятельности.
Участники проекта: учащиеся 2-4 и 5-8 классов; администрация, учителя школы и родители.
Идея проекта состоит в создании дополнительного пространства для общения учащихся на изучаемом языке, путем вовлечения всех участников образовательного процесса в деятельность, направленную на формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами театральной деятельности.
Проект имеет следующие характеристики:
1. личностно - ориентированным, т.к. основывается на принципах личностно - ориентированного подхода в организации всех видов деятельности с участниками проекта.
креативным, т.к. предполагает создание творческих продуктов деятельности участниками проекта.
практико – ориентированным, т.к. предполагает наличие результатов деятельности участников проекта: концерты, спектакли, викторины, газеты, мини - музей, библиотечный уголок.
По типу предметно - содержательной области данный проект представляет собой межпредметный проект, т.к. затрагивает разнообразные виды деятельности образовательного учреждения, его взаимосвязь с другими социальными организациями, родительской общественностью, предполагает осуществление межпредметных связей в процессе решения его задач.
По характеру контактов инновационный проект является как внутренним, так и внешним, так как предполагает преобразования, как в пределах образовательного пространства школы, так и ее связь с другими образовательными учреждениями и социальными организациями.
По количеству участников данный проект является групповым, т.к. осуществляется между группами его участников.
По продолжительности проведения является длительным, срок его реализации 4 года.
Целевые группы и их интересы в проекте:
Учитель:
Накопление опыта работы по формированию иноязычных коммуникативных умений и навыков средствами театральной деятельности во внеурочной деятельности (освоение инновационной методики драматизации сказки в развитии коммуникативности школьников при обучении иностранному языку, использование проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников);
Использование инструментария мониторинга уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в целях планирования разнообразных видов и форм работы с ними.
Творческое самовыражение.
Заместитель директора:
Создание информационно - методического банка проекта.
Создание пространства творческого самовыражения педагога.
Диагностика, анализ и выдача рекомендаций по коррекции работы, предполагающей достижение цели и задач проекта.
Учащиеся:
Приобретение дополнительной возможности для самореализации.
Развитие уровня социальной и иноязычной коммуникативной компетенции .Развитие личностных качеств.
Создание условий для успешной адаптации при поступлении в школу и при переходе в среднее и старшее звено.
Родители:
Приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей.
Развитие и укрепление контактов со школой.
Обогащение внутрисемейных отношений.
Инновационность проекта прослеживается на уровне целеполагания – формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции предполагает, прежде всего, развитие их личности, положительной мотивации к изучению иностранного языка. Технология его реализации предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят длительный характер, практико – ориентированы и связаны с интересами учащихся, для которых организуется проект, их родителей и положительно влияют на других его участников.
Содержание проекта:
Информационное определение проекта
Работа по реализации проекта началась с изучения теоретической и методической литературы, опыта работы других специалистов по данному вопросу.
В основе проекта лежат педагогические и психологические положения таких психологов и методистов как Выготский Л.С., Зимняя И.А., Беляев Б.В., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Ильина В.Я., Китайгородская Г.А., Бим И.Л., которые внесли большой вклад в изучение речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку.
Было выявлено, что данная проблема недостаточно разработана в методической литературе, нет специальной программы, способствующей формированию иноязычной коммуникативной компетенции детей младшего и среднего школьного возраста средствами театральной деятельности. Исследование воспитательно-образовательных возможностей, назначения различных видов детской самодеятельности, построение пространств развития внеклассной и внешкольной активности младших школьников представляется актуальным. В настоящее время особое внимание исследователей привлекает развивающий эффект театральной педагогики (А.Б. Вескер, В.П. Демин, Н.Н. Дмитриевский, А.П. Ершова, А.Я. Михайлова), ее использование учителем в целях развития личности ребенка (Н.И. Сац, Г. Фурсова, И. Чудиновских), в том числе и в методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Генералова, Л.Г. Денисова, А.Л. Миролюбов, З.Н. Никитенко, О.М. Осиянова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова). В связи с этим в трудах И.А. Зимней, Е.В. Лазаревой, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова подчеркивается, что специфика театрализованной деятельности на иностранном языке связана с образовательными, воспитательными и развивающими возможностями иностранного языка и театра, особенностями включения младших школьников в процесс овладения иностранным языком как средством иноязычного общения. В трудах А.П. Ершовой, Э. В. Ильенкова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и других авторов раскрывается сущность музыкально-драматической деятельности; назначения игры, театра и драматизации в развитии, воспитании, обучении детей; определяются условия и средства организации театрализованной деятельности, стимулирующей разностороннее развитие личности ребенка. В работах А.П. Ершовой показана доступность театральной педагогики, резервы ее использования для творческого развития ребенка либо в театре, либо на уроках. Отмеченные исследования раскрывают социальные, воспитательные, развивающие функции театра, подходы к отбору содержания и методику организации театральной деятельности во внеклассной и в урочной деятельности.
