Методическая разработка литературного вечера «Любовь в поэзии Серебряного века»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий транспортно-экономический коледж»
Методическая разработка
литературного вечера
«Любовь в поэзии Серебряного века»
·
·
· Преподаватель
русского языка
и литературы
Поворознюк И. В.
Донецк
2016
Тема: «Любовь в поэзии Серебряного века»
Цели и задачи:
Обучающие:
Формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Расширить знания студентов о личностях и творчестве поэтов Серебряного века.
Активизировать творческое воображение студентов.
Развивающие:
Развивать память студентов.
Совершенствовать речь студентов для их успешного обучения и адаптации в обществе.
Развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
Воспитывающие:
Через театрализованную постановку способствовать формированию эстетического вкуса студентов.
Прививать интерес у студентов к литературе, музыке, искусству.
Формировать любовь и трепетное отношение к русскому слову.
Цели для преподавателя:
Организовать изучение материала по теме: “Поэзия серебряного века”,
используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод.
Создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на занятии.
Наглядность: выставка книг поэтов Серебряного века, портреты поэтов, видеоматериалы, аудиозаписи.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, проектор, презентация, выставка книг; статуэтки, подсвечники.
Были святки кострами согреты,
И валялись с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья,-
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
На Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярк
Над Серебряным веком стыл
В. Городецкий.
Ведущий: Начало 20 века вобрало в себя столько событий, сколько могла вобрать вся история одного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба.
Ведущая: Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.
Ведущий: Поэты образуют множество литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Неизменным оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.
Ведущая: Поэты Серебряного века – это целое созвездие в русской национальной галактике: А.Блок, И.Северянин, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, юные Б.Пастернак и М. Цветаева, Н. Клюев и С. Есенин.
Ведущий: Мы приглашаем вас в одно из самых известных литературно-артистических кабаре города Петербурга под названием « Бродячая собака».
Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».
Ведущая: Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике - стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий тонкий пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
Ведущая: Кафе размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5. Инициаторами создания кафе были писатель А.Н. Толстой и группа современных художников. Они мечтали создать своеобразный клуб, где могли бы творчески общаться деятели литературы и искусства – артисты, художники, писатели.
Ведущий: О происхождении названия кафе рассказывает режиссер Н. Петров:
«в один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А.Н. Толстой неожиданно сказал:
– А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?
– Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов.
– Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!
Название всем очень понравилось».
Ведущая: «Брoдячaя сoбaкa» И тем ты хoрoшa, Чтo всякaя сo всякoй Здесь встретится душa» В.Гoрoдецкий
Ведущий: Проходило это 31 декабря 1911 года.
В те годы литературно-артистическое кабаре официально называлось «Художественное общество Интимного театра». Тогда это был клуб писателей, художников, артистов. Название подразумевало, что любой бродячий, но обязательно творческий люд, мог прийти в подвал и отогреться
Ведущая: На стене у входной двери были приделаны молоточек и доска, в которую гости должны были стучать. Спускаясь по крутой лестнице в десять ступеней, пришедшие попадали в «главный зал», у входа в который лежала большая «Свиная книга» (её корешок был переплетён в свиную кожу). /. Сo временем этoт фoлиaнт преврaтился в свoеoбрaзную летoпись учреждения, исписaнный и изрисoвaнный, oн вмещaл в себя не тoлькo стихoтвoрные нaбрoски и шaржи, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры. «Свинaя книгa» лежaлa при вхoде, нaд кoтoрым крaсoвaлся сoбственный герб – сидящaя сoбaкa, пoлoжившaя лaпу нa aнтичную мaску- портрет пуделя Бориса Пронина, идейного вдохновителя и директора «Бродячей собаки».
Ведущий: К открытию заведения М.Кузминым был написан гимн «Бродячей собаки».
Во втором дворе подвал;В нем приют собачий.Всякий, кто сюда попал –Просто пес бродячий.Но в том гордость, но в том честь,Чтобы в тот подвал залезть!
Ведущая: В «Бродячей собаке» проводились литературные вечера, устраивались лекции, посвященные новым явлениям в литературе и искусстве. Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.
Ведущий: Любовь и поэзия Серебряного векаОни достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа:
Ведущая: Любовь в поэзии Cеребряного века:
Ведущий: Блоковская: "серебряная лира в твоей протянутой руке"
Ведущая: Ахматовский: "серебряный месяц над серебряным веком"
Ведущий: Все цветаевские стихи - "серебряные дребезги":
Ведущая: Смерть и время царят на земле -
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
(Владимир Соловьёв)
Ведущий: Любовь Брюсова – простая, задушевная. Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.
Чтение наизусть стихотворения В.Брюсова «Женщине»
Женщине
Ты женщина, ты книга между книг,
Ты свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты женщина, ты ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века на тебя!
