Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС под редакцией В.Д. Симоненко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района
ул. Южная 22 , деревня Новониколаевка, 632748. Телефон: 83835837266,
E- mail:novnik@ngs.ru«Согласовано»
Руководитель ШМО
_________/____________/
Протокол № ___
от «__»__________2014_г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ Новониколаевская СОШ
______/______________/
«__»____________2014___г. «Утверждаю»
Директор МКОУ Новониколаевская СОШ _____________/_____________
Приказ № ___
от «__»__________2014_г.
Рабочая программа курса
«Технология»
(полное название курса)
5 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель /Разработчик программы/
Каратаева Оксана Николаевна
Квалификация без категории
Педагогический стаж 10 лет
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа по технологии для 5 классов (универсальная линия) разработана на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по учебному предмету "Технология" для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы В.Д.Симоненко, Н.В. Синица), подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учётом возможностей образовательного учреждения.Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в данной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираю такой объект или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов. Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
В своей деятельности использую следующие технологии:
проблемного обучения,
проектной деятельности,
личностно-ориентированного обучения,
элементы здоровьесберегающей технологии.
На уроках использую гендерный подход (гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение “мужчина” или “женщина”), так как в классе девочки и мальчики занимаются вместе, что в программе по технологии ранее не предусматривалось. Задания подбираю, с учетом интересов и мальчиков, и девочек.
В результате освоения обучающимися различных видов деятельности предполагается сформировать и развить компетенции:
коммуникативные;
учебно-познавательные;
общекультурные;
социально-бытовые;
социально-трудовые;
компетенции личностного самосовершенствования.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Работая с полным составом класса, исходя из образовательных потребностей и интересов учащихся я выбрала направление «Технология ведения дома».
Место учебного предмета в учебном планеВ соответствии с ФБУП на изучение курса «Технология» в 5 классах выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Оценка знаний, умений и уровня развития учащихся осуществляется с помощью перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года. Для оценки теоретических понятий используются зачётные или контрольные задания, для оценки умений – практические задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации оборудования.
Метапредметные результаты:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
• проектирование последовательности операций;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда;
• документирование результатов труда и проектной деятельности.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание программы
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Раздел «Творческая проектная деятельность».
Теоретические сведения. Содержание курса « Технология» 5 класс. Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Место проекта в технологии.
Практические работы Изучение инструкций по технике безопасности и охраны труда.
Раздел «Кулинария».
Теоретические сведения. Культура питания, значение витаминов, правила этикета. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Бутерброды, горячие напитки. Технологии приготовления горячих напитков, бутербродов, блюд из макаронных изделий, вареных овощей, яиц. Сервировка стола. Культура поведения за столом. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарем. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Уход за кухонной посудой. Первичная обработка овощей. Приготовление и оформление блюд из вареных овощей. Определение свежести яиц. Приготовление и оформление бутербродов и горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.
Раздел «Оформление интерьера ».
Теоретические сведения. Гигиена учащегося. Уход за одеждой и обувью, условные знаки ухода, товарный знак (лейбл). Особенности культуры общения и поведения, семейные традиции и обычаи, особенности совместного проживания людей разного возраста. Создание комфортных условий проживания для себя и других членов семьи.
Лабораторно-практические и практические работы. Оформление салфеток в технике оригами.
Раздел «Художественные ремесла».
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Способы ухода за изделиями в зависимости от состава материалов.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Работа с лекалами. Правила безопасной работы ножницами. Особенности построения выкроек прихватки или грелки на чайник (по выбору).
Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Правила безопасной работы на швейной машине.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учётом долевой нити. Особенности раскладки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от высыпания - ручное обметывание; временное соединение деталей - сметывание; временное закрепление подогнутого края - заметывание. Основные операции при машинной обработке изделия: постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание. Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения ВТО.
Классификация машинных швов: соединительные (стачного взаутюжку и стачного вразутюжку), краевые (вподгибку с открытым и вподгибку с закрытым срезом), накладного с закрытым срезом.
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива прихватки и грелки на чайник. Профессии швея, закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Проект "Прихватка". Проект "Грелка на чайник". Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы, регулирующих механизмов швейной машины. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Распределение учебных часов по разделам
№ Наименование раздела Кол–во часов
Творческая проектная деятельность 2
Оформление интерьера 4
Кулинария 16
Создание изделий из текстильных материалов 32
Художественные ремесла 16
Итого: 70
Планируемые результаты обучения:
Раздел "Кулинария"
Учащийся научится:
самостоятельно готовить для себя и своей семьи бутерброды, горячие напитки, простые кулинарные блюда из варёных овощей, яиц, макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в витаминах,
применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них витаминов;
оформлять приготовленные блюда, сервировать стол к завтраку, соблюдать правила этикета.
