Педагогический проект учителя «Организация образовательного процесса на основе проектно — исследовательской деятельности учащихся начальной школы».
МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа
Педагогический проект
«Организация образовательного процесса на основе проектно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы».
Срок реализации: 2010 – 2014 учебный год
Возрастной состав: учащиеся начальной школы
Автор: Мараховская Татьяна Васильевна –
учитель начальных классов
п. Кудиново
2010 год
Содержание:
1. Введение: актуальность проекта.
2. Цели , задачи, гипотеза проекта.
3. Информационно-аналитическая справка о состоянии и
перспективах развития образовательного учреждения.
4. Описание ожидаемых результатов реализации проекта и
целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели
решения поставленных задач и хода реализации проекта.
5. Конкретный план программных действий, мероприятий,
обеспечивающих развитие образовательного учреждения.
6. Заключение.
7. Приложения об участии учителя и учащихся в конкурсах проектно - исследовательской направленности.
1. Введение: актуальность проекта
Педагогический проект «Образование образовательного процесса на основе проектно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании», Устава школы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций.
Педагогический проект «Организация образовательного процесса на основе проектно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Он направлен на формирование деятельностных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность проекта также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в средней школе.
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
Учителю нужно знать:
Как составить учебно-тематический план по предмету, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?
2. Цели и задачи проекта и общая стратегия их реализации
Цель проекта:
разработать и апробировать организацию образовательного процесса на основе проектно – исследовательской деятельности учащихся;
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющим формировать основы исследовательского творчества школьников;
выстроить методическую деятельность по этому направлению в систему;
подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме;
организовать конкурсную деятельность учащихся по проектно – исследовательским работам.
Принципы:
1. Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению мотивации, успеваемости и развитию психологической сферы.
2. Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
3. Деятельностное содержание образования - совокупность навыков мышления, Проектирование, исследование на основе которых человек может самостоятельно строить собственные представления об окружающем мире, проектировать и выстраивать преобразование как этого мира, так и своего пути в этом мире.
4. Принцип партнерства, то есть содружества и сотворчества учителя, учащихся, родителей.
Методологической основой являются идеи последовательной организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности школьников начальной школы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе.
Гипотеза:
Метод учебного проекта – один из путей повышения эффективности образовательного процесса, основанный на деятельности учащихся, когда учащийся проявляет высокую степень личной активности в овладении учебным материалом.
Этапы реализации проекта:
Учебный год
Название этапа
Задачи
2010 - 2012
конструктивно-преобразующий
1.Изучение методической литературы по проектно – исследовательской деятельности.
2. Внедрение проектно – исследовательского метода обучения в учебную и внеурочную деятельность.
3. Диагностика учащихся.
4. Создание методической копилки по проектно – исследовательскому методу обучения.
2012 - 2014
аналитико - трансляционный
1. Анализ педагогической деятельности по использованию проектно – исследовательского метода обучения.
2. Выход на семинары, педагогические конференции с результатом и трансляция опыта работы в школе
3. Публикация статей учителей в педагогических журналах по обобщению опыта.
4. Организация учащихся на участие в конкурсах проектно – исследовательских работ.
Содержание работы на данных направлениях
№
Реализация деятельности
Применение метода позволяет:
1.
Проектная и исследовательская деятельность на учебном уроке.
Проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (исследовательские) и на передачу знаний (образовательные: выступление школьников в роли учителей, подготовка сообщения по проблеме).
Создание проблемных ситуаций; дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, дискуссия.
2.
Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной деятельности.
Система дополнительного образования предусматривает занятия в кружках, факультативах, студиях, секциях и клубах, где происходит знакомство с историей науки, техники и культуры, методикой проведения исследований, творческих дел и праздников, соревнований, изготовления поделок и изделий.
Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей.
3.
Школьное научное общество учащихся "Эрудит"
Воспитанию творческой личности, выявлению способных и одаренных детей, подготовка их к научной деятельности способствуют школьные научные общества. К их работе привлекается достаточно отдельные учащиеся, которые имеют возможность самовыразиться и самоутвердиться. У учащихся развивается умственная самостоятельность, способность формулировать проблемы научного исследования и пути их решения; воспитывая системность мышления. Очень важной в организации работы НОУ является индивидуальная работа учителя с учеником, основанная на личностном подходе, сотрудничестве и сотворчестве. Именно в этом случае происходит передача не только глубоких знаний, но и взгляда на учебный предмет.
