Методическая разработка бинарного урока ( литература и история) по теме : Поэзия и культура «серебряного века»

Поэзия и культура «серебряного века»
Цели:
Сформировать представление о модернистических течениях, жизни и
творчестве поэтов «серебряного века».
Познакомить с основными направлениями в развитии культуры нач.
20 века.
2. Развивать у учащихся интерес к культуре, поэзии, духовным
исканиям человечества на рубеже 19 и 20-х веков.
Воспитывать нравственные и эстетические качества на примере
творчества людей конца 19 нач.20 –го века.

Оборудование:
Портреты поэтов, картины, компьютер ,
пособие по «серебряному веку».

Тип урока: Бинарный (литература и история)

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас,
надежды ль весть?
А.А.Блок
Ход урока

Звучит классическая музыка.
Преподаватель истории. В оном из шикарных салонов Петербурга известные люди страны встречали Новый год и новый 20 век.
Авторитетный вельможа под бой старинных часов поднял бокал со словами: «Грядет новый век. Я уверен: он несет нам великие открытия, любовь и счастье всем народам земли и нашему великому государству- процветание.»
Не могли эти люди даже представить себе, каким страшным будет наступающий век: две мировые войны, тирания, фашизм.
Рубеж веков в истории- время всегда загадочное, удивительное и напряженное, время роковых событий и фатальных совпадений, а главное- время надежды на счастливое будущее. И мы, перешагнувшие из века 20-го в век 21-ый можем это оценить.
Начало 20 века дало начало последующим трагисеским событиям нашей истории, но именно ему мы обязаны необыкновенным взлетом отечественной культуры, который сегодня называют «серебряным веком». Россия только что пережила позорное поражение в русско- японской войне. Внутри страны зреет революционное движение, развивается промышленность, происходит урбанизация, индустриализация.( учащиеся должны объяснить эти понятия).
Все большую власть приобретает капитал. Изобретены: телефон, телеграф, автомобиль. Прочно вошло в жизнь города электричество. Открыта таблица Менделеева, делимость атомного ядра и тд.
А на пороге стоят революции 1905 и 1917 года, 1 мировая война , гражданская война. Но это только начало ужасов 20 века. В результате у русской интеллигенции, как и у интеллигенции других стран, формируется совершенно новое мировоззрение. Одни приветствуют железный век, других он пугает и они уходят в себя, пытаются найти ответ в человеческом сознании, внутри человеческой личности. Все это обусловило характер эстетической деятельности деятелей русской культуры
Никогда еще в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.

Преподаватель литературы. Русский поэтический «серебряный век» своими корнями уходит в « век золотой», в творчество Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова. Сам термин «серебряный век» является весьма условным.
Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» в 1933 году.
Заканчивается «серебряный век» после 1917 года, с началом гражданской войны. Однако вернемся к истокам.
Литературные течения противостоящие реализму долгие десятилетия именовались «упадническими», декадентскими. (Обращаемся к таблице на экране мультимедийной установки).
Декадентские течения антиреалистической направленности, вызванные состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.
В это время были в ходу и модернистские течения , но обозначали они разные явления.
Модернистские течения также антиреалистической направленности, отрицали социальные ценности, но стремились к созданию поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.
Модернизм не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в которых представлены разные грани бытия.
Его основные направления и течения - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлен в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее. Приложение 1
Сейчас мы подробнее познакомимся с основными направлениями поэзии модернизма. В конце урока вам необходимо ответить на вопросы:
Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии «серебряного века»?
Как меняется отношение к действительности и культурным традициям?
(Эти вопросы находятся перед учащимися и на экране ).Приложение 2
- Ребята, вы сейчас прослушаете сообщение о символизме. Перед вами лежат вопросы, на которые вы должны записать ответы в тетрадь во время прослушивания).

Ученик. (Сообщение о символизме).Приложение 3
Символизм
Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892г.) и три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895г.), где большинство стихотворений принадлежали В.Брюсову.
По внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа- старших символистов 1890-х годов (Д. Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб) и «младосимволистов» 1900-х годов (В. Иванов, А.Белый, А Блок, В.Соловьев и др.)
Кризис символизма происходит в 1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то «младосимволисты» принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным.
Символизм связан с декадентством.
Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно всем символистам, но наиболее последовательным декадентом был Ф.Сологуб.
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных теорий- от взглядов Платона до Ф.Ницше и В.Соловьева. Высшими сферами жизни для Соловьева была «мировая душа».
Главное средство созерцания тайных смыслов- символ, многозначный образ, выражающий суть какого- либо явления.
Высшим видом искусства символисты считали музыку, в которой происходит объективизация «мировой души»: музыка дает максимальную свободу восприятия слушателю.
Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читателе они видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь в постижении «высшей» реальности. Для этого символисты использовали ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого.