Раздел “Оформление интерьера”.
Учащийся научится:
выбирать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;
применять бытовые санитарно-гигиенические средства;
применять средства индивидуальной гигиены.
Учащийся получит возможность научиться:
вести себя культурно в семье и обществе;
создавать семейный уют.
Раздел “Художественные ремесла”
Учащийся научится:
распознавать ткани из растительных волокон;
Учащийся получит возможность научиться:
ориентироваться в мире условных знаков ухода за одеждой.
Раздел "Создание изделий из текстильных материалов"
Учащийся научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: обосновывать цель проекта, планировать этапы выполнения работ; выбирать средства оформления проекта; осуществлять технологический процесс;
изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины проектные изделия, пользуясь технологической документацией.
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Учащийся получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему;
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, планировать и организовывать технологический процесс с учётом рационального использования материалов;
определять и исправлять дефекты при изготовлении проектного изделия;
выполнять декоративную отделку проектного изделия;
осуществлять презентацию;
выполнять вариант рекламы своего продукта труда.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной литературы).
Учебно-методическое обеспечение
№ п/пСодержание Класс Автор Издательство Год издания
Технология. Программа 5-8 классы 5 Синица Н.В., В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф2012
Технология. 5 класс: учебник 5 Синица Н.В.,
Самородский П.С. Симоненко В.Д., и дрМ.: Вентана-Граф2014
Технология. 5 класс. Технологии ведения дома. Методическое пособие. ФГОС 5 Синица Н.В. М.: Вентана-Граф2013
Метод проектов в технологическом образовании школьников. Методическое пособие 5 Сасова И.А. М.: Вентана-Граф2003
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя
5 Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж.,
Сасова И.А. М.: Вентана-Граф2004
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс
условные обозначения, используемые в таблице:
ПР – практическая работа к/п – компьютерная презентация
Технологии ведения дома – 70 часов
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда. Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
№
п/п раздел,
учебная тема кол-
во
часов Сроки
обучения
освоение предметных знаний
(базовые понятия) вид деятельности учащихся
формы
работы на урокед/зТворческая проектная деятельность (вводная часть) – 2 часа
1-2 Вводный урок.
Вводный инструктаж по т/б. Что такое творческие проекты. Этапы выполнения проектов. 2 Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда.
Краткая формулировка задачи проекта. Постановка проблемы. Звездочка обдумывания. Этапы проектной деятельности.
- Ознакомление с правилами поведения в
мастерской и на рабочем месте;
- Ознакомление с понятиями «проект», «основные компоненты проекта»,
«этапы проектирования»
к/п «Творческий проект»
Оформление интерьера – 4 часа
запуск 1-го проекта «Планирование кухни-столовой»
3-4 Интерьер и планировка кухни-столовой.
Эскиз кухни-столовой. 2 Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни. - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
-Поиск информации в Интернете об
«кухни с островом»
- Выполнение эскиза кухни-столовой
- Соблюдение правил ТБ к/п«Стили
кухонь» 5-6 Бытовые электроприборы на кухне.
Творческий проект
«Планирование кухни-столовой». 2 Бытовые электроприборы на кухне.
Общие сведения о бытовых СВЧ-печах и холодильниках, о принци-
пах работы, видах и правилах эксплуатации.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Ознакомление с историей СВЧ-печи;
- Поиск информации в Интернете об
уходе за холодильником
- Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне
- Соблюдение правил ТБ Кулинария – 16 часов
запуск 2-го проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
7-8 Санитария и гигиена.
Здоровое питание.
2 Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах, микроорганизм, инфекция, пищевые отравления. - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о
значении понятия «гигиена», о витами-
нах, содержащихся в овощах и фруктах
- Определение качества питьевой воды
- Соблюдение правил ТБ к/п «Физиология
питания» 9-10
Технология
приготовления бутербродов,
горячих напитков
2 Продукты, используемые для приго-товления бутербродов. Виды бутер-
бродов. Способы оформления открытых бутербродов. Виды горя-
чих напитков. Способы заваривания
кофе, чая, какао.
-Участие в беседе по теме;
-Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о
пользе напитка из цикория
к/п «Бутерброды
11-12 П.Р. Приготовление бутербродов и горячих напитков
2 Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов.
