Исследование Путаевой Эвелины, ученицы 10 класса, Великий шелковый путь


Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ
«Бичкн Торскн»
Номинация «Летопись родного края»
«Великий Шелковый путь в истории и культуре Калмыкии»
Подготовила:
Путаева Эвелина Санановна,
учащаяся 10 класса МКОУ
«Харбинская средняя
общеобразовательная школа »
Адрес: 359315 РК, Юстинский район,
п. Харба, ул.Т.Хахлыновой, 23
Дом.адрес: 359315 РК Юстинский район, п. Харба,
ул.Коммунистическая, 46
контактный телефон: 89371900423
e-mail:narvera@yandex.ruРуководитель:
Кикеева Александра Хулгнаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Харбинская средняя
общеобразовательная школа»
Адрес ОУ: 359315, РК Юстинский район, п. Харба, ул.Т.Хахлыновой, 23
контактный телефон: 89371935251
e-mail: narvera@yandex.ru Харба, 2016
Оглавление

Введение.
Калмыкия в истории Великого шелкового пути
Основная часть.
2.1. Великий шелковый путь.
а) начало Великого шелкового пути;
б) торговля шелком;
в) шелковый путь и восточная кухня;
г) шелковый путь, медицина и фармакология;
д) «бумажный» шелковый путь.
е) участие калмыков в торговле по Великому пути
2.2. Современность и Великий шелковый путь
2.3. Калмыкия и Великий шелковый путь.
3. Заключение
4. Использованная литература
5. Приложение
1. Введение
Моя малая родина – Калмыкия - тоже имеет свою историю, связанную не только с историей страны, но и с мировой историей. Изучение истории родного края всегда будет актуальным, ведь каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны. Безусловно, необходимо, чтобы мы хорошо знали свои истоки, богатую историю своего Отечества, своего края. Я заинтересовалась историей Великого Шелкового пути, его маршрутами, когда этим летом побывала на экскурсии в Национальном краеведческом музее имени Н.Н.Пальмова.
Объект нашего исследования: северная ветвь Великого Шелкового пути.
Предмет исследования: прохождение этой ветви через территорию современной Калмыкии.
Гипотеза: если изучить материалы по истории Великого шелкового пути, то можно доказать, что часть этого пути проходила по территории современной Калмыкии.
Цель нашего исследования – выяснить, что северная ветвь Великого Шелкового пути проходила через территорию нашего степного края.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить материалы по истории Великого Шелкового пути;
- определить маршрут северного ответвления Великого Шелкового пути;
- собрать материалы, доказывающие прохождение Великого Шелкового пути через территорию Республики Калмыкия.
Научное изучение Великого Шелкового пути началось во второй половине XIX века учеными многих стран. Значительный вклад в его исследование внесли западноевропейские, русские и японские ученые. Библиография научных работ о Великом Шелковом пути насчитывает не одну тысячу названий: монографии, книги, брошюры, статьи, доклады, тезисы.
В своей работе мы опирались на труды Магидовича И.П., Магидович В.И., Петров А.М., Радкевич В.А., Скрипкин А.С., а также публикации
научных сотрудников КИГИ РАН, статьи газет «Известия Калмыкии», «Утро Калмыкии», газеты «Труд».
В своей научной работе мы использовали следующие методы исследования:
знакомство с научной литературой;
работа с картами, с экспонатами, с архивными материалами;
наблюдение, анализ, синтез;
свободная беседа, фотографирование и др.
Данное исследование можно применить на уроках истории, краеведения, на занятиях кружка по изучению истории малой родины.

