Сценарий. Литературная гостиная. 19 октября. Лицей.
Литературная гостиная "Девятнадцатое октября"
1.Мы вновь встретились с вами в уютной литературной гостиной. Сегодняшний наш разговор - о лицеистах, лицейском братстве, о дружбе, дарящей гармонию, вдохновение, тепло. Былые столетия охотно…делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами – самыми задушевными, потаенными… И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединям длинной цепью наше сегодня и их далеко. Соединяем, и сразу по цепи «бежит ток»? и становится ясным то, что именуют связью времен, и огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!
Минувший век притягивает нас – Сегодняшнего давнее начало!Его огонь далекий не погас,Мелодия его не отзвучала.Далекий век, где синий воздух чист,Где стук колес и дребезжанье дрожек,И кружится неторопливый листНад гравием ухоженных дорожек!
А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горных ангелов полет…», тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать. Именно поэтому мы приглашаем нашего современника, отправится совсем недалеко – всего на два столетия назад – в первые десятилетия XIX века. 2.Когда октябрь на дворе,Приди сюда, куда б ни шел ты,Из желтых листьев – самый желтыйЗдесь Александровский дворец.Мы к детству движемся назадИ листьев золотое бремяПрипоминаем вновь, лишь времяСклоняет стрелки и закат.Нам снятся старые игрушки,И мы меняемся в лице.Мы возвращаемся, как Пушкин,В Лицей, уже пройдя Лицей.В 2011 году 1 ноября(19 октября по старому стилю) исполнилось 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея. И пусть мы далеко от Петербурга, но мы знаем:
Что в этот день и в этот час,Когда зажгутся в зале свечи,Он тихо будет среди насИ воплотится в наши речи!
19 октября! В этот день, в 1811 году, в 11 часов утра, в Высочайшем - его Величества – присутствии, имело быть, - как говорили тогда, открытие Лицея в Царском Селе.
3.Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю, узнать о лицейских годах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
4.Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Пушкиной (урожденной Ганнибал). Мать Пушкина была потомком негра Ганнибала, которого русский посланник в Константинополе отослал в подарок Петру I. Впоследствии Александр Сергеевич написал о нем незаконченную повесть "Арап Петра Великого". Именно по матери унаследовал Пушкин свою неординарную внешность.
Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Веселая жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, а дети – старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, “пожирая книги одна за другою”.
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
5.С раннего возраста его воспитанием занималась бабушка Марья Алексеевна и его замечательная няня Арина Родионовна, которая повлияла на творчество будущего поэта. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу.
Только с нею, да с бабушкой Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и начал с Плутарха и Гомера.
Двенадцатилетний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Пушкина думали отдать в Иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии Царскосельского лицея и, благодаря настояниям и хлопотам Александра Ивановича Тургенева, а также дружеским связям Сергея Львовича Пушкина (отец Пушкина) с директором нового учебного заведения,
6.7.8.В. Ф. Малиновским, Александра решено было поместить туда.
9.Душа лицея. А.С. ПУШКИН
10.Под Петербургом городок,Где корпуса за корпусамиНаполнены звучаньем нот,Мальчишескими голосами.Минуты радости, невзгоды,В Лицее начиналиЛюбить, отстаивать, свободу,Творить и безмятежно жить.
Сердца стучали в унисонИ людям придавали силы,Когда посмел НаполеонПойти войною на Россию,А юный будущий поэт –И засыпая, и вставая –Познал поэзии секретИ верности родному краю.Его прекрасная душаУже тогда была мятежна,И вся грядущая судьбаБыла поэту неизбежна. 11-22..В Лицее – единственном из учебных заведений России тех лет – не было телесных наказаний. Он был приравнен в правах к университетам. Девиз Лицея: «Для пользы общей». Программа в основном гуманитарная: преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства». Но Лицей учил и физике, и математике, гимнастике, танцам – всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными и светскими людьми.
23.Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил, но больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Учился Пушкин далеко не усердно.
Мы все помним картину И.Е. Репина: “Пушкин на лицейском экзамене”. Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Над красным сукном экзаменационного стола сверкают золотое шитьё мундиров, жирные эполеты, нагрудные звезды и ордена высокого начальства. Здесь, под портретом Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели.
