Педагогический проект Организация семейной олимпиады в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зональненская средняя общеобразовательная школа»
Томского района Томской области
Педагогический проект
Семейная олимпиада в начальной школе
Катарушкина Любовь Анатольевна
учитель начальных классов
Обоснование выбора темы (актуальность)
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Работа с родителями младших классов имеет свою специфику: это наиболее благоприятная аудитория. В начальной школе родители стараются быть внимательными к своим детям, сами ищут контакт со школой. Они ценят в учителе и воспитателе, прежде всего человеческие качества.
Что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе, и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся? С этой целью можно использовать разные формы, одна из которых – это совместные общешкольные мероприятия. Совместная работа помогает родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
Тип проекта: игровой (ролевой) Цель:
привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, создание сценария праздника, который сплачивает не только детей, но и родителей и вызывает у них потребность в содержательном досуге, и быть ближе к своим детям.
Задачи:
Создание условий в школе для эмоционального общения взрослых и детей.
Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Совершенствовать качество работы школы по взаимодействию с родителями.
Срок реализации – месяц
Участники:
администрация школы, классные руководители, ученики, родители, учителя – предметники (музыки, физкультуры, ИЗО).Ресурсы: кадровые (учитель ИЗО, учитель музыки, физкультуры); информационные (библиотека, ресурсы сети Интернет, методические пособия).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
установление взаимосвязи с родителями обучающихся.
увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях школы и класса, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка.
формирование положительного отношения к школе.
Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
Школа Семья
Информирует семью о планах работы Оценивает влияние данной работы на детей
Раскрывает сложные проблемы Определяет меру содействия их решению
Приглашает принять участие в чем-либо Откликается на приглашение, участвует
Сообщает о необходимости помощи Предлагает помощь, выдвигает предложения
Организует общее дело Участвует в общих делах
Гипотеза:
 При апробировании новых форм работы с семьей будет выработана новая концепция взаимодействия школы с родителями, которая позволит:
воспитание и развитие ребенка совместными усилиями школы и семьи;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, родителей и педагогов;
активизировать работу родительского комитета.
Этапы и условия реализации проекта
Первый этап - организационно-подготовительный.
Разработка сценария проведения олимпиады.
Формирование банка заданий для интеллектуального тура.
Выстраивание сотрудничества с учителями – предметниками.
Формирование команд детей и родителей от каждого класса начальной школы.
Оформление актового зала.
Подготовка призового фонда.
Второй этап - внедренческий.
Проведение семейной олимпиады.
1. Торжественное открытие в актовом зале, на котором проходит представление команд (5 родителей и 5 учеников от каждого класса). Команды в оригинальной форме представляют название, девиз, эмблемы. Здесь же вручаются маршрутные листы, на которых расписаны все этапы прохождения станций.
Станции:
Интеллектуальная;
Музыкальная шкатулка;
Спортивная;
Вкусная.
1. Интеллектуальная станция - родителям и детям предложены задания по различным предметам олимпиадного характера. Время выполнения 30 минут.
1 класс (Приложение №1), 2 класс (Приложение №2), 3 класс (Приложение №3), задания для родителей (Приложение №4).
2. Музыкальная шкатулка – участники команд исполняют отрывки из детских песен, название которых они вытянули из шкатулки.
3. Спортивная станция – участие в весёлых спортивных эстафетах.
4. Вкусная станция – представители команды демонстрируют своё изделие (десерт), которое было выполнено дома, рекламируют его и предлагает членам жюри продегустировать.
После этого жюри подводит итоги по всем этапам, объявляют победителей, вручают каждой команде сладкие пироги и приглашают в столовую на чаепитие.
Третий этап, результативный.
Подведение итогов, анализ результатов, публикация опыта работы.
-965835-171450002630805-17145000 Награждение команд Музыкальная станция

6800857874000
276796526162000-96583528448000 Спортивная станция
Интеллектуальная станция Вкусная станция
Критерии эффективности:
Для того, чтобы понять, достигнута ли поставленная цель и на сколько хорош результат данного проекта, было проведено анкетирование среди родителей. В анкетировании приняли участие 75 родителей.
1.Заинтересованы ли Вы в совместной работе с педагогами школы?
Да – 86%, нет- 14%
2.Что Вы считаете наиболее важным в воспитании и развитии ребенка?
а) интеллектуальное развитие – 34%
б) воспитание нравственных качеств личности – 48%
в) развитие творческих способностей – 18%
3. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях?
Да – 93%, нет – 7%
4.Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными?
Предложения родителей - совместные занятия и праздники; творческие гостиные; конкурсы, выставки.
Отзыв
на школьное мероприятие «Семейная олимпиада»
В конце учебного года в нашей школе была проведена «Семейная олимпиада» под руководством Катарушкиной Любови Анатольевны.
Это мероприятие стало праздником для всей начальной школы.
Во – первых, праздник, проведённый совместно с родителями, не оставил никого равнодушным. Родители выступали не в роли смотрящих, а в роли участников. Во-вторых, все участники смогли проявить себя, раскрыть свои творческие, интеллектуальные, спортивные способности. В-третьих, совместное проведение праздников рождает тёплую дружескую атмосферу, сближает всех: и детей, и родителей, и учителей. Я думаю, все участники получили огромное удовольствие и наслаждение от процесса общения, сотрудничества. Было очень весело, познавательно. Это огромный заряд положительной энергии. Время пролетело незаметно.
Одним словом, качественная подготовка, серьёзная организация превратили «Семейную олимпиаду» в очень душевное мероприятие с великолепным результатом и праздничной атмосферой. Хочется надеяться, что «Семейная олимпиада» станет ещё одним традиционным мероприятием нашей школы. Спасибо большое Любови Анатольевне за такую идею и её воплощение в жизнь.
Пенкина Л.Г. учитель начальных классов