2.Основная часть
Великий шелковый путь.
а) Начало Великого шелкового пути
Калмыцкая степь – музей под открытым небом. Здесь сконцентрировались археологические памятники почти всех времен и народов. Среди археологических находок немало вещей восточного происхождения. Такому значительному сосредоточению разных цивилизаций на относительно небольшой территории способствует выгодность географического положения Калмыкии. Эта территория представляет собой «узкое горлышко» песочных часов между Азией и Европой, сквозь которое переливались людские потоки с запада на восток и с севера на юг. Ни одно объединение кочевников не могло миновать этот «узел» цивилизаций: скифы, сарматы, гунны, авары, тюрки, булгары, хазары, мадьяры, печенеги, половцы, монголы и другие. Именно здесь был центр одного из ранних государственных объединений Восточной Европы – Хазарии, оказавшей глубокое влияние на историю Европы и Азии. Здесь же пролегало одно из ветвлений Великого Шелкового пути.
Цель данной работы – исследовать, какое наследие оставила эта величайшая торговая дорога в истории и культуре Калмыкии.
Основой исследования послужили материалы, собранные в Республиканской библиотеке имени Амур – Санана и Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН.
История дороги началась в эпоху китайского императора У-Ди (140-87 гг. до н.э.), которому во что бы то ни стало надо было установить прямую связь со странами Средней Азии и Индеей (где продавались породистые скакуны, так необходимые китайской армии). Путь был проложен через степи и пустыни – удобные и безопасные пути. В 104 г. до н.э. китайская армия, миновав пустыню Такла-Макан, перевалила через Тянь-Шань спустилась в Ферганскую долину.
Так встретились древние цивилизации Китая и Средней Азии, а затем и стран Средиземноморья и отчасти Индии. Примерно в то же время был открыт и морской путь в Индию – вокруг берегов Индокитая и Малайи. Так возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья – Великий шелковый путь, пересекавший с востока на запад всю Азию.
Шелковый путь начинался в столице Китая Лояне (около 500 км. северо-западнее Чанъаня). Часть богатств: шелк, рис, чай, всевозможные продукты долины Янцзы и Южного Китая, отправляли на запад. От ворот Чанъаня по Великому шелковому пути шли купеческие караваны, в которых бывало до 10 тыс. верблюдов, лошадей, мулов, навьюченных разнообразными товарами.
б) Торговля шелком
Больше всего везли шелка – удобного для дальних перевозок, легкого и высокоценимого товара в странах Европы и Среднего Востока. Именно поэтому дорога и получила такое название. Шелковый путь как научное понятие ввел в 19 веке немецкий географ Ф.Рихтгоф.
Торговля шелком – особая глава в истории Великого шелкового пути. В шелка одевались римские и византийские вельможи, западно-европейские, иранские и арабские феодалы. Невероятно высокий уровень цен на шелк сохранился спустя несколько веков и у преемницы древнего Рима – Византии. Основная причина такой популярности этой ткани – нежная структура , легкость при ношении и гигиенические преимущества.
в) Шелковый путь и восточная кухня
Среди других товаров Великого пути можно выделить табуны породистых лошадей, которых перегоняли через пустыни без потерь, свежие фрукты также выдерживали далекие путешествия. Каждый плод или гроздь винограда заворачивали в хлопок. Дыни отправляли на льду в свинцовых ящиках. Сухофрукты же были товаром самым прибыльным. Персики попали в Среднюю Азию из Китая. В китайских садах это дерево давало не очень большие урожаи, но у самаркандских садоводов они прошли невероятно удачную селекцию и возвратились в Поднебесную в уже совершенно новом качестве.
г) Великий шелковый путь, медицина и фармакология
Не меньшее значение имело распространение по этим торговым путем медицинских знаний, лекарств и фармакологического опыта.
О фармакологических свойствах пряностей и благовоний прекрасно осведомлена уже античная медицина. Гиппократ в состав противовоспалительных средств включает корицу. Перец, например, лечит столбняк, лекарство от плеврита у него содержит кардамон. В препаратах другого крупнейшего авторитета античной медицины – Галена постоянно присутствуют перец (черный, белый, длинный), имбирь – особенно при желудочных заболеваниях, корица, нард, тропическое алоэ. И вот обилие рецептов мусульманской фармакологии по торговым путям вместе с пряностями перекочевало в европейскую медицину. Поэтому и начался торговый бум на эти продукты, поэтому и понятен столь ажиотажный спрос на перец и пряности со стороны европейского общества.