Формы работы
Урок
Внеурочная деятельность
Научное общество
- наблюдение;
- сбор информации;
- реферат;
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- презентация работы,
- защита проекта;
- самостоятельная работа с книгой;
- публичное выступление;
- обработка собранной информации;
- творческие работы.
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- проблемный анализ текста,
- подготовка вопросов к анкете,
- самостоятельное знакомство и осмысление информации;
- создание фотоальбома;
- публичное представление работы;
- классные часы с использованием проектной деятельности;
- творческие работы.
-исследовательская практика,
- работа в кружках,
- работа над учебным проектом,
- образовательные экспедиции, экскурсии,
- написание выпускной работы.
4. Информационно-аналитическая справка о состоянии и перспективах развития образовательного процесса
С 2009 года в начальной школе началась работа по внедрению проектно – исследовательской работы с учащимися. Проектные уроки включены в календарно – тематическое планирование, методические и организационные вопросы выносятся на заседания МО, круглые столы, семинары. В инновационном режиме проходила разработка открытых проектных уроков. В ходе работы анализируются проектные уроки, индивидуальные и групповые творческие работы.
Учащиеся школы регулярно выполняют различные индивидуальные и групповые творческие работы и принимают участие в конкурсах различного уровня.
Принято считать, что только в старшей школе начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в начальной школе.
В условиях современной жизни нам необходимо научить детей взаимодействию, освоению опыта творческой работы, доведению задуманного до логического конца. Этой цели служит метод проектирования – один из интерактивных методов обучения, позволяющих максимально увеличить активность учащихся в усвоении учебного материала, дающий возможность организовать неформальное сотрудничество «учитель – ученик», представляет практически неограниченную возможность для творчества и саморазвития личности учащихся.
Выполняя проект, решается практическая, исследовательская задача. Основными достоинствами метода проектов, которые мы взяли на вооружение, является следующие тезисы:
Ставь перед учеником ясную цель его работы.
Давай ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
Учи ребёнка пользоваться книгой при любом деле.
Не превращай технические навыки в письме, счете и чтении в самоцель.
Учебные проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей действительности. Они нацелены на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Этапы проекта могут выполняться индивидуально и группой. Сроки различны. Как правило, проекты носят интегративный характер, объектами исследований, наблюдение становятся природные объекты, экологические и социальные.
Проект направлен на решение практической задачи, разработка проекта предполагает создание некоего продукта.
В основе работы над проектом лежит сотрудничество. Учитель организует группу единомышленников, которая будет разрабатывать одну тему от идеи для её воплощения. Учитель при этом выступает в роли консультанта. Его мышление отличается от традиционного тем, что учитель становится не над детьми, а рядом с ними, не с предметом идет к ученикам, а с учениками к предмету, имея в виду, что каждый ученик в этом походе - личность единственная и неповторимая. А учитель ведет за собой ученика, но так, чтобы постепенно сформировать у него стремление к собственным суждениям, стремление к независимости, к ответственности за свои поступки, и, в конечном счете, стремление к самореализации и саморазвитию. Одна из основных задач школы – пробудить самостоятельную мысль учащихся, научить его учиться, помочь осознать необходимость постоянного обновления образования. Ведь сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь: знания полученные в школе, изнашиваются раннее, чем школьный ранец. Образование должно проходить через всю жизнь человека.
Метод проектов – это один из интерактивных методов обучения. Он позволяет освоить большой объем материала, проявить личную инициативу, получить навыки работы в группе. Он создает совершенно особую атмосферу сотрудничества и вдохновения. Происходит не передача знаний, а их открытие, удивительным образом выращивается новое видение даже обыденных вещей. Защита проектов показала, что использование этого метода требует специальной подготовки как от учеников, так и от самого учителя.
Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, походы они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры.
