Урок — путешествие на тему Люблю мой славный городок…
Тема: «Люблю мой славный городок»
Форма проведения: заочная экскурсия по святым местам г.Арзамаса.
Мероприятие предназначается для детей 7 класса.
Цель: воспитание чувства красоты, формирование любви к своей малой Родине.
Задачи:
1. Приобщать детей к православной культуре.
2. Воспитывать любовь к искусству, к традициям духовного наследия.
3. Развивать творчество и интеллектуальный потенциал учащихся.
План воспитательного мероприятия:
1. Выступление учащегося со стихотворением «Арзамасская сторона»(3-4 мин)
2. Выступление ведущего-экскурсавода.(30-40мин)
3. Подведение итогов мероприятия. (2-3мин)
Оборудование: использование ТСО.
Использованная литература и методические материалы
1.Д.А.Абкин, З.Е.Ерофеева, С.Ф.Кирилюк, и др. «Город Арзамас(путеводитель); изд. «Горьковская правда» 1972г.
2. А.Плотников «Стихи разных лет»; издательство Арзамасского педагогического института им. А.П.Гайдара,2010г.
«Арзамасская сторона».
Здравствуй, славная, незабытая,
Знаменитая старина,
Вся легендами перевитая
Арзамасская сторона.
И луга, и поля раздольные,
Золотая хлебов волна,
Звоны вольные колокольные,
Арзамасская сторона.
Много добрых дел миру явлено,
Нас пытала беда-война.
Мастерами она прославлена,
Арзамасская сторона.
Он нелегок – путь, нами пройденный,
Верим в лучшие времена.
Край отеческий, наша Родина,
Арзамасская сторона.
А.Плотников
Есть сотни маленьких городов России, никто даже не знает об их существовании. А вот Арзамасу повезло. Этот небольшой провинциальный городок прочно связал себя с историей русской литературы.
Аркадий Гайдар в своей повести «Школа» писал: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника, красных пионов. Через город мимо садов тянулись тихие зацветшие пруды Город был похож на монастырь: стояло около 30 церквей да четыре монашеских обители.»
Так давайте же с вами заочно совершим экскурсию по этим церквям города Арзамас.
По сведениям статистическо-этнографического отчета по Арзамасскому уезду за 1837 год, в крае числилось 82 церкви, из них: 55 каменных и 27 деревянных, в городе 35 каменных церквей, 2 часовни.
Из 35-ти городских церквей: 7 монастырских, 23 приходские, 2 соборные, 3 церкви при кладбищах. Из кладбищенских церквей Тихвинская, Всех Святых и церковь во имя Сергия Радонежского.
В настоящее время в городе Арзамасе и селе Выездном представлены архитектурные памятники 24-х церквей, из которых 12 – действующие церкви.
Воскресенский собор (Воскресенский приход).
Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм.
Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.
Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств.
Отделочные работы и роспись храма длились 21 год. Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников.
Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой.
Одновременно с Воскресенским собором была построена колокольня. Колоколов было десять. Самый большой весом более восьми тонн был отлит мастером Мартьяновым в Ярославле в 1849 году в память почетного гражданина Арзамаса П.И. Подсосова усердием его сыновей; второй по величине колокол весил около трех тонн. У западных врат храма – две памятные доски с именами строителей и жертвователей.
При холодном соборе была возведена теплая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Церковь вместе с колокольней построена в 1794 году на месте старого каменного храма.
Крестильный храм Казанской иконы Божией Матери при Воскресенском соборе.
Здание Крестильного храма Казанской иконы Божией Матери при Воскресенском соборе является храмом бывшей Введенской церкви (1692-1747 гг.), которая находилась частично на месте Ленинского сада, частично на Соборной площади и принадлежала Введенскому мужскому монастырю.
Введенский мужской монастырь известен с 1652 года – он расположился вокруг деревянной Введенской церкви, построенной годом раньше в центре города и кремля.
С 1689 по 1691 гг. в монастыре подвизался иеросхимонах Иоанн – основатель Саровской пустыни.
Каменный храм монастыря – Введенская церковь, строилась с 1692 по 1747 гг.
В 1864 г. монастырь постигла участь многих российских обителей – он был упразднен, а храм приписан к Воскресенскому собору.
Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" (Воскресенский приход).
Зимний храм, построенный к северу от Воскресенского собора в 1792-1794 на месте старого, тоже каменного храма.
Базиликальная постройка в стиле классицизма с небольшим восьмигранным куполом над восточной частью и трёхъярусной колокольней над западным притвором.
Это «тёплый» зимний храм. Главный престол освящён в честь иконы «Живоносный Источник», два малых - в честь Архистратига Михаила, и Сергия и Германа Валаамских.
Резной иконостас выполнен арзамасскими мастерами Митрящевыми. В храме находится редкий образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы».
Закрыт в 1935. В 1944 возвращён верующим, более не закрывался.
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (Троицкий приход).
Знаменская церковь 1801 г. являлась зимней церковью прихода церкви Троицы Живоначальной ("Белая Троица"), построенной в 1824 г.
Троицкая церковь, имевшая высокую колокольню, утрачена в советское время. На её месте находится памятник академику живописи Александру Васильевичу Ступину, основателю первой провинциальной школы живописи в России.
Здание школы, построенное в 1802 г., находилось рядом с Троицкой и Знаменской церквями. После смерти Ступина в здании школы располагалась Троицкая церковно-приходская школа. В 1910 г. здание школы сгорело и не восстанавливалось.
В советское время в здании Церкви иконы Божией Матери "Знамение" размещался планетарий, затем банк, а после официальной передачи Нижегородской епархии какое-то время он пустовал, и лишь в апреле 2006 года разрушенную святыню начали активно восстанавливать.
13 ноября 2010 в Арзамасе архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Церковь Рождества Христова (Рождественский приход).
Рождественский приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова, построенная по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве, является венцом храмостроительства "золотого века" Арзамаса.
Церковь построена в 1845 - 1852 гг. на средства арзамасского купца А.Я. Заяшникова, который и обратился к Тону с просьбой разработать проект.
С какого времени существовал в Арзамасе Рождественский приход неизвестно. По крайней мере, есть сведения, что еще в начале XVII века в нижней части города, возле речки Шамки стоял двухпрестольный храм в честь Рождества Христова. Один престол его был одноименный названию, второй престол в нем посвящен был Собору Пресвятой Богородицы. Теснота помещения побудила на месте прежнего соорудить новый храм, что и было сделано в 1850-1852гг.
Первая волна ликвидации церквей в XX не коснулась Рождественского прихода, но уже в 1932 г. Смоленский храм был закрыт, а его имущество, необходимое для богослужений в зимнем храме, передается Рождественскому.
Но верующие своими жалобами в Москву на незаконные действия властей буквально отвоевывают обратно свой храм. Это произошло 27 апреля 1936г. Через 3 года в Арзамасе начинается спланированная кампания по закрытию последней городской церкви – Рождественской. 90 городских организаций публично через газету «Арзамасская правда» требуют закрытия «последнего оплота мракобесия». Несмотря на протесты православной общины, 7 апреля 1940 г. Арзамасский горсовет постановил закрытый храм Рождества Христова передать хлебобулочному комбинату под механизированную пекарню...
Сейчас Рождественская церковь реставрируется, внешний облик храма восстановлен, но со значительными упрощениями в декоративной отделке фасадов.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Рождественский приход).
Рождественский приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова.
В настоящее время это полуразрушенное здание.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский приход).
Благовещенский приход имел один храм, который существовал в Арзамасе фактически с начала основания города. Именовалась она «Благовещенская на посаде», так как находилась поблизости от крепостных стен, рядом со Спасским монастырем. Была она деревянной, холодной, с двумя приделами: один во имя святого Иоанна Предтечи и второй Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Рядом стояла каменная церковь, посвященная трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, которая имела тоже придел в честь святителя Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. Приход был «двойной» – одна половина прихожан жила на городской горе по Большой улице, а другая по всему «низу» вперемежку с прихожанами других церквей.