Преподаватель литературы. Как вы ответили на вопросы по символизму?(Идет беседа по вопросам).

Многие художественные открытия и философские идеи 20 века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853- 1900)
Он верил в спасительную миссию Красоты и был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов,- прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность.
Стихотворение В Соловьева 1892 года- яркая иллюстрация этих взглядов: «Милый друг, иль ты не видишь». (Звучит стихотворение)
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу.

Ученик (сообщение о В.Брюсове).Приложение 4
Стихотворение «Люблю одно», «Тень несозданных созданий» Приложение 5

Преподаватель литературы. Каковы особенности этого стихотворения? ( характерная лексика, образы: тени, сон, тишина, ночь, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый(красный); стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.)
Музыка для символистов- высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия.
Ученик (сообщение об А.Белом) Приложение 6
Стихотворение «Родина». (Какая тема раскрывается в этом стихотворении?) Приложение 7

Преподаватель истории. Наиболее известные символисты в живописи- это художник М.Врубель , в музыке- композитор Скрябин.
Сегодня мы подробно поговорим о творчестве Врубеля. Его произведения стали символом эпохи , мучительных поисков и открытия сокровенных тайн бытия. Эти картины заставляют задуматься о сути человеческой личности. Конкретно поговорим о двух его произведениях: «Демон» и «Царевна -лебедь».
Прослушав сообщение о картине «Демон» выполните следующее задание:
Сравните стихотворение Лермонтова, высказывания А.Прахова и выбранный Врубелем момент изображения Демона.
Ученик. (Сообщение о картине «Демон)» Приложение 8
М.Ю.Лермонтов (Приложение 9)
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.
А.Прахов
«Демон Врубеля олицетворял собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, с его страстями, познанием жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.»

(Идет беседа по заданию)

Задание: Что означают слова Н.Гумилева, обращенные к Царевне- лебедь. «Назвать нельзя ее красивой, но в ней все счастие мое.»

Ученик. (Сообщение о картине «Царевна- лебедь)» Приложение 10
(Идет беседа по заданию).

Преподаватель истории. В начале 20 века России модными были музыкально- художественные салоны , в которых собиралась русская интеллигенция, для того, чтобы обсудить новые веяния в национальной и зарубежной культуре. Давайте представим, что мы сегодня находимся в таком салоне. Наша встреча посвящается удивительному и загадочному творчеству художника Врубеля.
Одним из первых глубину «Царевна – лебедь» оценил Блок, фотография этой работы у него всегда стояла в рабочем кабинете в Шахматове. Ею и было навеяно стихотворение «О доблести, о подвигах, о славе», которое я вам сейчас прочитаю. В нем нет перепевов картины, а есть настроение. Вы послушайте и попробуйте определить это настроение. Как оно выражено в картине, в стихотворении и в музыке.? (Звучит романс «Свеча горела»)
(идет беседа по вопросу)

Преподаватель литературы. Посмотрите на вопросы по акмеизму.
Внимательно слушайте сообщение и записывайте ответы в тетрадь.

Ученик. (Сообщение об акмеизме) Приложение 11
Акмеизм
Акмеизм вырос из символизма. В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вячеслава Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения.
В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение- «Цех поэтов», название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности.
Руководителями «цеха» стали Н.Гумилев и С.Городецкий. осенью 1912 года на заседании «цеха» было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. «акма»- высшая степень чего- либо).
В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства.
Акмеистами стали Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич и др. Акмеизм был попыткой преодолеть крайности символизма: восстановить равновесие мира земного и запредельного. Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности. Доверие к предметному миру проявилось у акмеистов в увлечении предметностью.
Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. «Тоской по мировой культуре» называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний характерна для многих стихотворений Ахматовой.
Собственно акмеистическое течение было малочисленным и просуществовало очень недолго- около двух лет. И все же В декларациях Гумилева и Городецкого есть рациональное зерно: «с новым веком пришло новое ощущение жизни».Оно не только пришло, оно в известной мере было подготовлено поэтами предшественниками. Многие из них переживали муки слабеющей воли, разъедающих сомнений, обманчивой мечты. Внутренней необходимостью стало испытание человека на «прочность»: постижение в нем каких- то иных, смелых возможностей.