В проекте так же используются положения инновационной методики драматизации сказки в развитии коммуникативности при обучении иностранному языку Ивановой Н.В. , которая открывает актуальные направления научных исследований, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблемы применения «метода физических действий» системы К.С. Станиславского в развитии коммуникативности школьников на деятельностно-ролевой основе.
Реализуя в проекте учет особенностей детской и подростковой театральной деятельности, предполагается опора на специфику актерского искусства, которое заключается в следующем: живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств. Следовательно, постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.
Реализация цели проекта предполагает выбор эффективной технологии, на наш взгляд таковой является технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Пассова Е.И., где под коммуникативностью предполагается способность ребенка к речевому общению, к восприятию речи собеседника и ориентированию в ситуации, к формированию содержательной стороны высказывания, к языковому оформлению мысли и восприятию реплик партнера по общению. Опора на принципы данной технологии предполагает осуществление общения на изучаемом языке на основе содержания прочитанных текстов, рекламных объявлений, видеороликов, сказок и т.д., понимание которых проверяется заданиями коммуникативной направленности. Поэтому планирование дальнейшей работы по реализации проекта осуществляю, опираясь на общеметодические принципы обучения детей иноязычной культуре на начальном и среднем этапе, особенности детской театральной деятельности, а так же опыт коллег.
В работе используются основные методы: наблюдение, беседа, педагогическое моделирование.
Механизм реализации проекта: во внеурочной деятельности.
Внеклассная деятельность предполагает:
Организацию работы театра – студии «В гостях у сказки» 2-4 классы.
Организацию работы театра – студии «Маски» 5-8 классы.
В исследованиях Л.Г. Денисовой, Е.В. Лазаревой отмечается, что развивающие функции обучения иностранному языку эффективнее реализуются в рамках музыкально-драматической деятельности, так как театральное представление являет собой особый вид действия, способствующего сценическому проживанию и переживанию жизненных ситуаций, это тонкий механизм, сопровождающий и усиливающий то или иное воспитательное воздействие, обеспечивающий эмоциональную окраску действия. Театр позволяет ребенку самореализоваться, когда он играет различные роли на сцене, выполняет те или иные функции в общении. Следовательно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции ребенка посредством театра, интеграция его с базовым пространством школы предоставляет широкие воспитательные возможности на начальной ступени, в том числе и при обучении иностранному языку, когда у детей ярко выражена естественная потребность учения, высокий интерес к новому предмету в начальной школе и в средней (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Г.П. Юдакова).
Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове "вечного троечника" в смелого Алладина, вступающего в диалог с красавицей Жасмин; талантливый ребенок, имеющий языковую базу, превышающую рамки учебной программы проявляет себя в роли автора – ведущего или в ролях с большей языковой нагрузкой, развивая свои способности. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. Материалом для театрализации являются стихи, песни, сказки.
Набор детей осуществляется по личному желанию учащихся.
Работа начинается с изучения состава группы учащихся (их психологического развития, уровня коммуникативных навыков, уровня владения иноязычной речи, изучения их интересов и предпочтений). Это осуществляется с помощью анкетирования, тестирования и индивидуальной беседы с ребенком (анкета).
В работе предполагается использование различных форм театральных занятий:
1. Музыкальное занятие.
2. Занятие с использованием изобразительной деятельности.
3. Речевое занятие.
4. Комбинированная форма.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой.
На занятиях с использованием изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета. Учащиеся выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.
