Текст защиты аналитического отчёта молодого специалиста на первую квалификационную категорию 2015-2016


ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии! Я, Инна Алексеевна Ильина, в 2013 году окончила Оренбургский Государственный Педагогический Университет, по специальности «Учитель начальных классов» слайди в этом же году поступила на работу в СОШ №6. Первого сентября 2013 года я стала классным руководителем 1А класса, с численностью 27 человек из них 19 мальчиков и 8 девочек.слайдРаботу начала по УМК «Школа России». На данный момент учащиеся обучаются в 3А класса с такой же численностью.
слайдЦель моего аналитического отчёта: проанализировать результаты моей педагогической деятельности за межаттестационный период с 2013 по 2015 года.
слайдДля достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить разработанность данной проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; федеральные нормативные документы по ФГОС НОО.
2. Обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности.
3. Проанализировать результаты данной деятельности в обучении и развитии личности учащихся моего класса.
4. Наметить перспективы собственной деятельности в данном направлении.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
слайдЦель начальной школы на современном этапе определяется в соответствии приоритетами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте: освоение учащимися технологий успешного действия в учебных и жизненных ситуациях.
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для нас это - и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения (смогут ли дети научиться всему, чему нужно?). Эти вопросы особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребенку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.
слайдС целью отслеживания развития метапредметных УУД в 1-м классе была проведена стартовая диагностика «Школьный старт» под редакцией Марины Ростиславовны Битяновой, позволяющая определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
В «Школьный старт» входило определение инструментальной и личностной готовности. Слайд Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность умений в дошкольном возрасте, позволяющих ребенку:
- осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем;
- осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно-образном уровне;
- осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции, данных взрослым;
- вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления ее развития.
Как мы видим по результату диагностики слайд у учащихся, есть такие умения, которые сформирована на недостаточном уровне для успешного обучения в школе. А именно: слайд
- Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи не могут 75% учащихся;
- Видеть закономерность в изучаемой информации 71% учащихся;
- у 63% учащихся не сформировалось такое умение, как анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;
- 87% не могут следовать инструкции при выполнении учебных действий;
- и 84% не умеют использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий.
Исходя из таких данных, можно сделать вывод, чтослайдсформированные умения инструментального компонента находящиеся на таком низком уровне, могут свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. В любом случае данный ребенок или данная группа детей не готовыобучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог. Сначала нужно устранить имеющиеся препятствия. И поэтому слайд цель моей деятельности: формирование универсальных учебных действий и ключевых компетентностей.
Слайд Задачи, для достижения цели, следующие:
изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий;
создать комфортные условия для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья;
воспитать коммуникативность культуры школьников;
расширение запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции.
Начиная работу я заметила, что для достижения поставленной мною цели необходимо развивать ууд через коммуникативные умения.
слайдКоммуникативные универсальные учебные действия в отличие, например, от познавательных связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Формировать их можно и нужно на любом учебном предмете. Однако в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур.
Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.
Коммуникативные УУД рассматриваются как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Вот некоторые способы и методы, которые позволяют повысить уровень сформированности коммуникативных, а через них и остальных составляющих УУД в процессе обучения. (Более подробно познакомиться со способами можно в папке № )слайд
Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Методика дополнения
Проба на внимание
Группировка слов по их лексическому значению
Методика «Кодирование»
Методика "Островитянское письмо"
Левая и правая стороны
Задание «Рукавички»
Такие способы помогли достаточно прочно закреплять полученные знания и вырабатывать навык сформированности коммуникативных ууд.
слайд
О качестве образования и эффективности профессиональной деятельности педагога свидетельствуют наличие у учащихся необходимых предметных знаний, владение различными способами познания и сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – еще и оценке. Для этого нужен измерительный инструмент, который должен быть межпредметным. Он позволит отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием и поможет изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие. По этому по окончанию первого года обучения проводился мониторинг ууд.
слайд
Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо раз в год по единой стандартной процедуре.
слайд
Мониторинг метапредметных УУД «Учимся учиться и действовать» под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой, основан на трёх теоретических и методических положениях:
1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки.
2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий.
3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.
По результатам мониторингового среза 1 класса можно увидеть объективную психолого-педагогическаю информацию о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. (Ссылка на слайде)