Преподаватель литературы. (Что вы записали в тетрадь?)

Ученик. (Сообщение о Н.Гумилеве) Приложение 12,13
Стихотворение «У меня не растут цветы»

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков»

Преподаватель литературы. Теперь мы переходим к последнему течению футуристов. Продолжаем работу по вопросам во время прослушивания сообщения.

Ученик. (Сообщение о футуризме) Приложение 14
Футуризм
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910г.).
Авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В.Каменский. эти поэты вместе с В.Маяковским и А.Крученых в 1913году составили группу кубофутуристов или «Гилея», а в 1911 году возникла группа эгофутуристов Петербурга: И.Северянин, В.Шершневич, И.Игнатьев и др.
В Москве в 1913 году появилась «Центрифуга».
Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлен в будущее (от лат. «футур»- будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала.
Главная цель творчества футуристов- пробуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества.
Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях.
Внимание футуристов было направлено к их современности. Но и здесь результаты оказались разными. Взгляд одних, скажем Маяковского, Хлебникова, был устремлен к противоречиям городской культуры, процессам ее разрушения и путям возрождения. Другие члены группы пришли к отрицанию культурных ценностей как таковых, воспеванию примитива.
При всей категоричности некоторых суждений и позиций в футуристической среде сложился свой интересный творческий опыт, неоднородный- плод ярких художнических индивидуальностей.

Преподаватель литературы. (Как вы ответили на вопросы о футуризме?)

Ученик. (Сообщение о И.Северянине) Приложение 15

Преподаватель литературы. Успеху Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Эгофутуристы ставят в центр «эго», т.е. «я» поэта, отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих. С футуристами Игоря Северянина сближало неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто высмеивал. В 1926 году он написал стихотворение «Игорь- Северянин», объясняющее самого себя.(Звучит стихотворение)
Стихотворение «»

Ученик. (Сообщение о Б.Пастернаке) Приложение 16,17

Стихотворение. «О, знал бы я, что так бывает»

Преподавать истории. Великим представителем футуризма в художественном искусстве был К.Малевич. Посмотрите внимательно на его картины, прослушайте сообщение и подумайте. Точка зрения каких критиков вам ближе : тех, кто считал его гениальным художником, или тех, кто считал, что он просто не умеет рисовать и прячется за изображением геометрических фигур?
Ученик. (Сообщение о Малевиче) Приложение 18

(Идет беседа по вопросу)

Кроссворд ( Закрепление изученного материала).
Вопросы по горизонтали:
Песня о любви (романс)
Художник- футурист (К.Малевич)
Место встречи интеллигенции в нач. 20 века.(салон)
Вопросы по вертикали:
Картина Врубеля (Демон)
Представитель акмеизма (Н.Гумилев)
Поэт- символист (А.Блок)

Преподавать истории.
Беседа по проблемным вопросам.
Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии «серебряного века»?
Как меняется отношение к действительности и культурным традициям?
( В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов. Если для символистов культура- средство преображения жизни, для акмеистов- цель в жизни, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности).
Итог:
Преподаватель литературы.
Мне хочется вернуться к эпиграфу нашего урока. Мы говорили об огромной эпохе, в которой жили и творили великие и знаменитые люди. Они отдали много творческих сил, жизненной энергии для того, чтобы оставить нам такое большое наследие. Это были действительно испепеляющие годы. Для одних они казались безумием, а в других вселяли надежду.
Сегодня мы познакомились с модернистскими течениями «серебряного века»: символизмом, акмеизмом и футуризмом; жизнью и творчеством некоторых представителей этих течений. Я думаю, что после нашего разговора , вы не останетесь равнодушными к культуре, поэзии и духовным исканиям человечества на рубеже 19 нач. 20 века. Мы будем писать сочинение по «серебряному веку» , и уже сегодня вы можете выбрать понравившееся вам течение, поэтов , их творчество и начать подготовку к творческой работе.