Теоретическая основа проекта
Теоретической основой исследования являются идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи, который в своей концепции содержания образования одним из первых стал пропагандировать и реализовывать разработку содержания образования, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывая его сегодняшние склонности и способности, а не руководствуясь какими-то «научными» представлениями, требованиями общества или государства о необходимости тех или иных знаний в развитии тех или иных мыслительных способностей.
Обучение, справедливо считал Джон Дьюи, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врождённых свойств ребёнка. А поэтому, в центре разработки содержания образования должен стоять не «всезнающий взрослый», а ребёнок с его собственными, индивидуальными желаниями, интересами и потребностями.
В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализацию субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде» (Чечель И.Д. Метод проектов. Директор школы №3, 1998)
Е.С. Палат даёт следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного и деятельностного подхода в образовании были актуальны и значимы для педагогики почти век назад.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Технология опыта
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах одноплановые.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы:
-Чему я научился?
- Чему мне необходимо научиться?
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- оценочно-самооценочный.
В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей совсем или практически не осуществляется, использование метода проектов неэффективно.
Материально – техническая база
Школа имеет библиотеку с достаточным количеством литературы:
художественная литература – 4 120 экз.
учебники для начальной школы – 431 экз.
справочная литература, энциклопедии, словари – 96 экз.
Детские журналы:
«Детская энциклопедия»,
«Мурзилка»,
«А почему?»,
«Муравейник»,
«Юный натуралист»,
«Девчонки и мальчишки»,
«Мир детей и подростков».
Информационное обеспечение
1. Наличие Интернета.
2. Наличие библиотеки, медиатеки, компьютерных программ по предметам.
3. Обеспеченность научно-методической литературой.
4. Банк данных на участников программы.
В трёх кабинетах начальной школы имеются компьютеры, два выхода в сеть Интернет. В методическом кабинете имеется копировальная техника.
В школе создана служба информатизации:
Образовательный и воспитательный процесс с использованием ИКТ
Работа кабинета интерактивного обучения
Школьный сайт
Работа проблемной группы
Использование сети Интернет на уроках и внеурочное время
Медиатека
Школьный сайт
Ведение переписки по электронной почте
Для обучающихся в начальной школе важно
Ориентиром в работе являются цели проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности:
позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
развивать у каждого позитивный образ себя и других;
развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать исследовательские умения (выявления проблем, сбор информации из литературы и др.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, постановка гипотезы, формулировка задачи.
2. Обсуждение возможных вариантов использования, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование решения отдельных задач и т.д.
6. Обобщение результата и выводы.
7. Презентация продукта.
8. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
9. Рецензирование работы учителем.
Виды проектов:
Проекты могут быть разных видов:
исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);
информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);
прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
ролевые, игровые (сценарии для литературных персонажей или вымышленных героев, имитируются социальные или деловые отношения);
креативные проекты.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, обмен опытом работы, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.
ИКТ – условие успеха методов проектов в школе
Для действенного использования метода проектов в школе необходима интеграция информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс.
Умение детей добывать знания самостоятельно, находить информацию и работать с ней, на мой взгляд, не менее важно, чем и прочность приобретаемых знаний, потому, что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься в дальнейшем. А одним из способов научить детей работать с информацией это проектная деятельность. ИКТ позволяет ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в чётком виде с визуальным сопровождением. Формируются навыки работы с электронными энциклопедиями. Учащиеся учатся критически относиться к найденной информации, учатся проверять её достоверность, сопоставлять несколько информационных источников.
Использование ИКТ полезно и для распространения результатов исследования. Публикация презентации представляет собой доступный способ обмена опытом.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное значение полученных результатов.
Выводы:
1. Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.
2. Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.
3. Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
4. Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности, т.е. воспитание у обучающегося нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.
Индикаторы внедрения проектной деятельности
Проектная деятельность нравится учащимся, об этом свидетельствуют их отзывы на Фестивале проектов, проводимом в школе:
«Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у учащихся такие таланты».
«Мы многое узнаем друг о друге, учимся уважать мнение других».
«Приходится много думать, читать, ходить в библиотеку, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Это интересно!»