Индивидуальные карты на каждого учащегося можно наблюдать в Папке №4.
С переходом во второй класс я продолжила работать над формированием ууд.
В Стандартах указана новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием  методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:
слайд
- Что я буду делать?
- Зачем?
- Как я это буду делать?
- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?
- Как я проверю правильность выполненной работы?
- Как я пойму, что работа выполнена хорошо?
Основным компонентом школьного обучения по – прежнему  остается урок. Составление конспекта урока традиционно является необходимым этапом подготовки  учителя к уроку. слайд Формирование УУД становится важнейшей целью каждого урока. При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, формулировались настолько формально и обобщенно, что терялся всякий организационный смысл. В соответствии с новыми ориентирами  в образовании свои цели урока я классифицирую следующим образом:
слайд
- непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;
- метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.
   При формулировании предметных целей акцентирую внимание на умения, а не на знания. Именно умения являются главным  объектом диагностики образованности школьников. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. Исходя из выше сказано на уроках я применяю следующие педагогические технологии: (более подробно можно познакомиться в папке) слайд
Технологии проблемного обучения
Технологии деятельностного метода;
Информационные образовательные технологии;
Проектные технологии;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Эффективность использования перечисленных технологий подтверждается качеством успеваемости в 2014 – 2015 учебном году.
СЛАЙД
Результат качества успеваемости по четвертям (2014-2015 уч.год)

Как видно из диаграммы, что за учебный год качество по русскому языку поднялось на 12%, качество обучения по литературному чтению на 14%, и качество по математике варьировалось стабильно от 73% до 79%.
Анализируя работу, пришла к выводу, что главной причиной низкой успеваемости учащихся является низкий уровень техники чтения. Ребёнок с низким уровнем техники чтения часто не запоминает прочитанное, что свидетельствует о недостаточном развитии памяти, особенно оперативной. Поэтому задачей для себя поставила развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса и обучение беглому и осознанному чтению и письму.
Для решения данной проблемы я использовала следующие педагогические технологии: СЛАЙД
1.      Работа с родителями (заинтересовать и дать рекомендации).  
2.      Тренировочные упражнения, проводимые на уроках.        
3.      Диагностика отслеживания техники чтения.
СЛАЙД
Динамика развития техники чтения с 2013 – 2015 г.

По данной диаграмме видим, что техника чтения за два года повысилась на 55%
СЛАЙД
Продолжая работу над формированием ууд по окончанию второго класса так же проводился мониторинг метапредметных умений. Анализируя диаграмму видно, что обобщённый прогресс в целом по классу значительно вырос в процентах:

