Конспект урока по Литературному чтению Зарубежные писатели о детях. М.Твен «Приключения Тома Сойера» (1-2 главы романа)
Открытый урок по
литературному чтению в 4 классе.
Тема: Зарубежные писатели о детях.
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
(1-2 главы романа)
Цель урока: Расширить читательский кругозор детей.
Задачи:
Учебные:
-учить отбирать в тексте материал для характеристики героя;
-вырабатывать умение аргументировать свои ответы ссылками на текст.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и взаимопонимания между детьми, детьми и взрослыми на примере героев романа М.Твена «Приключение Тома Сойера»;
-воспитывать оптимистическое отношение к жизненным проблемам, умение находить выход в трудных ситуациях.
Развивающие:
- приобщать к миру увлекательного чтения приключенческих произведений;
- творчески размышлять над художественным произведением.
Ход урока.
1)Орг. Момент.
2)Подумайте о ком это: Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг в гостях у нас:
Проказник, плут, маляр бедовый.
- Конечно, это о Томе Сойере.
- Чему же мы посвятим сегодняшний урок? ( Мы продолжим разговор о прочитанных главах из произведения М Твена «Приключение Т.С»)
2) Об авторе.
- А что мы знаем о М.Твене? (компьютер)
(родился 30 ноября 1835 года в Америка , штат Флорида..
Настоящее имя писателя Сэмюэль Клененс.
Псевдоним обозначает «мели нет- можно плыть спокойно».
Посетил царскую Россию. Побывал в городах Одессе, Севастополе, Ялте. Свои впечатления от путешествия опубликовал в газете. Эти заметки имели большой успех.
Он писал очерки, романы, повести, рассказы, заметки в газеты.)
-Р., в родном городе Ганнибале открыт для посетителей дом – музей писателя и каждый день множество людей посещает его. Так ж в доме сохранилась библиотека М.Твена.
3) Чит. Кругозор.
-А какие произведения М.Твена читали вы?
- О ком он? О чем они? ( о взаимоотношениях между людьми)
4) Работа со вступительной статьей.
-М.Твен писал свои произведения о детях не только для детей, но и для взрослых. Зачем он это делал? Докажите ответ словами из вступительной статьи.
- Главный герой- Том _ собирательный образ американского мальчика 19 века.
-Как понимаете выражение «собирательный образ» Докажите текстом.
5)Работа над жанром произведения.
- На прошлом уроке мы познакомились с 1и 2 главами из произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера».
-В каком жанре оно написано? ( повесть)
-Что значит повесть? (Повесть – это жанр повествовательной литературы .
Повесть больше по объему, чем рассказ, но меньше, чем роман. В повести чаще всего описывается история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или автора )
- По данным характеристикам попробуйте определить, какая характеристика к какому жанру относится?
(карточки)
Проверьте себя. У кого задание выполнено без ошибок?
Итак: «Приключение Тома Сойера»- это повесть.
6) Все о Томе.
- Кто кроме Тома вам запомнился?
- С кем жил Том?
- Почему? (сирота) Докажите текстом. (ведь он сын моей покойной сестры)
- Каким был Том ? Докажите текстом.
- Итак: Том был Сообразительный
Находчивый
Веселый
Настойчивый
Целеустремленный
Сущий бесенок
Он – проказник, хитрец, порядочный плут, честный боец.
Он не был примерным мальчиком.
- Какой отрывок в тексте повествует о том, что Том был честным бойцом?
(драка с «чужим мальчиком»)
- Том был непростым мальчиком. На ряду с положительными чертами характера (находчивость, веселость, целеустремленность, сообразительность), мы видим и отрицательные (хитрый, может обмануть, необязательный ).
- Зачем автор таким показывает нам главного героя? (..)
- Том, как и сотни других детей, как и многие из вас – живой веселый мальчик, увлекающийся, знающий много игр, большой выдумщик. Он очень похож на любого из вас. Поэтому читать о нем , я полагаю, вам было интересно.
- Кто из персонажей М.Твена похож на Тома? ( Гекльбери Финн)
- Вам понравился Том?