д) «Бумажный» шелковый путь
Шелковый путь можно было с таким же успехом назвать «бумажным». Так как именно по нему китайцы передали остальному миру ещё одно своё гениальное изобретение – бумагу. Её производство за пределами Поднебесной впервые было налажено в VIII веке китайскими ремесленниками в Самарканде. Оттуда она распространилась на запад и вытеснила прежний писчий материал – пергамент и бычью кожу.
В начале нашей эры по этому пути прошли буддийские проповедники из Индии, а в 13-14 вв. – католические священники из Европы. Распространение буддизма по караванному пространству великолепно иллюстрируется наличием
там множества древних больших и малых храмов (ступ), других памятников и археологических находок. Обмен духовными ценностями – это величайшее
достижение деятельности Великого шелкового пути. Буддизм, например, вызвал в Китае подъем и расцвет философской мысли, науки и литературы уже на качественно ином, чем прежде, уровне.
е) Участие калмыков в торговле по Великому шелковому пути
Судьба калмыков, упомянутых в китайских источниках под именем «калмауки», самым тесным образом связана с Великим шелковым путем.
Одна из веток Великого шелкового пути, шедшая из Бактрии и Согдианы к нижнему Поволжью, проходила через территорию современной Калмыкии. Как
определяют научные источники, она примерно совпадает с линией Крымского тракта, древней дороги, показанной на многих отечественных и зарубежных картах XVII – XIX вв. Она начиналась в районе Астрахани, пролегала через Яшкульские озера на запад и заканчивалась на Крымском полуострове.
Калмыцкое название Крымского тракта шелкового пути назывался «Ик эмяльтя халга» - «Дорога большого седла». Это прямое указание на связь пути с караванной торговлей. Шелковый путь на своем маршруте имел караван – сараи, где торговцы Востока могли передохнуть, произвести обмен товарами с местным населением. Возможно, от такого контакта остались образцы дорогих восточных тканей под фибулами богатых захоронений нашей степи? Маршрут этот богат археологическими памятниками, которые постоянно обследуются.
В 1987 году удача сопутствовала археологу Н.Л. Лапе. В половецком захоронении, располагающемся к юго-западу от поселка Цаган-Усн Яшкульского района, ему удалось обнаружить образец дорогой ткани, в орнаменте которой усматриваются восточные мотивы.
Благодаря выгодному географическому положению и равнинной территории, кочевому образу жизни, навыкам обращения с конями и верблюдами, предки современных калмыков имели возможность быть
проводниками на Крымском тракте, зарабатывая немалые деньги, а главы семей получать те товары, которые сами не могли произвести.
Ранние китайские источники содержат важнейшие описания калмыцкой степи. Так, в 84-м свитке Суйских летописей описаны народы телэ – западные тюрки, жившие на северном побережье моря Ли (Каспийского) у реки Адэ (Волги). Определенные сведения об этих местах есть и в сочинениях Марко Поло.
Миграция калмыков в XVI – XVII вв. на новую родину (место своего современного проживания) проходила северными трассами Шелкового пути, являя собой последнюю волну Великого переселения народов. В XVIII в. паломничество калмыков в Тибет к святыням ламаизма было обычным
явлением. Официальный путь шел почтовыми трактами через Сибирь, а неофициальный – по традиционным маршрутам Великого шелкового пути через государства Средней и Центральной Азии. По этому пути в Калмыкию поступали предметы культа, лекарства, религиозная литература, бывшие специфичными для Шелкового пути товары, вызывавшие удивление европейцев. Особенно калмыцкий чай. Ян Потоцкий, польский историк и писатель, посетивший в 1797 году калмыцкие кочевья, отметил, что «чай, который калмыки выписывают из Китая, совсем не похож на наш. Он состоит в толстых дощечках, твердых, как кирпич, покрытых тонкою бумагою… Калмыки варят чай с молоком и маслом, делают, таким образом, из него питьё здоровое и крепительное».
2.2. Современность и Великий шелковый путь
Таким образом, время существования Великого шелкового пути – огромная часть сегодняшней, действующей материальной и духовной культуры большого количества стран и регионов, в том числе юго-западных территорий Российской Федерации. Задача населения, научных и общественных организаций Калмыкии – продолжить изучение этой части своей истории и культуры, сохранить имеющиеся артефакты и сделать их доступными для всего