СЛАЙД

СЛАЙД
Продолжая работать над развитием коммуникативных умений я веду курс «Развитие познавательных способностей. Риторика». Занятия проводятся после уроков, посещаемость – 90%. Рабочая программа (которую подробно можно рассмотреть в папке № ) по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Таисы Алексеевны Ладыженской, Натальи Вениоминовны Ладыженская.
Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умелому, успешному и эффективному общению.
Курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому главное место в программе занимают коммуникативные умения.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что риторика помогает не только развивать речь, но и строить и излагать правильно свои мысли, работать над правописанием.
СЛАЙД
Углубляясь в вопрос о развитие речи и формировании ууд через коммуникативные умения, я решила продолжить работу над этим вопросом и во внеурочной деятельности. С 2014 года являюсь руководителем театральной студии, которую посещают все учащиеся класса. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. СЛАЙД Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У учащихся формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность учащихся театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. СЛАЙД
По мимо учебной деятельности, дети стали очень активно участвовать в различных школьных и классных творческих конкурсах и праздниках. СЛАЙД А так как я сама являюсь организатором многих таких мероприятий, то мои ученики всегда выручают меня и выступают в роли главных герой, например на Дне открытых дверей Дмитрий П. исполнял роль Буратино, а Дарья Г. Была Мальвиной. На «Посвящение в первоклассники» Павел З. и Вера Ф. выступили в роли ведущих. На «Перове сентября» Влад Ш. и Мария Е. так же выступали ведущими. Многие ребята на перечисленных праздниках и не только всегда читают стихи, или исполняют общеклассную песню, как например на праздники «Супер Папа – 2015», для параллели 2-х классов. Для учащихся третьего класса, наша «Театральная студия» показала «Новогоднее представление» в декабре 2014 года. Так как для первых и вторых классов практически не проводятся общешкольные и муниципальные мероприятия, участий в таких конкурсах мало, так на конкурсе подделок посвящённый памяти Речкалову, наша коллективная работа заняла 3 место, а на первом для нас конкурсе чтецов Дарья Г. заняла 1 место.
СЛАЙД По мимо театрального кружка, 95% учащихся вовлечены во неурочную деятельность в школе и вне у школы. (таблица из дневника кл.руководителя). Так же в силу того, что муниципальные и школьные олимпиады начинаются с третьего класса, ребята активно участвовали в различных всероссийских олимпиадах таких как видео уроки нет, марафон, фгостест, ростконкурс, минобр, кенгуру и другие.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей.
В классе создан родительский комитет, который принимает активное участие в жизни и деятельности классного коллектива. Регулярно проводятся как родительские собрания, так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи). СЛАЙД Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет была достаточно высокая (90 – 100 %).
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий.
СЛАЙД На следующий межаттестационный период мною планируется
В связи с  повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе,   на следующий межаттестационный период я планирую:
продолжить работу по использованию  информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
продолжить разрабатывать показатели, критерии, инструментарий для отслеживания организационных, информационных, интеллектуальных умений.
СЛАЙД
создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей (публикация творческих работ учеников  школы  на классном и школьном сайте);
способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
СЛАЙД
Таблица 1
Сводная таблица данных диагностики «Школьный старт» 1 «А» класс.
№ Ф. И. обучающегося Инструментальная готовность Личностная готовность Доп-но
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Ʃ - 1 16 17 Ʃ - 1 1 Болько Максим 2 2/2 2 1 2 2 0 1 1 2 0/1 1 2 0 1 19-н 2 1 3 2 Быкова Анна 2 2/2 2 2 0 0 0 1 1 1 0/1 2 2 0 0 18-н 2 2 4 3 Вяткина Диана 1 1/2 2 1 2 1 0 0 1 2 1/2 2 1 2 2 15-н 2 2 4 4 Ганшу Анастасия 2 2/1 2 1 1 0 2 1 2 1 1/1 0 2 0 0 17-н 2 0 2 5 Грачёв Иван 2 2/2 0 2 2 2 1 1 2 2 2/2 2 2 0 2 24-н 2 2 4 6 Грицаенков Дарья 2 1/1 2 2 2 2 1 1 2 1 2/1 1 2 1 1 26-б 2 0 2 7 Елохина Мария 2 2/1 2 2 1 0 0 1 1 1 2/1 1 2 0 2 19-н 2 0 2 8 Захаров Павел 2 2/1 2 2 1 2 1 2 2 2 1/1 1 2 0 1 24-н 2 0 2 9 Замураев Кирилл 2 1/1 2 2 2 2 0 1 2 2 1/2 1 2 0 2 22-н 2 1 3 10 Ильин Даниил 1 2/1 2 2 2 2 1 2 1 1 1/1 0 2 0 0 19-н 2 0 2 11 Ковалёв Андрей 2 2/2 2 2 2 2 2 1 1 2 1/2 1 2 0 1 27-б 2 2 4 12 Кожевников Артём 2 2/1 2 2 2 2 2 1 1 2 1/2 0 1 0 0 22-н 2 1 3 13 Костромитина Катя 2 2/1 2 2 2 0 1 1 0 1 0/2 0 0 0 0 15-н 2 1 3 14 Матюшин Николай 2 2/1 2 2 1 2 1 2 2 2 2/2 0 2 0 0 24-н 2 1 3 15 Наумов Данил 2 2/1 2 2 1 2 1 2 2 2 2/2 0 2 2 1 19-н 2 1 3 16 Новикова Диана 2 2/1 2 2 2 2 2 2 2 1 1/2 2 2 1 2 21-н 2 1 3 17 Попова Арина 2 2/1 2 2 1 2 2 2 2 2 1/1 2 2 0 1 20-н 2 0 2 18 Пульников Дмитрий 2 2/1 2 2 2 2 2 2 1 1 2/2 0 2 0 0 24-н 2 1 3 19 Столбова Милена 2 2/2 2 2 1 2 0 1 0 2 1/2 2 2 1 0 22-н 2 2 4 20 Соломеин Конст. 2 1/1 2 2 1 2 0 2 1 1 2/2 2 2 2 1 24-н 1 1 2 21 Трепачев Михаил 2 2/1 2 2 2 2 2 1 2 1 1/1 2 2 1 1 26-б 2 0 2 22 Туснин Артём 2 2/1 1 2 1 2 2 2 0 1 0/1 1 0 0 1 18-н 2 0 2 23 Фрилинг Вера 2 2/1 1 2 1 2 2 1 2 2 1/1 2 2 0 0 24-н 2 0 2 24 Шамов Владислав 2 0/1 2 2 0 2 2 2 1 1 1/1 0 2 0 0 30-б 2 0 2 25 Шардаков Павел 1 0/0 1 1 0 1 0 0 2 1 1/0 1 2 0 1 16-н 1 1 2 26 Шиповалов Глеб 1 0/1 1 1 0 1 1 1 2 2 1/1 0 1 0 0 17-н 1 1 2 А 2 балла % 23
95% 6
25% 21
87% 22
91% 13
54% 20
83% 11
46% 11
46% 13
54% 13
54% 7
29% 9
37% 21
87% 3
13% 4
16% 23
92% 5
21% Б Базовый уровень % 4
15% 26
100% В Низкий уровень % 22
85%