- Чем он вас привлекает? (выдумщик, Не унывающий)
- Как по вашему мнению сам автор относится к мальчику? ( с любовью, доброжелательностью, теплотой)
- Но в тексте нет слов, которыми мы могли бы подтвердить наши мысли. Через какого героя автор показывает нам свое отношение к мальчику? (через отношение т. Полли к Тому)
7) Отношение т.Полли к Тому.
- Том является племянником т.Полли. После смерти сестры, она усыновила его и воспитывала, как сына.
- Как тетя относилась к Тому? (любила, ухаживала, заботилась, много прощала, старалась привить хорошие манеры, усердие, трудолюбие). Докажите текстом.
- Какой была т. Полли? (доброй, здравомыслящей, умеющей прощать, заботливой, доброжелательной, трудолюбивой, ответственной)
- Оставшись сиротой, Том не был брошен на произвол судьбы, а был принят в семью тети в качестве сына.
- Можно ли сказать, что Тому повезло? (да)
- Смогла ли т.Полли заменить мальчику мать, по вашему мнению?
- Почему?
- Какую пословицу можно отнести к главной героине романа?
* не нужен клад, когда в семье лад.
*Каковы родители, таковы и дети.
*Не та мать, что родила, а та, что сердцем наградила.
*Добрый человек в добре живет век.
- Как ее понимаете?
8) Отношение Тома к т. Полли
-Как Том относится к тете? ( с уважением, любовью, жалеет ее)
- В тексте есть кусочек предложения из которого видно, что Том любит и жалеет тетю.
( если только при этом она не плачет)
- Это открывает новую черту характера Тома. Какую? (добросердечный)
- Если тетя такая хорошая, зачем Том ее все время огорчает? (он не со зла, он – непоседа, ему скучно, он - выдумщик)
9)Итак: Том живет в заботе, любви, уважении. Но это не мешает совершать ему различные шалости.
-Какие шалости вам запомнились в 1 части повести?
*съел варенье,
*прогулял школу,
*Подрался с «чужим мальчиком»
-Прочитайте последний абзац 1 части.
-А что из этого вышло, мы сейчас увидим.
10)Просмотр отрывка фильма (11 минут)
11)Работа по тексту.
-Понравился фрагмент фильма?
Обратите внимание, как Тому удалось наказание превратить в развлечение.
-Найдите строчки передающие чувства в начале дня.(144, 145)
-Том просит о помощи Джима, но не получает ее. И на мальчика снизошло вдохновение. Он воодушевлением стал работать и увлек своей работой других детей. С утра Том был несчастным «бедняком», которого заставили выполнять скучное, не интересное поручение, но к полудню настроение Тома значительно изменилось.
-Прочитайте, как Том почувствовал себя днем?
-Том не только избежал наказания, но и «разбогател» и , что самое главное, весело провел время.
-Какой закон открыл Том, сам того не ведая? Прочитайте.
-Как вы его понимаете? (чем тяжелее путь к достижению цели, тем больше человек ценит результат).
-Том сделал такой сложный, даже для взрослого человека, вывод. Это раскрывает нам новую сторону личности мальчика.
-Какую? (Том – человек думающий, анализирующий, верно оценивающий свои действия и действия других людей)
-Прочитайте последний абзац.
-Какая перемена произошла в жизни Тома? (сумел скучную работу превратить в удовольствие, развлечение)
-Чему учит нас 2 глава? (не стоит унывать, получая сложное, не интересное задание. Надо подумать, как с этой задачей справиться)
12) Заключение.
-Понравились вам эти главы из романа?
-Я думаю, они не могут не понравиться. Приключения Тома Сойера и его друзей только начинаются. Книгу М.Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читают во всем мире.
Я думаю, что у вас , тех, кто еще не прочитал данное произведение, появилось желание узнать о дальнейших приключениях этого мальчишки и его друзей.
-А закончить урок мне хотелось бы словами двух писателей – юмористов И.Ильфа и Е.Петрова.
«Даже самый серьезный, самый деловой человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться, глаза его добреют».
15