Ведущая: Две звезды поэзии Cеребряного века: они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1889 г. Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский».
Чтение наизусть стихотворения Д.Мережковского «Молчание».
Молчание
Как часто выразить любовь мою хочу,Но ничего сказать я не умею,Я только радуюсь, страдаю и молчу:Как будто стыдно мне я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоейТак все таинственно, так все необычайно,-Что слишком страшною божественною тайнойМне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,И все священное объемлет тишина:Пока шумят вверху сверкающие волны,Безмолвствует морская глубина.
Ведущий: Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью:
Ведущая: Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней. Тяжело пережив смерть мужа в 1941 году, Зинаида Николаевна пыталась покончить с собой. Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".
Чтение наизусть стихотворения З.Гиппиус «Любовь одна».
Любовь одна
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь Одна.
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна любовь одна.
Однообразно и пустынно
Однообразием сильна
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.
Лишь в неизменном бесконечность,
Лишь в постоянном глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И все ясней: любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
Ведущий: Цикл "Стихов о Прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта - дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой.
Ведущая: «Солнце любви» освещало всю жизнь великого русского поэта-символиста. Семнадцатилетний Блок увидел шестнадцатилетнюю Любу в весеннем саду, усыпанную лепестками яблони. Увидел и полюбил на всю жизнь. В своих стихах Блок возводит прекрасный храм любви, божество в котором - Женщина, Девушка.
Чтение наизусть стихотворения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе».
«О доблестях, о подвигах, о славе»
О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправеПеред мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роемВино и страсть терзали жизнь моюИ вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою
Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашлаЯ крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла
Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола.
Ведущий: Как и в творчестве Блока, в поэзии Константина Бальмонта большую роль играло женское начало, поклонение «вечно женственному».
Ведущая: Известны его романтические истории, в которых искреннее чувство к женщине было стимулом его вдохновения. В конце 20-ых годов Бальмонт пережил свой последний роман, роман в письмах. Он закончился трагически. В одном из писем поэт говорит: "Последние 7-8 недель были для меня временем непрерывной душевной пытки. Долго рассказывать, как случилось, что юная русская девушка Таня Осипова, живя в Финляндии, в Териоках, стала неизъяснимо дорога мне. Она была поэтессой, и она была моей сказкой. Целый год моя любовь к ней и ее любовь ко мне заколдовывали смерть. Мне кажется, что мое сердце пробито и опустошено. Я полон невыносимой тоски о моей единственной Тане. Такой потери в моей жизни еще не было и слезам моим нет конца."
Ведущий: Ей он посвятил стихи: "Моей - не моей - моей", "Не виденной, но узнанной", "Их перстень", "Первый дождь", "Белый свет", "Эта ночь", "Люблю я цветы:"
Чтение наизусть стихотворений К.Бальмонта «Играющей в игры любовные», «Печаль луны».
Играющей в игры любовные
Есть поцелуи как сны свободные,
Блаженно-яркие, до исступления.
Есть поцелуи как снег холодные.
Есть поцелуи как оскорбление.
О, поцелуи насильно данные,
О, поцелуи во имя мщения!
Какие жгучие, какие странные,
С их вспышкой счастия и отвращения!
Беги же с трепетом от исступленности,
Нет меры снам моим, и нет названия.
Я силен волею моей влюбленности,
Я силен дерзостью негодования!
Печаль луны
Ты мне была сестрой, то нежною, то страстной,
И я тебя любил, и я тебя люблю.
Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...
О, в этот лунный час я о тебе скорблю!
Мне хочется, чтоб ночь, раскинувшая крылья,
Воздушной тишиной соединила нас.
Мне хочется, чтоб я, исполненный бессилья,
В твои глаза струил огонь влюбленных глаз.
Мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки,
Под лаской замерла, и целовал бы я
Твое лицо, глаза и маленькие руки,
И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся твоя!»
Я знаю, все цветы для нас могли возникнуть,
Во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне.
И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:
«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»
Ведущая: Однажды зимним вечером в «Бродячей собаке» собравшиеся читают стихи по кругу и произносят приговоры, по большей части убийственные. Самое лёгкое одобрение – редкость. Читают и знаменитости, и начинающие.
Ведущий: Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой. Чёрная, словно лакированная, чёлка закрывает лоб до бровей, смугло-бледные щёки. Глаза смотрят холодно и неподвижно – точно не видят окружающего. Угловатый рот, угловатый изгиб спины. Даже подъём тонких, длинных ног – углом. Разве бывают такие женщины в жизни? Это вымысел художника! Нет, это живая Ахматова.
Чтение наизусть стихотворений Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью».
Сжала руки под тёмной вуалью
Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" -От того, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".
Ведущая: Анна Ахматова восхищала своими стихами, она восхищала своим достоинством, своим высоким Духом.