Способы заваривания кофе, чая, какао.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и приемовпой по теме;
- Приготовление бутербродов и
горячих напитков п/р13-14
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. 2 Крупы, бобовые и макаронные изделия, требования к их качеству. Первичная обработка круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность. Виды тепловой обработки.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Изучение упаковки из-под крупы;
- Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий
- Поиск информации в Интернете об истории и рецепте приготовления «гурьевской каши»
- Соблюдение правил ТБ к/п
«Макаронные
изделия»,
«Крупы и
бобовые» 15-16 Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
2 Виды овощей. Содержание в них питательных веществ и витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение и виды первичной и тепловой обработок овощей.
Первичная и тепловая обработки овощей, салат, заправка - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о заболеваниях цинга и куриная слепота, причинах их возникновения и мерах профилактики
- Соблюдение правил ТБ к/п «Овощи»,
«Овощи и
Блюда из них»
17-18 П.Р. Приготовления блюд из овощей и фруктов 2 Методы определения качества овощей.
Способы нарезки овощей.
-Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
приемов по по теме;
- Приготовление салата из сырых
овощей и фруктов, блюд из вареных
овощей .п/р19-20 Технология приготовления блюд из яиц.
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку 2 Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использо-вания яиц.
Канапе, сандвич, диетическое яйцо, столовое, всмятку, «в мешочек», вкрутую.
Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.
Сервировка, салфетка, этикет
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение свежести яиц
- Приготовление блюда из яиц
-Поиск информации в Интернете о калорийности продуктов
- Складывание столовых салфеток
- Выполнение сервировки стола к
Завтраку
- Соблюдение правил ТБ к/п«Сервировка
стола к
завтраку» 21-22 Проект «Воскресный завтрак»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Кулинария». 2 -Выполнение «основных компонентов проекта»,
«этапы проектирования»
- Работа с тестовым материалом 4. Создание изделий из текстильных материалов – 32 часа
запуск 3-го проекта возможные темы: «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака»
23-24 Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
2 Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Изнаночная и лицевая стороны ткани. Свойства тканей из натураль-ных растительных волокон.
Натуральное, лубяное волокно;
х/б, льняная ткань; прядение,
ткачество, долевая и поперечная нити, полотняное переплетение, кромка, гигроскопичность - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение долевой нити в ткани
- Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
- Проведение сравнительного анализа прочности окраски ткани
- Изучение свойств тканей из хлопка и
льна
- Соблюдение правил ТБ коллекция волокон, образцы переплетений
25-26 Изготовление выкроек 2 Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Правила построения и оформления чертежей швейных изделий.
Линии талии и бедер, мерки, Ст, Сб, Ди, Дн;
конструирование модель, моделирование
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Определение размеров швейного
изделия
- Снятие мерок и изготовление выкройки
- Поиск информации в Интернете об истории фартука-передника, юбки.
- Соблюдение правил ТБ 27-28
Моделирование и раскрой швейного изделия 2 Моделирование, виды моделирования. Расчет количества ткани на изделие. Декатирование. Подготовка ткани к раскрою. План раскладки деталей
выкройки на ткани. Припуск на швы. Правила раскроя деталей изделия.
Выпады, дефекты ткани, направленный и ненаправленный рисунок, настил ткани, обмеловка, детали кроя
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Выполнение элементов моделирования
-Подготовка ткани к раскрою,
- Настил ткани,
- Раскладка выкроек,
- Обмеловка выкройки с учетом
припусков на швы,
- Выкраивание деталей швейного
изделия
- Соблюдение правил ТБ к/п«Моделирование фартука»
29-30 Раскрой швейного изделия 2 Правила раскроя деталей изделия.
настил ткани, обмеловка, детали кроя. Припуски на обработку швов. Раскрой изделия
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме; п/р31-32 Швейные ручные работы
2 Терминология ручных работ.
Сметывание, наметывание, заметывание, пришивание, обметывание, выметывание - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Выполнение прямого стежка,
- Перенос линий выкройки на детали
кроя,
- Изготовление образцов ручных работ
- Соблюдение правил ТБ
п/р33-34
Бытовая швейная машина.
