конспект урока по СБО на тему: Расходы на удовлетворение культурных потребностей
Сбо 9 кл Тема: «Расходы на удовлетворение культурных потребностей и текущие расходы». Практическая работа : «Упражнение в подсчете расходов на удовлетворение культурных птребностей».
Цели:
определить возможные статьи доходов и расходов в семье,
практическое закрепление навыков расчета расходов на удовлетворение культурных потребностей и текущих расходов.
Задачи.
Образовательная (дидактическая): формировать знания учащихся о расходах на удовлетворение культурных потребностей и текущих расходов.
Расширить знания и практические умения о подсчете расходов на культурные потребности.
Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающая: развивать познавательную деятельность и логическое мышление. Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Развитие логического мышления при работе с загадками.
Воспитательная: практическая подготовка учащихся к жизни в социуме. Воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой
Оборудование. Настольные игры, карточки.
Наглядность: презентация по новой теме;
презентации учеников на тему “Моя семья” ;
приложение 1 для Ролевой игры “Бюджет семьи”;
приложение 2 тест
.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка присутствующих.
II. Вступительная часть:
Актуализация опорных знаний.
-
-
-
III. Объяить тему и цель.
IV. Объяснение нового материала.
- Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
- Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
- Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши и важно выбрать наиболее подходящие на весу.
- Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходом, - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (таб. 4).
Таблица 4. Структура семейного бюджета.
Источник дохода % от общего дохода Вид расхода % от общего расхода
Заработная плата членов семьи 80 Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др. 15
Пенсии, стипендии, пособия 9 Питание 40
Доход от личного подсобного хозяйства 4 Непродовольственные товары: одежда. Обувь, мебель, предметы домашнего обихода 30
Доход из других источников 7 Культурные потребности (кино, театр, музей) 10
Накопления, сбережения 5
- Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего из ваших родителей является домашним бухгалтером.
- Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников (схема 3).
- Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
- Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
- Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д.
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).
Вид расхода %от
общего
расхода
Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др. 15
Питание 40
Непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель, предметы
домашнего обихода 30
Культурные потребности (кино, театр, музей)
Накопления, сбережения 10
5
Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.
V. РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите шестером за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.
(Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.)
Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени. Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “ избыточным ”
Продолжим нашу ролевую игру. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)
VI. Закрепление нового материала. (тест)
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.