Благовещенская церковь была закрыта в 1929 г. По плану в ней должна была располагаться школа второй ступени, однако вместо нее там разместили общежитие студентов. Иконостасы верхнего храма и фрагменты иконостасов нижнего, власти города продали московской конторе «!Антиквариат», а та, в свою очередь, отправила их за границу. В мае 1930 г. были сняты позолоченные купола, вес которых составил 1647 кг. За советский период в церкви располагался и склад горючего МТС, и сберкасса, и еще ряд различных организаций. Восстановление храма началось зимой 2003-2004 гг. Первая литургия отслужена на Благовещение 2004 г. Реставрация продолжается и по сей день: покрыты главы, позолочены маковки с крестами, строится колокольня.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Тихвинский приход).
Тихвинское городское кладбище в Арзамасе было образовано по указу Синода в 1772 года в связи с реализацией серии общероссийских мероприятий второй половины XVIII века, запрещавших устраивать захоронения в черте города. Для него на городской выгонной земле была отведена специальная территория за речкой Шамкой рядом с Саратовским (Пензенским) трактом (современная улица Володарского) к юго-востоку от города.
Границы кладбища были сформированы к маю 1785 года. До этого уже на средства арзамасского купца Матвея Степановича Маслёнкова на нем были выстроены два храма – Тихвинской иконы Божией матери (холодный, 1773-1777 годы) и Богородицы всех скорбящих Радости (тёплый, 1786-1787 годы).
В 1861 году престол во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости переносится во вновь выстроенную арзамасским купцом П.И. Суворовым церковь, а прежний храм долгое время используется лишь как колокольня. Служба в нём была возобновлена в 1906 году после устройства там на средства известного арзамасского историка-краеведа Н.М. Щеголькова престола во имя пр. Серафима Саровского.
С самого освящения Тихвинской церкви в 1877 году ежегодно совершался крестный ход из собора на кладбище в день праздника Тихвинской иконы Божьей матери (26 июня по ст. ст.). По воспоминаниям, это был особо светлый праздник для всей нижней части города, когда кладбище посещали жители почти всего города, Выездной Слободы и окрестных сел.
Частично сохранившийся, восстановленный и ныне действующий храм с колокольней переосвящён 07 ноября 2010 года во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский (Зосимовский) приход).
В состав Владимирского прихода входили две церкви: Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена в 1802 г. Ранее на её месте находилась древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий придел, называли ещё Зосимовской. Рядом находилась зимняя церковь Богоявления Господня (1818 г.), полностью утраченная в советское время (разобрана на кирпич в 1936 году).
Деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери существовала, вероятно, с начала XVII столетия, пока не сгорела во время пожара. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов.
В 1698 г. был сооружен второй приходской храм, теплый, в честь великомученика Димитрия Солунского, который существовал более 60 лет. Сохранилось известие о том, что во время сильного пожара 1726 г. у него сгорела крыша, а в холодной Владимирской церкви обвалился свод. Через 38 лет храм сломали и построили на его месте каменный Богоявленский с приделом в честь прежнего святого.
В годы «безбожной пятилетки» приход был закрыт, храмы ликвидированы. Иконостас Владимирской церкви продан за границу, в самом помещении размещался кладочный цех, а позже хлебопекарня. Богоявленская церковь в 1931 г. временно была передана под общежитие заключенных. Но в течение последующих пяти лет она была разрушена.
Сильно перестроенное, пришедшее в аварийное состояние здание Владимирской церкви началось реставрироваться в зиму 2003-2004 гг. В настоящее время храм полностью восстановлен.
Церковь Илии Пророка (Ильинского прихода).
Ильинская приходская церковь построена в 1746 г. в стиле русского барокко. До середины XVII в. на этом месте находилась деревянная церковь "Николы Чудотворца, что за острогом", ибо находилась за городской стеной.
В состав Ильинского прихода входило два храма: холодный в честь Успения Пресвятой Богородицы (именуемый также Ильинским по приделу, в дальнейшем Церковь Илии Пророка) и теплый в честь апостола Андрея Первозванного.
В настоящее время в здании церкви, утратившем купол и колокольню, находится городской историко-художественный музей.
Церковь Андрея Первозванного (Ильинского прихода).
В 1793 году в Ильинском приходе построена небольшая теплая церковь, двухпрестольная. Правый придел посвящен святому апостолу Андрею Первозванному, ангелу одного из жертвователей, именитого купца Андрея Цыбышева, а левый – святому Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.