«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто»
Учителя отметили возросший интерес учащихся к предмету, углубление знаний по предмету, приобретение опыта сотрудничества и общения с людьми.
Таким образом, метод проектов – это и эффективный путь самореализации учащихся и учителя, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционной цепочки «учитель – ученик» рождается новая «исследователь – исследователь» - а это, на наш взгляд, важный показатель развития, которое возможно лишь в условиях такой деятельности, которая организована «не как обмен вещами, не в форме разделения труда, а в форме сознательно организованного сотрудничества».
Перспективы развития проектно – исследовательской работы
В качестве перспективных вижу ряд направлений развития проектной деятельности.
Во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным. Я хотела бы, чтобы в нашей практике был больший процент исследовательских проектов. Хотя, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке, но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка. Участники проектной работы должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым они будут рассматривать реферируемые источники. Однако этого, к сожалению, пока недостает в нашей проектной деятельности.
Во-вторых, намерена усилить методическую подготовку учителей, участвующих в проектной работе, прежде всего путем участия в семинарах, конкурсах, в том числе и по обмену опытом с другими учебными заведениями.
В-третьих, планирую продолжить включение в проектные работы там, где это уместно, в социальных акциях, благотворительных.
В – четвёртых, хочу активизировать участие обучающихся в различных конкурсах проектных работ, тем самым будем транслировать свой опыт и познавать новое.
Дальнейшее развитие проектной деятельности будет способствовать подготовке развитых, целеустремлённых учащихся, современных и компетентных учителей и учащихся.
4. Описание ожидаемых результатов реализации проекта и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации
Ожидаемый результат:
1. Совершенствование педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов.
2. Повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика.
3. Организация сотрудничества учителя, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения.
4. Вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом.
5. Глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях.
6. Формирование исследовательской культуры учащихся, умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой, материалами сети Интернет.
7. Выявление наиболее одаренных учащихся по разным предметам и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации.
8. Широкое участие в конкурсах проектно – исследовательских работ.
Интеграция проектной деятельности в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:
адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;
проявлять социальную ответственность;
самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
конструктивно сотрудничать с другими людьми;
творчески мыслить.
А также:
Результат для учителя
Результат для учащихся
Результат для родителей
- повышение профессиональной компетентности учителя;
- формирование на более высоком уровне учебно - познавательных навыков.
- активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям;
-положительное влияние информации, выходящей за рамки стандартных учебников;
- формирование навыков работы в читальном зале библиотеки, справочной, энциклопедической литературой, сети Интернет.
- активное участие родителей в школьной жизни ребенка;
- воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
Качество группового взаимодействия и отношение детей к проектной деятельности
В ходе анализа было установлено позитивное отношение учащихся к проектным формам учебной работы.
Отношение учащихся к проектно – исследовательской деятельности
(2012 – 2013 учебный год)
Отношение учащихся
3 «б»
Позитивное
90 %
Негативное
0 %
Нейтральное
10 %
Такое отношение учащихся обуславливает положительный микроклимат в классе и влияет на высокие учебные результаты детей.
Также было проявлено, что же именно ценят учащиеся в групповом взаимодействии: это коммуникация (именно групповая работа дает им возможность чувствовать свою сплоченность); возможность высказывать собственное мнение и соотнести его с мнением других; работать сообща; это умение сорганизовываться в группу, и договариваться; проявлять организаторские способности; помогать друзьям, поддерживать их.
Следующее анкетирование учащихся 4 классов показало, что в результате выполнения проектных работ у них развиваются следующие качества:
1. Целеустремленность – 73%
2. Познавательная активность -62%
3. Любознательность - 47%
4. Решительность – 26%
5. Самоконтроль – 43%
6. Инициативность, активность – 33%
7. Увлеченность – 100%
Мониторинговый этап
Перед началом работы по внедрению проектно – исследовательской деятельности я попытались выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова мотивация их учебной деятельности. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
ставят своей целью узнать новое – 75% учащихся;
узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 35%;
хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками – 45%;
хотели бы поделиться своими знаниями с учителем – 35%;
хотят получить хорошую оценку – 60%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 30% учащихся.
