Урок литературы в 5 классе. Зарубежные сказки. Д.Даррел «Говорящий сверток»
1.Организационный момент
2.Разминка (урок как обычно начинается с разминки, включающей в себя разнообразные виды работы). На данном уроке один из учащихся работает у доски с терминами
метафора (?)- (художественный прием, основанный на переносе признаков одного предмета на другой по принципу сходства или контраста)
гипербола (?)- (художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета)
лирика (?)- (род поэзии, в котором главным является не то, о чем говорится, а отношение к сказанному)
рифма (?)- (созвучие в конце строк)
стиль (?)- (манера письма)
жанр (?)- (вид, род художественного произведения);
Другой учащийся работает с логико-структурной схемой, находит ошибку в ее построении и готовится к ее озвучиванию (работа с логико – структурными схемами является одним из составных элементов обучения на уроке по авторской технологии Б.С.Дыхановой. Итогом работы с логико – структурными схемами должно стать свободное владение теоретическим материалом, его практическое применение при анализе художественных текстов и безошибочное устное воспроизведение).
Литература
письм..(буквенное – от лат. литера «буква») творчество
отражает народное мировосприятие и опирается на поэтику фольклора
но в отличие от фольклора
имеет иные формы связи
письменное авторское многозначность опосредованный
воплощение начало художественного контакт
слова
в письменном автор - читатель
контексте (через художественный
текст)
А все остальные учащиеся с помощью цветовых карточек работают над тестом «Приключения как литературный жанр» ( у каждого из учащихся трехцветные сигнальные карточки, каждый цвет соответствует одному из предложенных слов, дети должны показать ту цветовую карточку, которая соответствует правильному ответу).
1.Понятие «приключение» связано со словом
а) ключ
б) ключевой
в) приключиться, случиться
2.Ситуация литературного приключения необходима автору
а) для повышения читательского интереса
б) для испытания героя
в) для разнообразных целей, определяемых самим автором
3.Для Даррелла экзотической страной является
а) Англия
б) Россия
в) Греция
4.Прототип есть у героя приключений
а) Д.Дефо
б) М.Твена
в) Д.Даррелла
5. Герои этих приключений передвигались
а) пешком
б) на стрекозе
в) на надувной лодке
6.Абсолютное одиночество пришлось пережить героям
а) Я.Ларри
б) М.Твену
в) Д.Дефо
После решения тестовых заданий учащиеся дают толкование следующих слов: (слова написаны на доске) цикада ( прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот), дюна (прибрежный песчаный холм), клавесин (старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент), карлик (человек очень маленького роста), марево (зной, сухая мгла), навигация (наука о кораблевождении), зыбь (незначительное колебание водной поверхности), балдахин (навес над кроватью. Далее ребята вспоминают основные законы жанра приключений (установка на исключительность реальных событий, герой испытывается этими событиями, сюжет – преодоление героем обстоятельств, победа над ними, фантастические приключения) и учитель знакомит их с темой урока, которая записывается на доске (продолжение работы над повестью Д.Даррелла «Говорящий сверток»).
3.Проверка домашнего задания ( обязательным элементом образовательной си
·стемы обучения литературе по авторской технологии Б.С.Дыхановой является ежеурочная словарная работа на уроках литературы. Навыки устойчивого постоянного внимания к семантике и этимологии слова в художественном тексте и вне его вырабатываются ежедневной работой над словарем произведения. В авторской технологии предлагаются разнообразные способы решения данной проблемы. Домашнее чтение текста включает и подчеркивание всех новых, неясных или просто заинтересовавших читателя слов и попытку определить их словарное и контекстуальное значение. Насколько удалась эта попытка, выясняется в процессе чтения текста в классе «по цепочке», сопровождающегося истолкованием подчеркнутых каждым слов. Иногда на словарную работу уходит целый урок ).
-из университета магии - найдите синоним к последнему слову, чему обучали в таком университете
-магического жезла – что это такое?
-специализироваться в какой-то области и создавать себе имя – что значит специализироваться и почему имя надо создавать? О какой ситуации идет речь, о житейской или научной? Как создается научное имя?
-третьеразрядных чародеев – какую характеристику содержит такое определение?
-устаревшие заклинания – связано ли слово заклинание со словом клин?
-заняться мифическими животными – кем надо заняться? От какого слова произошло определение?
-взял понюшку – как возникло существительное?
-я сотку себе мантилью - одного ли корня слова мантилья и манто, что означает каждое из них?
-колоссальной впадине – откуда пришло понятие «колоссальный»?
-магараджа – кого в Индии называли магараджей?
-ужасный сноб – что означает это понятие?
-василиски – кого так называли?
-считаю их вид вульгарным – каково современное значение последнего слова?
-столько-то мандрагор – что это такое?
-беспардонные жабы – как возникло это определение?
-ударилась в истерику – какой смысл имеет этот фразеологизм? Во что можно удариться? Есть ли разница в выражении удариться чем – то о что – то? Можно ли удариться в радость?
5.Работа над эвристической программой (эвристические программы представляют собой цепочку вопросов, ответ на которые требует умственных усилий, эти вопросы обращены и к самому тексту и к личному опыту школьников. В процессе реализации эвристической программы исключены ответы «да», «нет», равно как и не принимаются субъективные фантазии. Здесь обязательна аргументация, опирающаяся на данные самого художественного текста )
1.Называет ли попугай год возникновения Мифландии?
2.Кто такой Мерлин?
3.Какое полное имя ха-ха? Какую характеристику ха-ха дает попугай?
4.Как судя по рассказу попугая он относится к науке, которая занимается подсчетом когтей на лапе дракона или измерению длины волос у русалки? Как выглядели дракон и русалка?
5.Совпадает ли образ мифических василисков с их реальным биологическим обликом? С какими животными, судя по рассказу попугая, они состоят в родстве?
6.Какие функции выполняют жабы и петушки?
7.Что представляет собой Мифландия?
8.Какие цвета использовал ха-ха, создавая Мифландию и ее природную флору? Что такое флора и чем она отличается от фауны?
9.А какой из миров, на ваш взгляд, прекраснее – реальный, тот в котором мы с вами живем или придуманный ха-ха? Почему?
10. А в каком из миров вам хотелось бы жить в будущем? Какой вы представляете себе нашу страну через много лет? Напишите 6-7 предложений.
В конце урока ребята зачитывают свои творческие работы.
15