Действовала церковь до осени 1934 года, когда она была передана в ведение горстке обновленцев во главе с попом-ренегатом Михаилом Рубинским. 27 февраля 1935 года ее здание передали под клуб пионеров, а после войны в 1956 году там расположился автомотоклуб ДОСААФа.
Реставрация храма апостола Андрея Первозванного началась в 2004 году, а освящение совершилось 20 марта 2005 года. В настоящее время в церкви регулярно совершается богослужение.
Церковь Сошествия Святого Духа (Сято-Духовской приход).
Церковь Святого Духа (построена в 1752 г.) до 1833 г. была посвящена Пресвятой Живоначальной Троице и именовалась "Чёрной Троицей", т.к. была монастырской церковью Троицкого особного мужского монастыря, существовавшего с 1626 по 1764 г.
Данный монастырь был основан неподалёку от проезжей Стрелецкой башни кремля, в северной стене, на Духовской горе.
Через несколько лет после революции, 8 мая 1929 г., церковь в числе первых в городе была закрыта и передана под типографию Промкомбината. Колокольню сломали наполовину, купол снесли, само здание изменили пристройками. В 1995 г. типографию перенесли в новое здание, а церковь передали общине верующих "Кипарис".
Обезображенный храм требовал капитального ремонта. Первое богослужение совершилось уже 17 декабря 1995 г. на праздник великомученицы Варвары. Много труда, сил и энергии понадобилось настоятелю храма – молодому священнику, выпускнику Московской духовной семинарии, Сергию Жулину, чтобы восстановить благолепие Дома Божия.
Несмотря на сложные условия для проведения богослужения, Духовская церковь стала одной из любимых в городе. При общине верующих была открыта Воскресная школа для детей, проводились катехизаторские курсы. В начале 2000-х гг. Свято-Духовскому приходу была передана стоящая по соседству Знаменская церковь.
Церковь Иоанна Богослова (Богословский приход).
В Богословский приход входили две церкви: холодная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова (разрушена после 1937 году) и теплая в честь Входа Господня во Иерусалим.
Церкви этого прихода были самыми старинными в Арзамасе. Они были построены в самом начале «золотого века храмоздательства» в городе.
После революции, в 1928 году, во время первой волны закрытия арзамасских церквей, оба храма предполагалось сохранить – один для школы, другой в качестве общежития для школьников. Но вскоре последовало другое решение. В 1930 году в здании церкви расположился магазин, затем торговый склад. Дата разрушения Богословской церкви точно неизвестна, вероятно, случилось это до Великой Отечественной войны после 1937 года.
Храм начали возрождать в 2003 году. Сначала был отреставрирован придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», где был установлен временный иконостас.
В 2006 году начались работы по благоустройству территории храма во имя Иоанна Богослова. Вокруг храма построена изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой. Выполнены фасадные работы, отделка купольной части храма, ремонт колокольни.
Церковь в честь Иоанна Богослова реставрировалась в рамках программы «Арзамасские купола». Сегодня церковь апостола Иоанна Богослова в Арзамасе включена в список объектов культурного наследия государственного значения.
Церковь в честь входа Господня в Иерусалим (Богословский приход).
Второй храм возродился в начале XXI века и является украшением холма над пригородной автостанцией.
Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (Макарьевский приход).
В 1792 г. выстроена теплая церковь во имя находящейся здесь чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. Храм этот по форме и размерам слегка напоминал московский Казанский собор (до пожара 1812 г.), но в отличие от него имел хоры с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.
К 1860 г. при церкви существовало приходское училище (одно из двух приходских на тот момент), располагавшееся в здании бывшего магистрата. В конце 60-х гг. оно было переименовано в Троицкое и переведено в район одноименного храма. 3 октября 1861 г. была учреждена, а в 1862 г. открыта при храме духовная публичная библиотека стараниями местного священника Виктора Степановича Никольского при содействии прихожан. В 1970 г. он стал делопроизводителем Кирилло-Мефодиевского братства, открывшегося в городе 11 мая.