Результаты успеваемости учащихся при использовании проектно - исследовательской технологии по итогам 2 четверти 2013 - 2014 учебного года:
Класс, учебный год
Количество учащихся
Качество обученности
Успеваемость
2 класс
18 уч.
72%
100%
3 класс
18 уч.
67%
100%
4 класс
17 уч.
76%
100%
6.Заключение
Системно – деятельностный подход заложен в идею проектно – исследовательской деятельности, что позволит выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в основной школе и научиться ориентироваться в потоке современной информации.
Практическая значимость представленного проекта состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение учащимися младших классов навыками, приемами и методами проектно - исследовательской деятельности, освоят алгоритм подготовки таких творческих продуктов как доклад, реферат, проект, эссе, исследование.
Учащиеся обучатся технологиям представления результатов научно – исследовательской и творческой деятельности, таких как презентация (устная и мультимедийная), публичное выступление, представление своей работы. Важной составляющей инновационной деятельности является возможность предъявить собственные образовательные достижения, оценить работу других, создать и презентовать индивидуальный и групповой образовательный продукт.
Распространение опыта работы учителя по внедрению проектно – исследовательской деятельности:
Учебный год
Уровень мероприятия, конкурса
Представленная работа
Результат
2010 -2012
Акция «Приходите на урок».
Тема: «Организация образовательного процесса на основе проектно – исследовательской деятельности» (школьный)
Классный час «Разговор настоящих мальчишек и девчонок»
Оценка членов МО
Фестиваль учебных проектов «Пособие XXI века»(школьный)
Ученически проект «Пушкинские места земли Калужской»
Победитель
Всероссийский проект серии "Моя новая школа" - Новое содержание образования
Воспитательная программа «Воспитание гражданина России»
Дипломант
Круглый стол «Из опыта работы» (школьный)
Выступление из опыта работы
Оценка членов МО
День науки и творчества – защита проектно – исследовательских работ по теме «Великая Война и Великая Победа» (школьный)
КТД «Великая Война и Великая Победа»
Оценка членов МО и родительской общественности
2012-2013
Районный фестиваль-конкурс педагогического творчества
«Позитивный опыт деятельности педагогических объединений ОУ района в условиях перехода к новой модели образования»
Краеведческое направление как ведущий компонент воспитания (опыт исследовательской работы)
Победитель
Всероссийский конкурс «Мой новый урок» издательства «Просвещение»
Серия уроков с мультимедийным сопровождением по окружающему миру
Участник
Мастер – класс «Проектно – исследовательская деятельность в обучении младших школьников» (район)
Мастер – класс и презентация работ учащихся (район)
Оценка методиста МИМЦ
Всероссийский конкурс образовательных разработок, пособий и программ для обеспечения исследовательской деятельности учащихся (Журнал "исследователь/ Resercher")
Проекты учащихся по предметам начальной школы
Диплом лауреата
Областной конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучший урок или внеклассное мероприятие
«Что такое выборы?»
В конкурсном материале учителя представлен социальный проект ученика "Выборы в нашей школе".
Лауреат
Международный дистанционный конкурс педагогических проектов
«Золотой пеликан»
Представлен опыт работы учителя и проекты учащихся
Диплом
Конкурс для педагогов
«Моя проектная деятельность»
Представлен опыт работы учителя и проекты учащихся
Документ о публикации
2013 - 2014
Районная научно - практическая августовская конференция
Доклад "Роль проектной деятельности в личностно - ориентированном образовании школьников".
Документ об участии
Всероссийский конкурс для педагогов «Учитель-новатор»
Представлен опыт работы учителя
Ожидание результата
Участие моих учащихся в конкурсах проектно - исследовательских работ:
Учебный год
Фамилия,
имя ученика
Название работы
Конкурс
Результат
2010-2011
1. Борисов В.
5 «б» класс
«Что за птица чибис?»
Областной экологический конкурс «Чибис – птица 2011 года»
Благодарственное письмо
2. Петкевич К.