А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Слёзы восторга текут по его морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно воскресшей молодости. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.
24. Интересно вспомнить, как было описано это событие в жизни юного Пушкина одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным.
“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.
Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Число воспитанников было ограничено. Никаких унизительных наказаний не было, каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. Преподаватели давали зубрить свои тетрадки, иные, например, любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и мироволили им в классах и на экзаменах. Свобода или, точнее , безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным “студентам”, знакомя их с такими сторонами жизни, которые выгоднее узнавать позднее.
К тому же, на третий год существования лицея скончался его первый директор, и почти два года настоящего главы в заведении не было. Преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей педагогической обстановкой , развивала в лицеистах чувство человеческого достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и приходилось, окончившим курс, приобретать своим трудом впоследствии, то лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими гуманными, светлыми идеями.
25.Вот почему они и относились с таким теплым чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали 19-е октября – день открытия лицея.
26.В этот день родился не только Лицей. Девятнадцатое октября стало рождением союза, о котором писал А.С. Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен –Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбинаИ счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.
27.Давайте представим себе, каким был этот день тогда, в 1811 году. В этот день впервые выпал снег. 28.На фронтоне лицейского здания сияла огненная буква «А» (в честь царя Александра). Огоньки отражались на снегу радужными пятнами.
29.Липы Царского Села выглядели под снегом таинственно и радостно…
30. Но это все в будущем, а пока… 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники... В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием... Через шесть без малого лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты... Они могли не видеться годами, но твердо знали, что есть Француз (он же смесь обезьяны с тигром, он же Пушкин), есть Дьячок (он же Мордан, он же Корф), и есть Паяс (он же Яковлев). Друг для друга они были посланцами оттуда, где все начиналось, и гарантами того, что они еще живы. Прошло 200 лет, почти два века. Но до сих пор дружба лицеистов пушкинского выпуска – это символ человеческой верности и дружбы.
31.В долгожданный торжественный день 19 октября голос молодого профессора Александра Петровича Куницына наполнил весь зал, воцарилась необычайная тишина. Те, к кому пламенно взывал Куницын – подростки в синих мундирчиках, - они так и замерли, покоренные истинным пафосом обращенных к ним слов. Навсегда запомнились Александру Пушкину эти минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь молодого Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи лицеисты были покорены.
Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:
Куницыну дань чести и вина!Он создал нас, он воспитал наш пламень.Поставлен им краеугольный камень,Им чистая лампада вожена…
32.Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку:
Бакунин Александр Павлович;
Броглио Сильверий Францевич;
Вольховский Владимир Дмитриевич (Суворочка);
Горчаков Александр Михайлович (Князь, Франт);
Гревениц Павел Федорович;
Гурьев Константин Васильевич;
Данзас Константин Карлович (Медведь, Кабуд);
Дельвиг Антон Антонович (Тося);
Есаков Семен Семенович;
Илличевский Алексей Демьянович (Олосенька);
Комовский Сергей Дмитриевич (Лисичка, Смола);
Корнилов Александр Алексеевич (Мосье);
Корсаков Николай Александрович;
Корф Модест Андреевич (Модинька, Дьячок, Мордан);
Костенский Константин Дмитриевич (Старик);
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля);
Ломоносов Сергей Григорьевич (Крот);
Малиновский Иван Васильевич (Казан);
Мартынов Аркадий Иванович;
Маслов Дмитрий Николаевич (Карамзин);
Матюшкин Федор Федорович (Федернелке, Плыть хочется);
Мясоедов Павел Николаевич (Мясожоров);
Пушкин Александр Сергеевич (Француз, Егоза);
Пущин Иван Иванович (Большой Жанно, Иван Великий);
Саврасов Петр Федорович (Рыжий, Рыжак);
Стевен Федор Христианович (Швед, Фрицка);
Тырков Александр Дмитриевич (Кирпичный брус);
Юдин Павел Михайлович;
Яковлев Михаил Лукьянович (Паяс).
33.Торжественная церемония закончилась, гости разъехались. После обеда забыв обо всем на свете, выбежали будущие «столпы отечества» (так назвал их в своей речи Куницын) в парк. Со смехом и криками сражались они в снежки, радуясь зиме, свежевыпавшему снегу и временно обретенной столь милой им свободе. Воздух наполнился летающими белыми хлопьями.
