Урок по краеведению Путешествие по старинным городам Прикамья: Кунгур


Урок-путешествие по краеведению.  
Урок проведен с учащимися 6 класса.
Тема: Путешествие по старинным городам Прикамья. Кунгур.
Цель:
1.      В  ходе путешествия по Кунгуру познакомиться  с географическим положением, страницами из истории города, историческими и природными памятниками.
2.      Развивать умения анализировать полученный на экскурсии в город  материал, перерабатывать информацию, составлять презентации в PowerPoint. Развивать умение владеть монологической речью, развивать творческие навыки.
3.      Воспитывать любовь к Родине, уважение к людям, внёсшим большой вклад в развитие , страны, города, села.
Оборудование:
1.      Карта Пермской области.
2.      Учебники: Н. Горбацевич «Прикамье: странички далеких и близких времен»;  под ред. А. Белавина «Страницы истории земли Пермской»
3.      Листки «устного журнала».
4.      Фото:  кунгурские купцы I гильдии, реки Сылва, Ирень, Шаква.
5.      Даты 1648 и 1664 г.
6.      Герб Кунгура.
7.      Понятия: Богоявленская, Пятницкая ярмарки,  сталагмиты, сталактиты, сталагнаты, гильдия.
8.      Презентации: Кунгурский художественный музей, Дом купечества, Кунгурская ледяная пещера.
Урок проводится в форме устного журнала.
Организационный момент.
- Мы продолжаем путешествие по старинным городам Прикамья.
- С какими городами мы уже познакомились? Покажите их на карте.(Чердынь, Соликамск, Усолье)
- Сегодня мы продолжаем наше путешествие и побываем в старинном городе Кунгуре. Каждый из вас был в этом городе, т.к. он  расположен недалеко от нас. Поэтому сегодня мы с вами поговорим о том, что мы знаем о Кунгуре, познакомимся с новыми фактами, которые вам были неизвестны. В каникулы вы были на экскурсии по Кунгуру. Я давала вам задание фотографировать то, что вам больше понравилось и подготовить сообщение «Что мне понравилось в Кунгуре»
Занятие мы проведем в форме «Устного журнала»
Листая страницы нашего журнала, надеюсь, вы пополните свои знания о городе.  Итак… Открываем 1-ую страницу журнала.
«Географическое положение».
И правда, сначала нам надо узнать где расположен город. Давайте, найдем по карте в учебнике (стр.10) Кунгур. Попытаемся сами дать характеристику географического положения города. (дети дают характеристику географического положения города.)
-Покажите на карте город Кунгур.
А теперь обобщите знания о географическом положении и добавьте новые сведения.
(презентация №1)
-Листаем наш журнал дальше. Следующая страничка называется «Из истории города»
-Первоначально Кунгурский острог был построен в 1648г. В 28 км. От современного Кунгура и получил свое название от речки Кунгурки.
 Но в 1662 г. Он был дотла сожжен в ходе башкирского восстания и в 1664 г отстроен уже на новом месте..(выдержка из текста)
Купцы города не только торговали, увеличивая свое состояние, но и занимались благотворительностью, не жалея средств на развитие и процветание города. (презентация №2)
Вы видели, что в Кунгуре много старинных зданий, и большинство из них построено на деньги купцоп или простых граждан.
  Сейчас нам кажеться это удивительным, а в то время жертвовать во благо Родины – это была Честь.
Один их Пермских лицеистов Николай Мешков (XVII в.) давая в дар городу деньги говорил: «Милостиво прошу оказать мне честь позволить…(долг совести)
Более подробно хотелось бы остановиться на купцах I гильдии.(пояснить)
Сообщение детей: М.Грибушин, А. Губкин, А.Кузнецов.
Говоря о Кунгуре, нужно обязательно сказать о главной достопримечательности.
- Следующая страница нашего устного журнала «Кунгурская ледяная пещера»
 Сообщение  детей( презентация №3)
-Следующая страничка нашего журнала: «Впечетление об экскурсии по Кунгуру»
Как я уже говорила, я давала вам задание перед поездкой в Кунгур.
-Кто приготовил сообщение?
-сообщение Медведева Р (презентация №4)
-сообщение Ковалева А (презентация №5)
-Мы подошли к концу нашего путешествия. Надеюсь вы узнали много интересного.                                         –что больше запомнилось в ходе путешествия?
-А  теперь я хотела бы, чтоб вы выполнили творческую работу, составив кроссворд по нашему путешествию.( дети делятся на 3 группы) В кроссворде можно использовать фамилии, географические названия, новые слова. (5-6 слов)
Обменяемся кроссвордами.
Спасибо за работу. На следующем занятии мы продолжим наше путешествие по старинным городам Прикамья. (Оса, Оханск, Пермь)