На речевых занятиях следует уделить внимание развитию речевых навыков: произносительной стороне речи, ее интонационной выразительности, пополнению лексического запаса, навыков чтения. Данную работу можно осуществлять с помощью речевых упражнений, активизации в речи детей английских скороговорок, чистоговорок, пословиц и т.п. А так же с помощью знакомства учащихся с литературными произведениями к постановке спектаклей.
В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний проводится репетиционная работа.
А в процессе комбинированного занятия, можно использовать все три вышеперечисленных вида вместе.
Любое театральное занятие следует проводить по следующей схеме:
Введение в тему
Создание эмоционального настроя
Речевые разминки
Театрализованная деятельность в разных формах (основная часть)
Эмоциональное заключение
Организация взаимодействия между участниками проекта
Сотрудничество с родителями:
Цель: установление положительного эмоционального контакта с семьей, формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.
Данная работа невозможна без участия родителей, поэтому в проекте планируется работа с семьей. Сотрудничество с родителями в рамках внеклассной работы начинается с их присутствия на презентации театра – студии «Маски», затем они принимают участие не только в совместном изготовлении костюмов и декораций, но приглашаются на репетиции, игротеки, викторины и т.п. Родители - постоянные участники выступлений и выездов театра на конкурсы, что объединяет семью. Важно, что они по - новому начинают воспринимать своих детей, возникает уважение со стороны семьи, гордость за своего ребёнка.
Родители приглашаются для посещения уроков, привлекаются к совместному анализу влияния театральной деятельности на формирование иноязычной компетенции детей.
Взаимодействие с дошкольным, средним и старшим звеном:
Цель: налаживание преемственных связей, создание дополнительного пространства для общения, как на родном, так и на иностранном языках, развития коммуникативных умений и навыков, успешная адаптация к школе.
В данной работе планируется взаимопосещение уроков, занятий, театральных представлений, совместных мероприятий, обмен опытом, методическая работа.
Создание мини – музея «Theatre»
Цель: приобщение учащихся к иноязычной культуре, обогащение знаний о родной культуре, развитие коммуникативных умений и навыков в рамках диалога культур.
В результате организации театральной деятельности возникает необходимость накопления и хранения материалов выступлений. Планируется создание копилки сценариев театрализации сказок, различных праздников, конкурсов, олимпиад, викторин, фотоотчетов, презентаций, стенгазет, наград.
Организация работы библиотечного уголка «We like English»
Цель: расширение страноведческих знаний учащихся, формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, использование материалов уголка и их пополнение в результате театральной деятельности на английском языке.
В библиотечном уголке отбирается и накапливается литература художественного, исторического, публицистического, методического характера, касающегося изучения иностранного языка, роли театра в формировании иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. В разделе “We write ourselves” размещаются книжки – малышки на английском языке, изготовленные руками детей.
Итоги по каждому виду взаимодействия и направлений работы оформляются в виде фотоотчетов, компьютерных презентаций, газет или выставок, конкурсов, игротек, спектаклей, которые организуются на методической неделе английского языка.
Деятельность театральной студии может освещаться на страницах школьной газеты «Большая перемена» и на школьном сайте.
Программа реализации проекта
Задачи этапа Действия по реализации проекта Предполагаемый результат
1 этап: Теоретико – методологический, проектировочный (Август – Сентябрь 2015 г.)
Изучение педагогической, психологической и методической литературы по вопросу влияния театральной деятельности на процесс обучения иностранному языку, формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся Работа методического объединения учителей иностранного языка Создание теоретико – методического обоснования проекта
Создание методической базы работы театра – студии «В гостях у сказки» и «Маски», мини - музея “Theatre” , библиотечного уголка“We like English”, методической недели английского языка с учетом целей и задач проекта
Работа методического объединения учителей иностранного языка Создание перспективного планирования работы театральных кружков, определение концепции их деятельности, рекомендаций по проведению занятий студии, репетиций, создании спектаклей, а также рекомендаций по созданию мини – музея, библиотечного уголка
Разработка путей взаимодействия между участниками проекта. Работа методического объединения учителей иностранного языка, администрации ОУ Определение форм и видов взаимодействия учащихся школы с другими участниками проекта
Отбор диагностических материалов для изучения и отслеживания уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся Работа методического объединения учителей иностранного языка, педагога - психолога, заместителя директора по УВР Пакет диагностических методик для мониторинга развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
Освоение инновационной методики драматизации сказки в развитии коммуникативности при обучении иностранному языку Ивановой Н.В., способов внедрения элементов театральной деятельности в процесс обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности и поиск эффективных методов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся Взаимопосещение внеклассных мероприятий учителями. Анализ и самоанализ данной деятельности Создание банка эффективных форм, методов и приемов внедрения театральной деятельности в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
Разработка модели внедрения театральной деятельности в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников Работа методического объединения учителей иностранного языка, психолога, заместителя директора по УВР Модель внедрения театральной деятельности в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников
Формирование мотивации участников проекта
Анализ деятельности и интересов участников проекта, знакомство с предполагаемым результатом Осознание возможности для саморазвития, достижение лучших результатов, участие в творческой деятельности
2 этап: Экспериментальный, деятельностный (Январь 2016 г. – Май 2019 г.)
