Урок по экономике в 5 классе Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа
ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ СЕМЬИ.
ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ РАСХОДЫ.
5 класс
Программа: Сборник программ по экономике для средней школы. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002г.
Учебник: Экономика. Рабочая тетрадь. 5 класс. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2013г.
Колганова Мария Викторовна,
учитель экономики
2013 год
Цель урока:
закрепление и применение знаний о постоянных и переменных расходах семьи, анализ связи между доходом и расходом семьи.
Задачи урока:
Образовательные: различать постоянные и переменные расходы семьи; применять полученные знания на практике.
Развивающие: совершенствовать умения, устанавливать и анализировать связь между доходом и расходом семьи.
Воспитывающие: воспитывать доброжелательность в общении с одноклассниками; воспитывать чувство сотрудничества в классе.
Методы:
Репродуктивный.
Частично-поисковый.
Форма организации занятия: урок-игра.
Форма организации работы в классе:
фронтальная
групповая.
Средства обучения:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядные пособия: учебник (Рабочая тетрадь. 5 класс. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2013 г.), презентация.
Раздаточный материал: конверты с заданиями, денежные единицы, цветные карточки.
План – конспект урока.
Этап учебного занятия, время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Используемые электронные образовательные ресурсы
1.Организационный момент (1 мин).
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
На слайде – тема урока: « Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы».
- Какие бы вопросы мы ни рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных расходов.
Готовность класса к работе.
Презентация – слайд 1.
2. Целеполагание и мотивация (5 мин).
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Сегодня тема нашего урока: «Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы».
Цель урока - применить знания о доходах и расходах семьи, установить и проанализировать связь между доходом и расходом семьи. В ходе урока мы убедимся в необходимости владения знаниями о постоянных и переменных расходах в жизни.
Проверка домашнего задания. Постановка цели: разгадать кроссворд.
Уточнение направлений, актуализация изученного материала.
Ваша задача применить знания о доходах и расходах в разгадывании кроссворда
(Приложение №1).
Готовность учащихся к активной познавательной деятельности
Учащиеся разгадывают кроссворд. Записывают ответы
По горизонтали:
постоянные;
4) доход;
5) пенсия;
По вертикали:
переменные
расходы;
банк.
Сверяют ответы на экране.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 3 с ответами.
3.Осмысление содержания и последовательное применение практических действий при выполнении представленных заданий (17 мин).
Концентрирую внимание детей, готовлю к дальнейшей работе.
По цвету карточек вы определились, в какой семье вы сегодня работаете, а теперь распределитесь, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня выступать на уроке. Выберите главу семьи, который будет давать ответы от имени семьи.
Помимо этого вы начнете процесс зарабатывания денег и будете вести расчетный лист (Приложение№2), занося в него количество монет (Приложение№7), которое вы заработаете в течение урока. Эти данные ведет в каждой семье глава.
Активизация познавательного интереса, задание направлено на выяснение качества и уровня овладения знаниями.
Воспитание чувства сотрудничества, взаимопомощи.
Вспомним и проверим наши экономические знания.
Задание №1.
Попробуйте, назвать, какие виды доходов ваша семья может предположительно иметь за месяц?
Зафиксируйте ваши доходы в специальных карточках №1 (Приложение№3) с левой стороны и примерную денежную сумму, которую вы можете получить за ваш доход.
Вам дается 2 минуты на обдумывание ответа.
После ответов учащихся на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи: заработная плата, доход от владения имуществом, доход от сбережений, доход от предпринимательской деятельности, государственные выплаты – пенсии, пособия на детей.
За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.
Дифференциация работы учащихся по теме.
Распределение заданий в семье.
Развитие долговременной памяти, логического мышления.
Задание №2 (Приложение№4).
Задание № 2 разноуровневое, на зеленых карточках задание более сложное, чем на желтых.
Ваша задача определить, какой вид дохода можно получить от данного вида деятельности и записать это в данных вам карточках.
На экране появляются ответы.
За правильные ответы дети получают соответствующие монеты.
Выявление качества и уровня овладения знаниями по данной теме.
Обеспечение восприятия, осмысления.
Задание №3.
Хорошо. А теперь давайте вспомним, каким образом люди распоряжаются своими доходами? В течение 1 минуты попробуйте перечислить расходы семьи в течение месяца. В специальных карточках №2 (Приложение№5) с левой стороны запишите, что вы хотите приобрести в ближайшее время и примерную денежную сумму, которую вы можете заплатить за эти приобретения.
Из того, что вы записали, перечислите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Как мы их называем?
Давайте посмотрим на другую группу расходов. Перечислите их? Как они называются?
Проверка ответов на экране.
За правильные ответы дети получают дополнительные монеты.
Углубление знаний о расходах. Развитие мыслительных способностей.
Задание №4 (Приложение№6).
В этом задании вы будете применять знания о видах расходов. Возьмите карандаш и в карточке отметьте нужный ответ.
Дети делятся на 3 семьи; выбирают роль, в которой будут выступать(на столах находятся карточки с надписями: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН-СТУДЕНТ, ДОЧЬ-ШКОЛЬНИЦА, ДЯДЯ, ТЕТЯ); прикрепляют карточки с надписями. Представляют главу и
фамилию семьи.