Чтение наизусть стихотворения Анны Ахматовой «Вечером»
Вечером
Звенела музыка в садуТаким невыразимым горем.Свежо и остро пахли моремНа блюде устрицы во льду.Он мне сказал: "Я верный друг!"И моего коснулся платья...Как не похожи на объятьяПрикосновенья этих рук.Так гладят кошек или птиц,Так на наездниц смотрят стройных...Лишь смех в глазах его спокойныхПод легким золотом ресниц.А скорбных скрипок голосаПоют за стелющимся дымом:"Благослови же небеса -Ты первый раз одна с любимым".
Романс Н. Носкова на стихи Николая Гумилева «Однообразные мелькают»
Ведущий: Николай Гумилев, поэт, основоположник нового художественного направления в поэзии - акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, заслуживает особого внимания. Поэзия серебряного века немыслима без его имени.
Ведущая: Мечта о подвигах, муза дальних странствий никогда не оставляла Гумилева. Он - известный путешественник, 3 раза отправлявшийся в далекие экспедиции (его африканские этнографические коллекции хранятся в музее). Он - единственный из поэтов серебряного века, добровольно отправившийся на фронт в 1914 году, ставший хладнокровным разведчиком и дважды награжденный за подвиги Георгиевским крестом.
Ведущий: В жизни Гумилев был любвеобильным. Страстно влюблялся, делал любимым девушкам предложения и страшно переживал отказы (дело даже доходило до попыток самоубийства).
Ведущая: Любовь в жизни Гумилева - явная и тайная, молчаливая и многословная, яркая и угасающая.
Ведущий: Анне Ахматовой посвящены книги стихов "Романтические цветы", "Чужое небо" и альбом любовной лирики, созданный в Париже в 1917 году и вышедший уже после гибели поэта под названием "К синей звезде".
Ведущая: Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем А. Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в ней.
Чтение наизусть стихотворения Н.Гумилёва «Она».
Она
Я знаю женщину: молчанье,Усталость горькая от слов,Живет в таинственном мерцаньиЕё расширенных зрачков.
Её душа открыта жадноЛишь медной музыке стиха,Пред жизнью, дольней и отраднойВысокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,Так странно плавен шаг её,Назвать нельзя её красивой,Но в ней всё счастие моё.
Когда я жажду своеволийИ смел, и горд я к ней идуУчиться мудрой сладкой болиВ её истоме и бреду.
Она светла в часы томленийИ держит молнии в руке,И чётки сны её, как тениНа райском огненном песке.
Ведущий: «И хотя Анна Андреевна стала моей женой, она навсегда осталась для меня загадкой.
Ведущая: Своего дома у Ахматовой не было никогда, она так и звала себя бездомной. Но бездомность ее была особого рода: где бы она ни появлялась в салоне ли, в театре, в ночном кабаре, сразу же оказывалась в центре внимания. “Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, выплывала Ахматова”.
Чтение наизусть стихотворения Н.Гумилёва «Сон».
Сон
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.
Ведущий: Анна Андреевна Ахматова – красивая, победоносная, царственная, принимающая стихи с посвящениями, хлопоты, поклонение близких и неблизких людей. И – совсем иная – Цветаева.
Видеоролик из фильма «Жестокий романс». Романс «Под лаской плюшевого пледа».
Ведущий: В кафе однажды появилась миниатюрная, с фигурой египетского мальчика, светловолосая молодая женщина. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, имеет в себе что-то колдовское. Она не любит слово «поэтесса». Она – поэт.
Ведущая: В великой плеяде поэтов Серебряного века М.И. Цветаева занимает особое место.
Ведущий: В судьбе Марины Цветаевой была единственная любовь, только один мужчина – Сергей Эфрон, муж, отец её детей
Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Я тебя отвоюю»
(+видеоролик И. Аллегровой)
Я тебя отвоюю
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,Оттого что лес моя колыбель, и могила лес,Оттого что я на земле стою лишь одной ногой,Оттого что я тебе спою как никто другой.Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,У всех золотых знамён, у всех мечей,Я ключи закину и псов прогоню с крыльца Оттого что в земной ночи
· я вернее пса.Я тебя отвоюю у всех других у той, одной,Ты не будешь ничей жених, я ничьей женой,И в последнем споре возьму тебя замолчи! У того, с которым Иаков стоял в ночи.Но пока тебе не скрещу на груди персты О проклятие! у тебя остаешься ты:Два крыла твои, нацеленные в эфир, Оттого что мир твоя колыбель, и могила мир!