34-39.Парк под снегом казался волшебным царством. Горбатые мостики висели над тёмными каналами. Беседки на мостиках плыли в сумерках, как белые корабли.
40. Давайте посмотрим, как одевались лицеисты и как проходил их день: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов уроки. Остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…
41-56.Для Лицея был отведён огромный четырёхэтажный флигель дворца. В верхнем находились дортуары – залы для отдыха после занятий. Для них, на протяжении вдоль всего строения, во внутренних поперечных стенах прорублены были арки. Таким образом образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены были комнаты-спальни: всего пятьдесят номеров. В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами. 57.58.На каждой комнате номер. Лицеисты потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.
59.60. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление. На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.
61.Спать ложились в 10 часов вечера.Вскоре мальчики уснули. Так закончился этот день. Впереди у них много других дней, не менее интересных и важных. Но именно с этого дня они стали друзьями на всю жизнь: Иван Пущин и Александр Пушкин. Позже в их лицейское братство влились Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский, Илличевский, Яковлев. И всюду они были вместе: и в радости, и в горе, и в озорстве.
Товарищи, знавшие впечатлительную натуру ПУШКИНА и его отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбивым и тщеславным. Его прозвали “Французом”, преимущественно за прекрасное знание французского языка, но в 1811 и следующих годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный (обострились отношения с Францией и в 1812 году Наполеон пошел войной на Россию).
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Ближайшими на всю жизнь стали 62. Иван Пущин,63. Антон Дельвинг,64. Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча восемьсот одиннадцатого года и остались для него навсегда верными друзьями.
65.Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, – помнили свое "лицейское братство", хранили каждый по своему верность мечтам юности, "лицейскому духу".
На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.
В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин – “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер – “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин – “Француз” и множество других забавных прозвищ.
Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами.
66.Будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, из-за чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Александр часто проводил бессонные ночи , то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей.
67. В лицее было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.
Первая любовь Пушкина. Катенька Бакунина… .Она часто навещала своего брата (лецеиста Бакунина) и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи.
Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с “безмятежной тоской”, со “счастьем тайных мук”, с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина.
В те дни… в те дни, когда впервыеЗаметил я черты живыеПрелестной девы, и любовьМладую взволновала кровь,И я, тоскуя безнадежно,Томясь обманом пылких снов, Везде искал её следов,Об ней задумывался нежно,Весь день минутной встречи ждалИ счастье тайных мук узнал…
ПУШКИН: «…Моё чувство к ней было непохоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел 18 часов – ах! какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!..»
В лицее о любви Пушкин писал и так:
Вот здесь лежит больной студент;Его судьба неумолима,Несите прочь медикамент:Болезнь неизлечима…А о себе говорил:А я, повеса вечно праздный,Потомок негров безобразный,Взращенный в дикой простоте,Любви не ведая страданий,Я нравлюсь юной красотеБесстыдным бешенством желаний.
68. Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей.
69.Святое братство было единым, а жизненные судьбы у каждого свои.
70.Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.
Первый ученик. Окончил лицей с золотой медалью.
Он был самым слабым, поэтому занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два толстых словаря. Ребята посмеивались над ним иногда в стихах.
Суворов наш,Ура! Марш, марш!Кричит верхом на стуле.
71.Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.
72. Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт. Александр Михайлович Горчаков получил блестящее домашнее воспитание, затем окончил Петербургскую гимназию и 6 лет учился в Царском Лицее вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным.
73.Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,Хвала тебе – фортуны блеск холодныйНе изменил души твоей свободной:Все тот же ты для чести и друзей.Нам разный путь судьбой назначен строгой;Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:Но невзначай проселочной дорогойМы встретились и братски обнялись.
Лицейская дружба много значила для Горчакова. Закончив лицей с золотой медалью, он отказался от неё в пользу не имевшего средств и связей Вольховского, которому эта награда открыла дорогу в лейб-гвардию. Рискнуя всем, летом 1825 г. Горчаков встретился с опальным Пушкиным, а на второй день после восстания декабристов, он, принципиальный враг мятежей, – явился к Пущину, ожидавшему ареста с заграничным паспортом, деньгами и готовым планом побега.