Внедрение элементов театральной деятельности во внеурочную деятельность. Установление связей между участниками проекта Внедрение инновационной методики драматизации сказки в развитии коммуникативности при обучении иностранному языку Ивановой Н.В., элементов коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре Пассова Е.И., игровых методов, метода проектов, реализация планов работы театрального кружка, мини- музея, библиотечного уголка, направлений взаимодействия между участниками проекта Накопление и анализ опыта работы
3 этап: Внедренческий (Май – Июнь 2019 г.)
Итоговая диагностика, анализ, разработка рекомендаций по коррекции работы Анализ результатов, коррекция деятельности участников проекта по различным направлениям Создание паспорта развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средствами театральной деятельности
Изучение и обобщение материала работы по реализации проекта Работа методического объединения учителей иностранного языка, педагога - психолога, заместителя директора по УВР Методическая копилка опыта работы по данной проблеме
Ресурсы проекта:
Организационные: работа методического объединения учителей иностранного языка, организация взаимодействия с учителями школы, налаживание связи с педагогами других ОУ.
Информационные: сбор, обработка, анализ информации по данной проблеме, знакомство педагогического коллектива и других участников проекта с его содержанием.
Мотивационные: действия, призванные сформировать положительное отношение к организации и реализации проекта.
Нормативно – правовые: подготовка документов, регламентирующего характера (положение о театре – студии «В гостях у сказки» 2-4 классы и театре – студии «Маски» 5-8 классы, календарно-тематические планирования). Приложение 1.
Научно – методические: создание научно – методического обеспечения реализации проекта (различных методических памяток, инструкций, рекомендаций и др.)
Материально - технические: материально- техническое обеспечение школы позволяет организовать проект без дополнительного бюджетного финансирования.
Результативность реализации проекта
Для отслеживания результатов деятельности в рамках проекта используются следующие методы:
Анкетирование;
Тестирование;
Обзорно-аналитический метод;
Статистическая обработка результатов исследования;
С этой целью для диагностики предполагается целесообразным отбор 2 - х групп учащихся: ученики, посещающие театр – студию «В гостях у сказки» и «Маски» и группа учеников, не входящих в состав театрального кружка.
Результаты диагностики показывают динамику в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, посещающих театр – студию, а так же участвующих в других направлениях работы в рамках проекта.
Отслеживание уровня развития иноязычных умений и навыков по всем видам речевой деятельности по следующим критериям:
Использование английских коммуникативных выражений.
Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас учащихся.
Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.
Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.
Речемыслительная активность учащихся.
Продукт проекта (результат): организация и работа театров – студий «В гостях у сказки», «Маски», мини – музей «Theatre», библиотечный уголок «We like English».
Результативность деятельности по проекту определяется:
- уровнем сформированности у учащихся их иноязычных умений и навыков;
- способностью применения изучаемого языка в нестандартной ситуации;
- социальным положением в коллективе;
- показателями психологического развития;
- степенью вовлеченности в деятельность по проекту.
Перспективы развития:
1. Дальнейшее совершенствование технической базы. 2. Репертуарная политика театров - студий. 3. Повышение профессионального уровня педагогов. 4. Привлечение детей. 5. Расширение зоны деятельности (спектакли, клубы выходного дня, тематические дискотеки, шоу – программы и т.д.). 6. Проведение конкурсов и фестивалей, праздников. 7. Подготовка и проведение мастер - классов, как для детей, так и для педагогов. . 8. Обобщение опыта работы детских театров, создание сценарного отдела.