Каждый ребенок исходя из его роли, обдумывает свой вид дохода, который он приносит в семью.
Дети фиксируют ответ в карточку №1, и глава семьи сигнализирует о готовности, поднимает светофор. Глава семьи дает общий ожидаемый ответ.
Учащиеся прослушивают ответы всех глав семей.
Сравнивают ответ своей семьи с образцом на экране
Семьи получают монеты, которые стимулируют дальнейшую деятельность учащихся.
Учащиеся выполняют задание, записывают ответы в карточки
I. 1.аренда, арендная плата
2.процент на положенные в банк деньги
3. государственные выплаты.
II. 1. зарплата
стипендия
пенсия.
Главы семей дают ответы.
Учащиеся прослушивают ответы всех семей.
Сравнивают ответ своей семьи с образцом на экране, исправляют неточности, если они имеются.
Семьи получают монеты, которые стимулируют деятельность учащихся.
Учащиеся определяют и записывают расходы семьи в течение месяца.
Выделяют постоянные расходы и отвечают: «Затраты на еду, оплату коммунальных услуг, оплата учебы это постоянные расходы».
Выделяют переменные расходы и отвечают: «Затраты на различные покупки, посещение кино, бассейна- это переменные расходы».
Сравнивают ответ своей семьи с образцом на экране, исправляют неточности, если они имеются.
Семьи получают монеты, которые стимулируют деятельность учащихся.
Анализируют виды расходов, выделяют постоянные расходы:
- оплата коммунальных услуг;
- оплата учебы в институте;
- расходы на еду.
Главы семей сигнализируют о готовности и дают ответы.
Проверка ответов на экране.
За правильные ответы дети получают дополнительные монеты.
Слайд 4.
Слайд 4 с ответами.
Слайд 5.
Слайд 5 с ответами.
Слайд 6 с ответами.
Слайд № 7
Слайд 8.
Слайд 8 с ответами.
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания (7 мин).
Представление возможности самостоятельно применения знаний по теме.
Задание №5.
Работа с книгой на странице 166 – 167.
Вам нужно решить задачу №4 самостоятельно в своей рабочей тетради.
Выполняют задание, требующее применение знаний.
Дети читают задачу, анализируют данные в ней. Определяют виды расходов и вычисляют постоянные и переменные расходы.
Сверяются с ответами на экране.
Устраняют ошибки и неточности
Слайд 9.
Слайд 10.
5. Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий (8 мин)
Формирование умения обобщать полученную информацию и выделять главное.
Убеждение в необходимости знаний о доходах и расходах на основе реальных жизненных факторов. Подчеркиваю неотрывную связь между экономическими знаниями и жизнью семьи.
Задание №6.
Во время предыдущих заданий вы заполняли специальные карточки №1 и №2. Давайте сейчас обратимся к ним. В них вы записали сначала свои доходы в карточке №1 и какие расходы будут в вашей семье в карточке №2.
Поощряю интерес к учебе, стимулирую стремление к знаниям.
Подведите итоги ваших доходов и расходов. Скажите, все ли вы можете приобрести на данный момент? Если нет, то почему? Что можно отложить до следующего пополнения семейных доходов?
За правильные ответы и выводы детям выдаю соответствующие монеты.
Убеждаются в необходимости знаний о доходах и расходах на основе реальных жизненных факторов.
Отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся знания.
Варианты ответов:
- В нашей семье достаточно средств на все предполагаемые расходы.
- В нашей семье недостаточно средств на свои расходы, поэтому мы решили сократить переменные расходы на покупку нового телевизора до следующего пополнения семейных доходов.
- В нашей семье достаточно денег на все предполагаемые расходы. В этом месяце доход был больше чем расход, поэтому мы решили положить свободные денежные средства в банк, чтобы получить дополнительный доход.
Слайд 11.
6.Подведение итогов. Выставление оценок (5 мин).
Создание логической завершенности урока.
А сейчас давайте подведем итоги в ваших расчетных листах. Подсчитайте, какое количество вы заработали всей семьей.
Подведение итогов занятия о достижении поставленных целей.
Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. Мы с вами применяли знания о доходах и расходах, установили и проанализировали связь между ними.
Рефлексивная оценка.
Мы с вами хорошо поработали.
Что помогало вам в работе?
Оценивание деятельности семей на уроке.
Вся семья, заработавшая наибольшее количество монет, получает наивысший бал. В двух других семьях получают на бал ниже.
Учащиеся совместно подводят итог деятельности своей семьи.
Глава семьи сдает расчетные листы учителю.
Понимают необходимость экономических знаний на основе реальных жизненных ситуациях.
Ответ детей: «В работе нам помогала дружба, взаимовыручка, взаимопомощь».
7. Информация о домашнем задании (2 мин).
Реализация принципа выбора.
Даю с целью закрепления и углубления знаний по теме, развиваю творческие способности, логическое мышление.
Урок 24-25, стр. 167, №4 (2) решить задачу.
Урок 24-25, стр. 167 – 168, №5 составить кроссворд
Выберете одно из заданий.
Оценка выполнения задания будет разной.
Решение задачи – это на оценку «4»; составление кроссворда из экономических понятий - это на оценку «5».
Записывают домашнее задание в дневник.
Слайд 12.
15