74. 1856 г. В должность министра иностранных дел России вступает Александр Михайлович Горчаков.
25 лет бессменно я находился на посту Министра иностранных дел России. От предшественника, мне досталось непростое наследство: «Парижский мирный договор поставил Россию в положение изгоя. России было запрещено держать флот и восстанавливать Севастополь как черноморский порт и крепость. Нужно было разрушить антирусскую коалицию, прежде всего англо-французскую».
В 1812 г. лицеисты провожали на фронт гвардейские полки, квартировавшие в Царском Селе. Отроки выходили из классов, чтобы сердечно напутствовать воинов молитвой. Наверное, уже тогда молодой Александр Горчаков задумывался над тем, как спасти сотни тысяч человеческих жизней, как избежать войны. А дипломатия и есть искусство обуздывать силу.
Вторая Крымская война предотвращена. Россия на равных участвует в решении европейских дел, к ней прислушиваются все державы.
Министр Горчаков заслужил последнюю награду – 10 пушкинскиких строк:
Кому же из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?Несчастный друг? Средь новых поколений Докучный гость и лишний и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой....
19 октября 1880, 19 октября 1881, 19 октября 1882 и так до 28 февраля 1883 года - время, когда я был последним лицеистом прославленного первого выпуска.
75: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосенька.
76.: Близкий друг Пушкина. Редактор «Литературной газеты», создатель знаменитого альманаха «Северные цветы». 77: ОН не любил шумные игры, возню. ЕГО считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. ЕМУ тогда написали:
Дай руку Дельвиг! Что ты спишь?Проснись ленивец сонный!Ты же под кафедрой сидишь,Латынью усыпленный!
Дельвиг. Все свои мысли и чувства я посвятил литературе. Я и Пушкина вывел на профессиональную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал. Мы вместе создавали лицейские рукописные журналы, и я предсказывал ему:
«Пушкин! Он и в лесах не укроется,Лира выдаст его громким пением».
Большое счастье для меня, что многие мои стихи, словно потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России.
Ранняя смерть Дельвига в 1831 году потрясла всех. Получив известие об этом, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная».
78: Корсаков Николай. 11 лет
79: Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:
Прохожий! Поспеши к стране родной своей.Ах! Грустно умирать далеко от друзей.
80: Кюхельбекер Вильгельм Карлович.. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошно – И стало мне, мои друзья,И кюхельбекерно и тошно. 81: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.КЮХЕЛЬБЕКЕР:Кюхля – так назвали меня мои товарищи. Для многих в Лицее я был чудаком, надо мной смеялись, на меня писали эпиграммы. А я искал свой путь, доказывал, что поэзия нечто грандиозное, а не безделки и шутки. Первыми меня оценили Дельвиг и Пушкин.Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу, справедливость, всё это в нём оценили впоследствии и другие выдающиеся современники, ставшие его друзьями, Александр Сергеевич Грибоедов, Константин Фёдорович Рылеев, который принял Кюхельбекера в тайное общество декабристов.
82. Кюхля участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, Приговор был суров: 83.84. 10 лет одиночной тюремной камеры, а затем ссылка в Сибирь. Пушкин шлёт своим друзьям послание: «Во глубине сибирских руд».
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
1827
85. В Тобольске, в ссылке продолжал литературную работу, следил за журналами. Был в восторге, когда прочитал пушкинскую «Полтаву», «с оказией» писал другу: «Я тебя не только люблю, как всегда любил, но за твою «Полтаву» уважаю, сколько только можно уважать. Вокруг тебя люди , понимающие тебя, как я – язык китайский.
86. Из ссылки Вильгельм Кюхельбекер не вернулся.
87: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея. Он знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл Его Санчо Панса.Был добрым, достойным человеком. Отказался от блистательной генеральской карьеры и никогда об этом не жалел. Стал помещиком, предводителем дворянства. 88. Первый лицейский анекдот и первое лицейской прозвище. Отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят. Подойдя к Александру, спросила: «Хорош ли суп?» Корнилов, испугавшись или смутившись, отвечает по-французски: «Oui, monsieur». Так он превратился из Корнилова в «Мосье».
89: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жанно, Иван Великий.