общества и использовать для межкультурных отношений со странами Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии и Дальнего Востока.
В апреле 2002 года началась научно-гуманитарная экспедиция «По следам Великого шелкового пути», организованная Федором Конюховым при содействии Современного Гуманитарного Университета и Правительства РК, протяженностью более 1600 км первый этап экспедиции проходил в степях и полупустынях Прикаспийской низменности. Впервые, со времен Второй
мировой войны, в Калмыкии был сформирован, обучен и отправлен в длительный переход караван из 13 верблюдов и 10 лошадей местной породы.
Все участники: и люди, и животные – успешно выдержали испытания, открыв новую эру караванновождения в России. Не случайно выбирался и сам
маршрут: именно по территории нынешних калмыцких степей, от низовий Волги до азовского побережья, проходила когда-то северная ветвь Великого шелкового пути. Пересекаясь с Великим волжским путем, «из варяг в греки», она образовывала в этих местах своеобразный перекресток цивилизаций, на протяжении веков и тысячелетий связывающий Восток и Запад, Север и Юг.
Мы планируем продолжить это интересное исследование.
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования наша гипотеза о том, что через территорию современной Калмыкии проходила северная ветвь Великого Шелкового пути, подтвердилась. Чтобы достичь своей цели, доказать, что наша гипотеза имеет место, мы изучили научную литературу о Великом Шелковом пути и узнали, что это караванная дорога, которая связывала Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и Средние века.
Кроме того, мы выяснили, что существовала северная ветвь Великого Шелкового пути, которая встречается на картах Великого Шелкового пути. Экспонаты и архивные материалы краеведческого музея им.Н.Н.Пальмова,
а также научные статьи ученых, изучающих историю Великого Шелкового пути, позволили нам достичь цели. Мы доказали, что северная ветвь Великого
Шелкового пути проходила через территорию современной Калмыкии, так как многие археологические находки относятся к VIII – началу XI в.
Помимо культурно - исторического, она имеет и большое экономическое значение. В прошлом году о возрождении Великого Шёлкового пути заговорили с высокой трибуны лидеры двух государств: Китая и России. И уж в этом году проект обещает быть реализованным. В свете этих событий изучение истории Великого шелкового пути оказалось как нельзя кстати.
Практическая значимость работы. Она послужит материалом на уроках истории, краеведения, на занятиях кружка по изучению истории малой родины.
Список используемой литературы.
Магидович И.П. «Очерки истории географических открытий» г.Москва, «Учпедгиз», 1949 год
Магидович В.И. «Эпоха великих открытий» М., 2003 год
Петров А.М. «Великий шелковый путь (о самом простом, но мало известном)» г. Москва, издательство «Восточная литература», 1995 год
Радкевич В.А. «Великий Шелковый путь». М. Агромпромиздат. 1990
Скрипкин А.С. «Великий шелковый путь в истории Юга России». Российский исторический журнал – 1994 - №1
«Известия Калмыкии» 13 июля 1996г. Е. Цуцкин статья «Великий шелковый путь»
«Известия Калмыкии» 11 сентября 2004г.
«Элистинские новости» 19 апреля 2002г.
«Известия Калмыкии» 14 июня 2004г.
«Утро Калмыкии» 7 сентября 2001г. Старший научный сотрудник КИГИ РАН статья «Дорогами древности »
Приложение к газете «Первое сентября» «География» № 6 за 1993 год
Газета «Труд» 16 июня 2006г.
Приложение

Карта Великого Шелкового пути, на которой отмечена северная ветвь,
огибающая Каспийское море.

На этой карте мы видим большие торговые города Азии, город Сарайчик,
расположенный на берегу Каспийского моря.
Великий Шелковый путь на картинах художников




Шелк был основным товаром, который китайские купцы торговали в другие города.

Образцы шелка династии Хань

Великий Шелковый путь и его товары

Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

В Калмыкии при поддержке Русского географического общества проходят туры на верблюдах «По Великому Шелковому пути». Маршрут разработал географ и путешественник Юрий Сангаджиев по итогам уникальной экспедиции «Великая степь - перекресток культур и дорог».