2 Виды машин, применяемых в швей-ной промышленности. Бытовая уни-версальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их преи-мущества и недостатки. Подготовка машины к работе. Заправка верхней и нижней ниток. Безопасные приемы труда на швейной машине.Платфор-ма, нитепритягиватель, рукав, катушечный стержень, прижимная лапка, двигатель ткани, шпульный колпачок, маховое колесо, фронтовая доска, ручной привод, челночный механизм, регуляторы длины стежка и натяжения верхней нити
- Участие в беседе по теме;
- Усвоение основных определений и
понятий по теме;
- Намотка нижней нитки на шпульку,
- Заправка верхней и нижней ниток
- Выведение нижней нитки наверх - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Намотка нижней нитки на шпульку,
- Заправка верхней и нижней ниток
- Выведение нижней нитки наверх
- Выполнение строчек с изменением
длинны стежка
- Соблюдение правил ТБ
к/п«История
создания
швейной
машины» 35-36 Основные операции при машинной
обработке изделия. 2 Соединительныеи отделочные машинные швы;
Стачной шов вразутюжку и
взаутюжку; краевые швы с открытым срезом, с открытым обметанным срезом, с закрытым срезом - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Изготовление образцов машинных
работ: обметывание, стачивание, застрачивание
- Соблюдение правил ТБ п/р37-38
Влажно – тепловая обработка ткани.
2
Терминология влажно-тепловых работ.
Декатировать, отутюжить, разутюжить, приутюжить, заутюжить.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Проведение ВТО: приутюжить, разутюжить, заутюжить
- Соблюдение правил ТБ к/п Тесты по терминологии 39-40 Машинные швы 2 Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о значении старинного слова «стачать»
- Выполнение стачных швов
вразутюжку и взаутюжку- Выполнение краевых швов вподгибку с открытым и закрытым срезами
- Соблюдение правил ТБ п/рТехнология изготовления швейных изделий (рабочей одежды) – 14 часов
41-42 Обработка нижней части фартука
швом вподгибку с закрытым срезом. 2 Обработка нижней части фартука швом вподгибку с
закрытым срезом или тесьмой.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Обработка нижней части фартука
швом вподгибку с закрытым срезом
- Соблюдение правил ТБ .п/р43-44 Изготовления и оформление карманов 2 Изготовления и оформление карманов
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Изготовления и оформление карманов
- Соблюдение правил ТБ п/р45-46 Соединение кар-манов с нижней частью фартука. 2 Соединение карманов с нижней частью фартука.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Соединение карманов с нижней частью фартука.
- Соблюдение правил ТБ
п/р47-48
Обработка верхнего среза фартука.
2 Обработка верхнего среза фартука.
Мягкие складки
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Обработка верхнего среза фартука.
- Соблюдение правил ТБ
п/р49-50 Обработка пояса. 2 Обработка пояса.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Обработка пояса.
- Соблюдение правил ТБ п/р51-52 ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. 2 ВТО изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- ВТО изделия.
- Проведение контроля и оценки
качества готового изделия.
- Соблюдение правил ТБ п/р53-54 Обработка проектного материала 2 Обоснование выбора изделия для проекта. Разработка банка идей, анализ и выбор лучшего варианта. Задачи проекта. Последовательность изготовления изделия.
Эргонометрические требования. ТБ. - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Обработка проектного материала
Художественные ремёсла – 16 часов
запуск 4-го проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой»
55-56 Декоративно-прикладное искусство.
Основы композиции 2 Виды Д-П искусства: вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, ковроткачество.
Композиция; правила, приемы, средства композиции; статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции; Ритм, симметрия, ассиметрия; Фактура, текстура, колорит, стилизация- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о народных промыслах, о способах украшения праздничной одежды в
Старину; 57-58 Декоративно-прикладное искусство.
Основы композиции 2 Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву. - Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете о
видах орнаментов. к/п Цветовой спектр 59-60 Лоскутное шитье 2 История создания изделий из лоскута. Орнамент в д-п искусстве. Геометрический орнамент. Возможность лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных определений и
понятий по теме;
- Поиск информации в Интернете об истории лоскутного шитья;
- Выполнение образцов лоскутных узоров
- Соблюдение правил ТБ к/п«Пэчворк»
61-62 Раскрой элементов.
Соединение деталей изделия.
2 Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре,
подготовка их к работе. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити.
Лоскутная мозаика
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
понятий по теме;
- Изготовление шаблонов;
- Выкраивание деталей;
- Соединение деталей кроя;
- Соблюдение правил ТБ п/р63-64 Сборка изделия.
2 Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование
прокладочных материалов.
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
приемов по теме;
- Соблюдение правил ТБ п/р65-66 Декоративная и окончательная отделки изделий. 2 Декоративная и окончательная отделки изделий.
Окантовочная полоса
- Участие в беседе по теме;
- Освоение основных операций и
приемов по теме;
- Выполнение стежки, аппликации;
- Соблюдение правил ТБ п/рОбобщить проектный материал
67-70 Защита творческого проекта
Итоговый урок .4 Публичные выступления учащихся с обоснованием представляемых изделий
- Защита проекта;
-работа с тестовым материалом Итого: 70