1 «б» класс
Проект – книга «Году чибиса посвящается»
Областной экологический конкурс «Чибис – птица 2011 года»
Диплом
3. Кирюткина М. 5 «б» класс
Рисунок «Школа будущего»
Всероссийский конкурс детского рисунка «Школа будущего»
Участие
4. Гусаров Е.
5 «б» класс
Презентация «Учительница первая моя...»
Всероссийский конкурс «Мой любимый учитель!»
Участие
5. Попова С. И Ефремова Т.1 «б» класс
Рисунок «Семья чибисов»
Областной экологический конкурс «Чибис – птица 2011 года»
Благодарственное письмо
2011 - 2012
2.Петкевич К.
2 «б» класс
Сочинение «Маленькая, да удаленькая»
Областной экологический конкурс «Белая трясогузка – птица 2012 года»
Диплом
3. Петкевич К.
2 «б» класс
Научная работа на тему "Этот удивительный арахис".
Всероссийский конкурс «Ученик года 2011-2012»
Диплом
2012 - 2013
1. Петкевич К.
3 «б» класс
2. Ефремова Т.
3 «б» класс
3. Кирюткина Е.
3 «б» класс
4. Сопельняк Д.
3 «б» класс
Представлены проектно - исследовательские работы по окружающему миру
Школьная научная конференция "Мои открытия".
Диплом
Диплом
Диплом
Диплом
1. Петкевич К.
3 «б» класс
2. Ефремова Т.
3 «б» класс
Исследовательская работа "Можно ли вырастить дуб в домашних условиях?"
Исследовательская работа "Санкт - Петербург моими глазами".
Всероссийский конкурс "Ученик года 2012 - 2013"
Сертификат
Сертификат
1. Петкевич К.
3 «б» класс
2. Ефремова Т.
3 «б» класс
3. Мараховская А. 1 «б» класс
4. Сопельняк Д.
3 «б» класс
Темы проектно - исследовательских работ:
"Дорога в космос",
"История моего родного посёлка",
"Рассказ об учителе нашей школы".
IV Всероссийский конкурс детских исследовательских работ (проектов) «МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ»
Диплом победителя
Диплом победителя
Диплом победителя
Диплом победителя
2013 - 2014
1. Ефремова Т.
4 "б" класс
2. Петкевич К.
4 "б" класс
"Наш зимний сад"
"Удивительные растения"
VI Всероссийские Вавиловские чтения (Тимирязевская академия, г. Москва)
Диплом
II место
Диплом III место
1. Ефремова Т.
4 "б" класс
2. Петкевич К.
4 "б" класс
3. Мараховская А.
2 "б" класс
"Гербы Калужской области с похожей историей"
"Герб Калужской области"
"И герб раскроет свои тайны"
Муниципальный этап конкурса "Овеянные славой наш герб, гимн и флаг".
Диплом за творческий подход
Диплом III место
Диплом
II место
1. Мараховская А.
2 "б" класс
Проектная работа настольная игра "Орлан - белохвост"
Областной конкурс "Орлан - белохвост - птица 2013 года"
Ожидание результата
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
Схема образовательного процесса
Содержательный компонент деятельности
- исследовательская практика,
- работа в кружках,
- работа над учебным проектом,
- образовательные экспедиции,
экскурсии,
- написание выпускной работы.
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- проблемный анализ текста,
- подготовка вопросов к анкете,
- самостоятельное знакомство и осмысление информации,
- создание фотоальбома,
- публичное представление работы.
- наблюдение,
- сбор информации,
- реферат,
- проведение наблюдений,
- постановка опыта,
- презентация работы,
- защита проекта.
Результат:
выпускник начальной школы: востребован современным обществом, нацелен на формирование компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также имеет опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Образовательный процесс организован на основе формирования образовательных компетенций в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности. Образовательные компетенции характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы.
учитель начальной школы: организует грамотно образовательный процесс, что способствует его эффективности, повышению мотивации обучения, основан на системно – деятельностном подходе, использует в практике работы педагогические, учебные и VCT – проекты.
Формы
Проектно-исследовательская деятельность в учебном процессе
(
Проектно-исследовательская деятельность в НОУ
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочной деятельности
15