После страшных лет революционного переворота и гражданской войны судьба прихода сложилась следующим образом. Весной 1929 г. Крестовоздвиженская церковь по решению городского совета была разломана на кирпичи. В Казанской церкви с июня того же года стал располагаться дом Санпросвета. В ноябре 1945 г. туда был переведен Дом пионеров, затем Жилищно-коммунальная служба бытового обслуживания населения.
4 ноября 2003 г. Казанский храм передается общине верующих и начинает реставрироваться. Первое богослужение совершилось накануне праздника Рождества Христова – 6 января 2004 г. Через некоторое время был восстановлен купол, благоустроена прилегающая территория. В настоящее время регулярно совершается богослужение.
Собор Спаса Преображения (Спасо-Преображенский монастырь).
Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. В нем расположен городской архив.
К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Новоспасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными абсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа.
Надвратная церковь во имя Великомученика Георгия (Спасо-Преображенский монастырь).
Церковь над святыми вратами во имя Святого Великомученика Георгия старейшего из Арзамасских монастырей – Спасо-Преображенского – основание которого было положено в 1556 году (начали строить Спасо-Преображенскую церковь).
Прямоугольная в плане с одной главой построена в 1684-1685 годах.
На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось Духовное училище, а в левом – братские кельи.
Сейчас это одноэтажные развалины, хотя уже восстановлена часовня во имя Спаса, примыкающая к зданию духовного училища.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Спасо-Преображенский монастырь).
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы старейшего из Арзамасских монастырей – Спасо-Преображенского с самого начала задумывалась как теплая, собор монастыря был холодным. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи.
За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, и сейчас это просто одноэтажное ветхое здание.
Часовня Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Преображенский монастырь).
Часовня Спаса Нерукотворного Образа старейшего из Арзамасских монастырей – Спасо-Преображенского была пристроена к зданию Духовного училища монастыря. В настоящее время восстановлена и действует.
Церковь Богоявления Господня (Никольский женский монастырь).
На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.
В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей.
В 2001 году в монастыре проживали 25 сестер во главе с игуменьей Георгией (Федотовой).
Церковь Святителя Николая Чудотворца (Никольский женский монастырь).
Находится на территории Никольского женского монастыря.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Алексеевский Новодевичий монастырь).
Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве «Царского богомолья» в 1634 году. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича.
В 1764 году преобразован в монастырь Алексеевской женской общины.
С 1897 года - Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе.
Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи.
В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь.
Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью.
Церковь Сергия Радонежского. (Арзамасский район, пгт. Выездное).
Этот храм был освящен в 1795 г.во имя Преп. Сергия Радонежского. Два боковых придела освящены в честь св. апостолов Петра и Павла и Покрова Пресв. Богородицы.
В XIX веке была пристроена трапезная часть с приделами в честь Сретения Господня и свт. Алексия Московского.
По одной из версий, царь Николай II молился в этом храме, так как недалеко от храма был устроен царский павильон, где царь принимал делегацию во время своего паломничества в Саров на прославление преп. Серафима Саровского.
Кроме того, в этом храме часто скрывалась преп. Пелагея Дивеевская. В советские годы этот храм использовали в качестве колхозного гаража (в трапезной части) и зернохранилища (в летнем храме). В 1990-х гг. храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время здесь располагается Сергиевский скит монастыря. Часто проходят богослужения.
Церковь Смоленской иконы Божией матери (Арзамасский район, пгт.Выездное).
В честь победы над Наполеоном в Выездном была воздвигнута грандиозная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь была построена после 1812 г. По современным, общепринятым данным временем ее строительства называют 1815 г. Храм является памятником архитектуры всероссийского значения. В настоящее время в нем проводится богослужение.
Вот и закончилась наша экскурсия по святым местам города. Надеюсь, что вам она понравилась.
Приезжайте в Арзамас, В городок наш небольшой. На вокзале встретит вас Воздух чистый, люд простой. Ну и пусть, что город мал, Но зато он знаменит. Пугачева он видал, Дом Гайдара здесь стоит. Был проездом Пушкин здесь,Горький в ссылке пребывал.И собор прекрасный есть,Он достоин всех похвал.
Приезжайте в гости к нам!Мы Вам многое покажем,Вдоль всех улиц проведем,Всю историю расскажем.
15