С хорошими дарованиями. В общении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. ПУЩИН: Кажется, я был не из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись. Они действительно быстро подружились, стали неразлучны.Это о нем Пушкин позже напишет: Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенныйТвой колокольчик огласил…
90. 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.
91: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.
92.В те дни, когда в садах ЛицеяЯ безмятежно расцветал.Читал украдкой Апулея,И над Вергилием зевал,Когда ленился и проказил,По кровле и в окошко лазил,И забывал латинский классДля алых губ и черных глаз;Когда тревожить начиналаМне сердце смутная печальКогда таинственная дальМои мечтанья увлекала…Когда французом называлиМеня задорные друзья,Тогда педанты предрекали,Что ввек повесой буду я.Великий русский поэт Пушкин и его друзья… 93.Слушая рассказ о них, задумываешься о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад.
94.-104. Они встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.
105: Пушкин к этому дню писал стихи:
Пора и мне… пируйте, о друзья!Предчувствую отрадное свиданье;Запомните ж поэта предсказанье:Промчится год, и с вами снова я,Исполнится завет моих мечтаний,Промчится год, и я явлюся к вам! ...Благослови, ликующая муза,Благослови: да здравствует Лицей!
106.За шесть лицейских лет они полюбили друг друга. Стали друзьями. они пронесли эту дружбу через всю жизнь. Ее боготворят, ставят на первое место. Много выше карьеры. Удачи. Даже любви. 107.Больше о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.
108. В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
Шесть лет промчались, как мечтанье,В объятьях славной тишины,И уж Отечества признаньеГремит нам: шествуйте, сыны!Простимся, братья! Рука в руку!Обнимемся в последний раз!Судьба на вечную разлуку,Быть может, здесь сроднила нас!
Потом директор лицея Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и они становятся теперь «чугунники». Прозвучала прощальная лицейская клятва…
И последний лицеист один будет праздновать 19 октября.
109.Впереди была еще вся жизнь, но никто не забыл Лицея, друзей, Отечество.
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.
19 октября 1811 г. в Царском Селе, близ Петербурга, 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через 6 лет они получили аттестаты.
110. Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи:
в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном,частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией,статистикой, математикой и немецким языком.
Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.
Царское Село июня 9 дня 1817 года.
111. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №14на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным!Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!..
112.В последний раз лицеисты,расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка,прощаясь с любимыми с детства местами.Юношескими голосами пели они песню расставанья,сочиненную Дельвигом: “ШЕСТЬ лет промчались, как мечтанье” пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый,присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.
Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – С Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь.
113. За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, в его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин.Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира,любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда.
114. Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе,чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи,сочиненные Александром. Впоследствии А.С.Пушкиным было написано множество стихов,посвященных этой знаменательной дате. 115.Я думаю,что самым знаменитым из них по праву можно считать стихотворение 19 ноября:
Пора и мне... пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! О сколько слез и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! Благослови, ликующая муза, Благослови: да здравствует Лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. 1825
116. Вот и вы, БУДУЩИЕ выпускники, выпорхнете из школьного гнезда, расстанетесь с друзьями, но постарайтесь пронести через сложные жизненные дороги идеалы лицеистов, потому что за дружбой признаётся начало созидательное, творческое. Дружба строит, умиротворяет, творит, соединяет. Она возвышает человека, требуя от него мужества, стойкости, цельности, верности.
Будьте же добрыми и отзывчивыми, смелыми и мудрыми, искренними и доброжелательными.
За нашими окнами – ветер и дождь,За нашими спинами – прошлая ложь,Но песенку эту я создал друзьям, И песня останется нам!Пусть эта песня останется вам!
117.Поднявший меч на наш союздостоин будет худшей кары.И я за жизнь его тогда не дами самой ломаной гитары.Как вожделенно жаждет век нащупать брешь у нас в цепочке.Возьмёмся за руки, друзья,Возьмёмся за руки, друзья,Чтоб не пропасть поодиночке.Когда придёт делёжки час,не нас калач ржаной поманит.И рай настанет не для нас, зато Офелия всех нас помянет.Пока ж не грянула пораи нам отправиться в дорогу,Возьмёмся за руки, друзья,Возьмёмся за руки, друзья,Возьмёмся за руки, друзья.