Ведущая: Борис Пастернак «Это тайнопись, иносказание, шифр», - говорила о нем М. Цветаева. Как глубоко он мог говорить о душе, о Боге, о любви. Глубоко и просто:
Я кончился, а ты живаИ ветер, жалуясь и плача,Раскачивает лес и дачу
ФевральДостать чернил и плакать
Давай ронять слова,Как сад – янтарь и цедруРассеянно и щедро, едва, едва, едва Ведущий: Высоко оценен в мировой литературе Нобелевской премией. И только в 89 году ее вручили сыну Пастернака. А тогда от премии заставили отказаться, добавив бо-ли и горечи в эту и так нелегкую жизнь. А он дарил нам свет своей души щедро, на века.Исполнение песни И.Сказиной на стихи Б. Пастернака «Свеча горела».
Ведущая: В любовной лирике Cеребряного века Сергей Есенин занимает особое место. Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческой души и продолжают звенеть в наших сердцах уже на протяжении более 90 лет.
Чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах», «Заметался пожар голубой»
«Не бродить, не мять в кустах багряных»
Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,Нежная, красивая, былаНа закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,Имя тонкое растаяло, как звук,Но остался в складках смятой шалиЗапах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,Как котенок, моет лапкой рот,Говор кроткий о тебе я слышуВодяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,Что была ты песня и мечта,Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.
«Заметался пожар голубой»
Заметался пожар голубой,Позабылись родимые дали.В первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,Был на женщин и зелие падкий.Разонравилось пить и плясатьИ терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,Видеть глаз злато-карий омут,И чтоб, прошлое не любя,Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,Если б знала ты сердцем упорным,Как умеет любить хулиган,Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабакиИ стихи бы писать забросил.Только б тонко касаться рукиИ волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобойХоть в свои, хоть в чужие далиВ первый раз я запел про любовь,В первый раз отрекаюсь скандалить.
Письмо к женщине
Вы помните,Вы всё, конечно, помните,Как я стоял,Приблизившись к стене,Взволнованно ходили вы по комнатеИ что-то резкоеВ лицо бросали мне.Вы говорили:Нам пора расстаться,Что вас измучилаМоя шальная жизнь,Что вам пора за дело приниматься,А мой удел -Катиться дальше, вниз.Любимая!Меня вы не любили.Не знали вы, что в сонмище людскомЯ был как лошадь, загнанная в мыле,Пришпоренная смелым ездоком.Не знали вы,Что я в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму -Куда несет нас рок событий.Лицом к лицуЛица не увидать.Большое видится на расстоянье.Когда кипит морская гладь -Корабль в плачевном состояньи.Земля - корабль!Но кто-то вдругЗа новой жизнью, новой славойВ прямую гущу бурь и вьюгЕе направил величаво.Ну кто ж из нас на палубе большойНе падал, не блевал и не ругался?Их мало, с опытной душой,Кто крепким в качке оставался.Тогда и я,Под дикий шум,Но зрело знающий работу,Спустился в корабельный трюм,Чтоб не смотреть людскую рвоту.Тот трюм был -Русским кабаком.И я склонился над стаканом,Чтоб, не страдая ни о ком,Себя сгубитьВ угаре пьяном.Любимая!Я мучил вас,У вас была тоскаВ глазах усталых:Что я пред вами напоказСебя растрачивал в скандалах.Но вы не знали,Что в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь,Что не пойму,Куда несет нас рок событий...Теперь года прошли.Я в возрасте ином.И чувствую и мыслю по-иному.И говорю за праздничным вином:Хвала и слава рулевому!Сегодня яВ ударе нежных чувств.Я вспомнил вашу грустную усталость.И вот теперьЯ сообщить вам мчусь,Каков я был,И что со мною сталось!Любимая!Сказать приятно мне:Я избежал паденья с кручи.Теперь в Советской сторонеЯ самый яростный попутчик.Я стал не тем,Кем был тогда.Не мучил бы я вас,Как это было раньше.За знамя вольностиИ светлого трудаГотов идти хоть до Ла-Манша.Простите мне...Я знаю: вы не та -Живете выС серьезным, умным мужем;Что не нужна вам наша маета,И сам я вамНи капельки не нужен.Живите так,Как вас ведет звезда,Под кущей обновленной сени.С приветствием,Вас помнящий всегдаЗнакомый вашСергей Есенин.
Ведущий: Судьбы творцов начала века
Ведущая: Они были яркими, необычными, трагическими, разными
Ведущий: Судьба каждого - это целая книга
Ведущая: А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
Ведущий: Они собирались в «Бродячей собаке».
Ведущая: Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны.
Век серебряный, Век из света
Век поэзии, Век мечты,
Бытия век, Век человека,
Мысли век и век красоты
Век Душа, век ПоэтЗвука век, Слова век
Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.
Мой серебряный век,Твой серебряный век,Наш серебряный векСколько тайн и имен!В этот век я влюблен.
13PAGE 15
13PAGE 141715
Заголовок 2Заголовок 3oђЗаголовок 515