Внеклассное мероприятие для младших школьников в рамках ФГОС второго поколения. «За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»
Внеклассное мероприятие для младших школьников
в рамках ФГОС второго поколения.
«За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»
Автор:
Баталаева Валентина Сергеевна
учитель начальных классов
МКОУ «Цаганаманская СОШ №2»
Познавательно - игровая программа
«За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»
Актуальность.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Самое главное, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия (УУД), составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Описание работы: Материал для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.
Форма:позновательно-игровая программа
Возраст: 7-10 лет
Цель: развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;
Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.
Предварительная работа:
подбор детьми частушек, загадок, информации об истории возникновения обычая чаепития и о чае; подготовка «визиток» (девиз, название команды), танцев, стихов; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
Оборудование:
мини-выставка пачек и банок из-под чая,
фотографии: чайный куст, чайные плантации,
изображения самоваров,
репродукции картин: «За чаем» К. Коровина, «Чаепитие в Мытищах» В. Перова, «За чаем» К.Е.Маковского, «Наём прислуги» В.Е.Маковского, «Чаепитие» Б.П.Кустодиева, «Чаепитие» А.П.Рябушкина,
плакаты: «Устал - пей чай, жарко - пей чай, холодно - пей чай», «Чай пить – приятно жить», «Выпей чайку – позабудешь тоску», «С чая лиха не бывает», «Если чай не пьёшь, где силы берёшь?»,
столы, скатерти, посуда для чаепития, угощения, кокошники и разноцветные передники, пригласительные билеты, музыкальное сопровождение.
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
- оценивать результаты деятельности
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ход мероприятия:
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни « Куманёчек, побывай у меня». Входит Хозяйка и её помощницы в русских костюмах, помощницы несут поднос с ароматным чаем, полотенце с хлебом - солью.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Хозяйка: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Хозяйка: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, с чаем, с чаем.
Хозяйка: И в накладку, и в прикуску
Все: Чай, чай, чай.
Хозяйка: Пейте чай друзья по-русски
Хозяйка: Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай чае, отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: « Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
Не случайно чай был принят «на вооружение», как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.В чае присутствуют, чуть ли не все витамины.
Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара - отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность любого семейного дома.
Дети поют частушки:
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте под чаёк
«Чайные» частушки!
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки.
Значит, письма пишут вам!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди – ка на себя
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Хозяйка: А теперь познакомимся с командами - участницами (команды представляют себя - название, девиз). Далее проводятся конкурсы между командами.
Конкурс-аукцион «К чаю»:
команды по - очереди называют сладости, с которыми можно пить чай. Побеждает команда, которая последней назвала яство.
Конкурс «Танцевальный»:
команды исполняют заранее приготовленный танец: команда «1» - танец «Кадриль», команда «2» - танец «Во поле берёза стояла»
Игра со зрителями:
(в это время команды готовятся к чтению стихов)
Зрителям загадываются загадки:
Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там и пропал. (Сахар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. ( Самовар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят. (Стол)
Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье. (Баранка, сушка)
Конкурс «Чтение стихов о самоваре»:
команда «1»
Пыхтит сердито самовар.
Гостей он ждать устал.
Садитесь, чай – природы дар!
Напиток ценным стал.
И мы торопимся к нему.
Нас в гости он зовет!
Мы знаем истину одну:
Мир самовар несет.
команда «2»
Польза есть от самовара.
Это знают все вокруг.
И не стать привычке старой.
Чай ведь все на свете пьют.
Все друзья сегодня – в сборе.
Самовар уже поспел.
И забудем грусть и горе.
Чай – счастливчиков удел!
Конкурс «Тарелка конфет»:
(Дети встают в круг и под музыку передают блюдце, до краёв наполненное конфетами. Музыка умолкает, кто остался с тарелкой - выбывает из игры, кто уронил - тоже выбывает. Выигрывает та команда, чей игрок остался последним)
Конкурс «Весёлые поварята»
(На линии старта для каждой команды стоит стул, на нём фартук, колпак. На противоположной стороне на стуле для каждой команды ставят по большой кружке, наполненной водой, кастрюльке и столовой ложке. Команды выстраиваются на линии старта, по сигналу первые участники надевают колпак и фартук, бегут к противоположным стульям. Там берут ложки, один раз зачерпывают воду и наливают её в кастрюлю, после чего возвращаются к своей команде и, сняв колпак и фартук, передают эстафету следующему игроку своей команды. Побеждает команда, наполнившая больше и аккуратнее.)
Жюри подводит итоги, награждаются победители и участники.
Дети.Если чай гостям подашь –
Значит, ты традиций страж!
Если чай подашь врагу –
Больше жди друзей в кругу.
Чай несет в дома уют,
И не зря его все пьют.
Пусть и нас согреет он,
Как хороший добрый сон!
Хозяйка: В прежние годы чай любили,
С сахарком да с медком пили,
И в прикуску, и в накладку,
А бывало и в приглядку.
Самовар шумит, баранки
На скатёрке - самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Прянички печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите!
Речи долгие ведём,
Сами - то чайку попьём?
Самовары вскипели! Все к столу!
(Начинается чаепитие)
Вывод.
Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, развивая интерес не только к игре, но и к самому учебному процессу. Игра стимулирует самые разнообразные способности учащихся: умение общаться, высказывать свое мнение, размышлять и анализировать. Коллективные игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам.
В ходе данного мероприятия (познавательно-игровой программы) дети научились проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;самостоятельно осуществляли информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (может быть и не без помощи родителей);анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности; и, конечно же, общаться. Общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми (проведение игры со зрителями). Итогом мероприятия является чаепитие, которое, как мне кажется, может являться одним из способов сплочения, единения коллектива.