Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон.
Конспект урока
Тема: Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. 1 курс (слайд 1)
Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость.
Задачи:
Показать значение Бородинской битвы как кульминации всего действия и как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого – «мысль народная».
Развивать умение сравнивать героев литературного произведения (Кутузов и Наполеон).
Воспитывать уважение к выдающимся историческим событиям и личностям.
Оборудование: тексты романа «Война и мир», презентация к уроку, составленная в программе MS Power Point, мультимедийная установка, фрагменты видеофильма, видеоролики.
Литература и ресурсы сети интернет:
Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс
полугодие/ И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. – М.: ВАКО, 2004. – 416с.
Толстой, Л.Н. Война и мир: в 2 книгах. Книга 2. Том 3,4 / Л.Н. Толстой. – М.: АСТ, 2009. – 732с.
Роговер, Е.С. Русская литература второй половины 19 века: учебное пособие/ Е.С. Роговер. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007. – 352с.
http://www.proshkolu.ruhttp://www.youtube.comХод урока
1.Орг. момент
-Здравствуйте! Садитесь. Начинаем наше путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
2.Объявление темы и цели урока
Просмотр видеоклипа «Война 1812 года»
http://www.youtube.com/watch?v=-YdmBrvdF_k
- Как вы думайте, какому событию будет посвящен наш урок?
- В каком произведении Л.Н. Толстого это событие описано?
- Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века. Каких?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
Тема: Отечественная война 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон
Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Л.Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость и сравним две ключевые фигуры этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузова и Наполеона.
3. Объяснение нового материала
- Работа с эпиграфом
Давайте обратимся к эпиграфу. Кто же помог одержать победу?(слайд 2)
Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года. Л. Н. Толстой
Вступительное слово учителя
Война 1812 г. оставила в истории России неизгладимый след. Эта война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи крепостными.
В 2012 году Россия отмечает 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну.
Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль – «мысль народная», здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.
Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.
Из письма жене: «Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!»
В романе «Война и мир» Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Анализ с элементами беседы
- Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти и убивать себе подобных» (ч.I, гл.l)?
(Автор в сцене переправы через Неман (ч.1, гл. 2) рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии, оказывается, тоже существует единство - и среди солдат, и между ними и их императором.) - На чем основано это единство?
(Единство это было корыстным, единством захватчиков.)
Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного.
- На чем основано единство русских солдат?
Единство же русских людей основано на другом - на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.
- Рассмотрим более подробно Бородинское сражение (слайд 3) - это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление «захлебнулось»; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев.
Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т.к. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.
- Каково было настроение французского лагеря (гл.26-29)?
Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно нaдo выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.
- Как проявила себя Батарея Раевского (гл.31-32)?
Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов.
- А как ведут себя Наполеон и Кутузов в битве (гл.33-35)?
Наполеон, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл.35). Французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска.
Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне. (слайд 4)
Просмотр фрагментов видеофильмов «Кутузов» и «Наполеон» http://www.youtube.com/watch?v=MQ0nMVs2REY http://www.youtube.com/watch?v=3NM8coCsv2I- Какими предстают здесь Кутузов и Наполеон?
Работа с опорными конспектами
Обратимся к ОК «Кутузов» (слайд 5) и «Наполеон» (слайд 6)
Работа с таблицей «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона» (слайд 7, 8)
- А сейчас сопоставим этих двух героев с помощью таблицы, что общего и различного в этих образах.
Работаем с тезисами (на партах листы с тезисами) и по ходу заполняем таблицу.
- Исходя из этой таблицы, какой можно сделать вывод? (слайд 9)
Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы романа - эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армии грабителей, мародеров и убийц.
Кутузов - истинный вождь, избранный народом. Наполеон - олицетворение антинародных интересов, законов.
4. Рефлексия (слайд 10)
Составьте синквейн о войне 1812 года или ее героях.
Вспомним строение синквейна:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Наполеон (слайд 11)
Прославленный, смелый
Воевал, ликовал, бежал
"Открыл себе он путь через Россию к аду"
"Маленький капрал"
Кутузов
Доблестный, прекрасный
Возглавил, разбил, победил
"Русь от врага освободил"
Герой
5. Подведение итога урока
Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.
И сегодняшний урок хочется закончить гимном Бородинскому сражению.
Просмотр видеоклипа «Гимн Бородинскому сражению» http://www.youtube.com/watch?v=jNKXoqFESaQ
6. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (слайд 12)
Спасибо за урок! (слайд 13)