Презентация по музыке Хоровое пение и исполнительская деятельность на уроке музыке.
Мастер-класс "Хоровое пение и исполнительская деятельность на уроке музыки"
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я хочу задать вам вопрос: чему учит на уроках учитель музыки?
Это основные разделы урока музыки (слушание, пение, музыкальная грамотность, творческая деятельность). Но я сегодня хочу остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно – пении.
В школьных занятиях музыкой умение или не умение слышать музыку, музыкальность детей, особенно ярко дает о себе знать в пении. Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки». Путь к хору в классе ведет через кропотливую индивидуальную и групповую работу – сольное и ансамблевое пение. Оно необходимо, особенно на начальном этапе, чтобы выявить, на каком уровне находится каждый ребенок, составить программу его вокального развития, а также спланировать вокально-хоровую работу класса.
Я хочу провести маленький эксперимент. Мне понадобится сейчас помощь одного коллеги. Я попрошу вас исполнить любую, знакомую вам песню.
Попрошу рассказать о своих ощущениях. (Волнение, зажатости)
От чего появилась зажатость, волнение у вас? (Неожиданное выступление на публике)
Негативную роль в сольном исполнительстве играет состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая.
Перед нами был взрослый человек. А каково ребенку? Да, есть активные, смелые, но сколько талантливых, одаренных но робких детей? Школьники при выступлении перед одноклассниками и учителем часто теряются. Для них это сравнимо с концертным исполнением. Поэтесса Л.Фадеева очень точно передала это эмоциональное состояние ребенка в стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене.
Зал затих.
И я молчу,
Не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
Проанализировав проблемы, которые ведет за собой психологическая зажатость, можно сделать вывод, что если от нее не избавляться, то ребенок вряд ли научится петь. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка. Чувство неуверенности в себе, волнение и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни. Эта проблема, наверно, знакома многим учителям разных предметов. И каждый ищет свои пути ее решения.
Сегодня на свой мастер-класс я принесла черный ящик. В нем находится то, что позволяет мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении. То, что воссоздает реальные и воображаемые предметы, образы, Помогает ребёнку познавать окружающий мир и служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического его воспитания. Широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Предмет, предназначенный для игры. Что это может быть? игрушка)
Это театральная кукла. Давайте нашей кукле дадим имя. (отдать выбранному конкурсанту пообщаться с куклой)
Опять приглашу участника на импровизированную сцену. А теперь ту же песню нам исполнит кукла (имя куклы)
Вопрос участнику: Что изменилось по сравнению с первой ситуацией в ваших ощущениях? Почему? (появилась уверенность, так как внимание публики было сконцентрировано на кукле)
Перенос внимания публики на куклу. Ребенку это позволяет «спрятаться» за нее. Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.
Вопрос в зал: Уважаемые коллеги, отличалось ли это исполнение от первого? Каким оно стало? (Более выразительным)
Необходимость исполнять выразительно при использовании театральной куклы становится более естественным и проявляется даже неосознанно.
Я применяю кукольный театр и при работе над отдельными песнями, а также вместе с детьми мы ставим небольшие музыкальные кукольные спектакли .Сегодня я хочу совместно с вами проследить все основные этапы работы над кукольным спектаклем, составить постановочный
план.
С чего, на ваш взгляд, начинается работа над спектаклем? (Ответы)
Подготовительный. На данном этапе осуществляется выбор материала, анализ. Обычно, за основу берется программный материал. Сегодня я предлагаю обратиться к детской музыкальной опере «Волк и семеро козлят» М.Коваля. по программе с ней знакомятся дети во 2 классе. За основу сюжета взята одноименная народная сказка. Давайте вспомним основных действующих лиц, и в чем заключается сюжет сказки? Сюжет и музыка доступны и интересны детям. Что дальше, какая работа проделывается после того как выбран материал?
Репетиционный период – самый содержательный этап, включает в себя множество видов работы – от знакомства с куклой до работы над драматургией всего спектакля. Заключительный – показ спектакля.
Я сегодня хочу остановиться на самом содержательном этапе. Он включает и работу непосредственно с куклой, и работу над драматургией всего спектакля. Остановимся поподробнее
на работе с куклой.
На что должна быть направлена работа на этом этапе прежде всего? (создание образов героев, в том числе и музыкального) Скажем так – что должна уметь делать кукла? (двигаться и петь)
При работе над движением куклы я сталкиваюсь с двумя проблемами: либо ребенок очень вялый и здесь требуется комплекс упражнений на напряжение мышц, либо он чрезмерно напряжен, и здесь требуется комплекс театральных упражнений на расслабление мышц. Напомню, что данные проблемы (зажатость всего организма) могут отрицательно сказаться и на пении. Все упражнения очень просты, выполним некоторые из них, мы с детьми выполняем их всегда под музыку:
Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)
Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)
Гребет на веслах
Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)
После упражнений мы переходим к работе непосредственно с куклой. Скажите, от чего зависит характер движений кукол в музыкальном спектакле? (от музыки, от того какой музыкальной характеристикой наделил композитор каждого героя) Здесь я обращаюсь к методу импровизации. Ребята должны сами привести в движение куклы. Вернемся к героям оперы. Помочь мне привести их в движение я попрошу коллег. Я попрошу вас, послушав музыку, представить характеры героев, а при повторном исполнении, попробовать передать этот характер в движениях.
Работа с группой. Задача привести в движение кукол-героев оперы «Волк и семеро козлят».
Куклу мы в движение привели. Но она еще должна петь, и озвучивают ее дети. Скажите, чем отличается пение в классе от пения на сцене, или из-за кукольной ширмы?
Пение со сцены, а особенно из-за ширмы, отличается от обычного: необходимо хорошее дыхание и четкая дикция, с этой целью ввожу разнообразные комплексы упражнений, положительно сказывающихся на пении. Я уверена, что многие из вас используют гимнастики на дыхание, дикцию, мне же они, как вы понимаете, просто необходимы.
Формирование четкой дикции и правильного дыхания является общей задачей музыкального и театрального развития детей.
Что такое дикция?
Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции, с этой целью проводится артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.
Упражнение №3
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Упражнение №4
Скороговорки
проведение элементов вместе с участниками мастер-класса
Важная неотъемлемая часть вокальной работы и работы над постановкой кукольного спектакля – это работа над дыханием. Я использую дыхательную гимнастику на основе методики А.Н. Стрельниковой. Я открыла ряд преимуществ данной методики. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Гимнастика адресована профессиональным актерам и певцам. Гимнастика также показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики проблем с дыханием и голосообразования. Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников. Также гимнастика очень хорошо позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. Я думаю, будет не плохо, если некоторые упражнения сделаем и мы.
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
проведение элементов вместе с участниками мастер-класса
После работы над дыханием, дикцией, обычно идет работа над выразительным исполнением. Вспомним начало мастер-класса (естественное выразительное исполнение при использовании театральной куклы). Поэтому данный этап проходит быстрее, удачнее. Это еще один плюс использования кукольного театра в исполнительской деятельности на уроке музыки.
Д.Б.Кабалевский подчеркивал необходимость творческого развития детей, прежде всего на собственном исполнительском опыте. «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должен стремиться каждый учитель музыки».
Спасибо за внимание.
15