Технологическая карта по окружающему миру на тему ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
Окружающий мир 05.04.16
Урок 52. Отечественная война 1812 года
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления учащихся с определением «отечественная война»; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими источниками, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы обучения
объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Образовательные ресурсы
http://download8.proshkolu.ru
http://www.youtube.com/watch?v=iRspm6R93Y0
Оборудование
компьютер; историческая карта; портрет М. И. Кутузова, Наполеона; иллюстрации с изображением Бородинской битвы; видеофильм «Отечественная война 1812 года» (URL: www.arbugo.am)
Основныепонятия
Отечественная война
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
на уроке
Формируемые умения(универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельно-сти
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала
Приветствует в стихотворной форме:
– Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я.
Сегодня нас ждет
Битва Бородинская.
– Сегодня на уроке мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины в 1812 году. Познакомимся с людьми, которые делали историю девятнадцатого века, сами того не зная.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя –
Богатыри, не вы.
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля,
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы
– Писал о них М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Итак, тема сегодняшнего урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинская битва»
Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее месток уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места
II. Актуализация опорных
знаний
Проверка домашнего задания:
фронтальный опрос.
Игра «Неотосланная депеша»
– Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
– Какие перемены произошли в России в это время?
– Почему Екатерина Вторая особо заботилась об украшении Петербурга?
– Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?
– Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?
– Кто мог сказать такие слова?
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания
Фронтальная, индивидуальная.
Коллективная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мне-
Устные ответы
III. Изучение нового материала
Фронтальный опрос.
Рассказы учителя.
– Кто такой Наполеон Бонапарт?
– А Михаил Илларионович Кутузов?
– Что вы о нем знаете?
– Какое известное сражение произошло между русскими и французскими армиями?
Рассказывает о Наполеоне Бонапарте .
– Русская армия продолжала отступать.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
– Об этом писал М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино».
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают.
Фронтальная, индивидуальная
Устные ответы
Работа по учебнику.
Рассказ учителя.
Работа по учебнику.
Но командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Главнокомандующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.
Рассказывает о Кутузове .
– Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова рассказывал так:
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый,
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус
рассказывает о Бородинском сражении .
предлагает прочитать текст «Бородинская битва»
в учебнике (с. 113–115) и ответить на вопросы:
– Почему Кутузов принял решение оставить Москву врагу?
– Как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной?
Продолжает рассказывать о Бородинском сражении .
предлагает прочитать в учебнике (с. 116–117) статью «На войну с Наполеоном поднялся весь народ»
Внимательно слушают.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок стихотворения.
Внимательно слушают.
Читают текст,
отвечают на вопросы.
Внимательно слушают.
ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неус-
и узнать, как воевали народ и партизанские отряды против Наполеона.
– Какие памятники построены героям войны 1812 года?
– В Петербурге построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли.
А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова.
демонстрирует фотографии памятника
Читают текст,
отвечают на вопросы
пеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
IV. Практическая деятельность
Просмотр видеофильма «Отечественная война 1812 года».
Фронтальный опрос.
Предлагает просмотреть видеофильм «Отечественная война 1812 года».
– «Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее». Кто автор этих слов?
– Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
– У М. Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Как вы думаете, почему про тот день помнит вся Россия?
– Какое решение принял М. И. Кутузов после Бородинского сражения?
Смотрят фильм.
Отвечают на вопросы.
Фронтальная, коллективная.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану;
принимают и сохраняют цели и задачи
Устные ответы,
записи в тетради
Игра «Историческое домино».
Задания из электронного приложения к учебнику
– Почему Отечественную войну 1812 года
· называют народной войной?
– Что же обеспечило победу русского народа в войнес Наполеоном?
заранее подготавливает 3 комплекта карточек:
В Москве
Наполеон
Император
Франции
26 августа
Бородин-ское
сражение
Главнокомандующийрусскойармией
Кутузов
2 сентября
Пожар в Москве
600 тыс.
солдат
Французская армия
Казанский собор
В Санкт-Петербурге
200 тыс.
солдат
Русская армия
Храм Христа
Спасителя
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино».
Выполняют задания
Групповая (коллективная).
Индивидуальная
учебной деятельности.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Бородино (отрывок)
1-й ученик. Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
подготовленные заранее ученики читают наизусть.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Устные ответы
Заключительная беседа.
Выставление оценок
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
2-й ученик. Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой
(М. Ю. Лермонтов.)
– Какие чувства, эмоции вы испытали, слушая это стихотворение?
Отвечают на вопросы
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
Учебник, с. 112–117. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Ресурсный материал
Игра «Неотосланная депеша»
1. Гордый Измаил у ног Вашего Величества». (А. В. Суворов.)
2. «Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». (Екатерина II.)
3. «Морским судам быть!» (Петр I.)
4. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (Александр Невский.)
5. «В сражении мое войско разгромило войско Кучума и заняло столицу Сибирского ханства». (Ермак Тимофеевич.)
6. «Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию». (М. В. Ломоносов.)
7. «Я царь, а у меня мозоли на руках». (Петр I.)
8. «Я разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении». (Ф. Ф. Ушаков.)
9. «Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем». (А. В. Суворов.)
10. «Я переехала в Россию в 14 лет». (Екатерина II.)
Рассказы учителя
о Наполеоне Бонапарте
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.
К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток.
Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.
о Кутузове
У Кутузова, как и у Суворова, была одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
И теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, царь Александр I вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русской армии. Кутузову было тогда 67 лет.
Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов». Его давно знали и любили в войсках.
Кутузов был учеником Суворова, когда тот командовал Астраханским полком. Кутузов видел, что Суворов бережет солдат. А в те времена во всех войсках солдат жестоко наказывали за малейшую провинность, за всякую ошибку, и часто ни за что. Кутузов понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь ценил и берег русских солдат.
Новый главнокомандующий, прибыв в армию, про себя сказал: «Как можно отступать с такими молодцами!» Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.
о Бородинском сражении
Покой и отдых длились недолго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.
Битва происходила на тесном пространстве, ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.
Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к последующим битвам.
Наполеон, войдя в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей еще и не было, она только начинается.
рассказ учителя (продолжение)
Второго сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.
Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Из 600-тысячной французской армии домой вернулись лишь 30 тысяч солдат. Когда прибывшего во Францию Наполеона спросили про его армию, он сказал: «Армии больше нет!»
15