МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: «Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс»


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
Краснодарский политехнический техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Тема: «Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс».
для специальностей
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
среднего профессионального образования (базовый уровень)
Автор: Караева И.В.
Краснодар 2016
Рассмотрена методической
цикловой комиссией
СЭОГ и ОД
протокол № __ от __.__. 201_ г.
Председатель
___________И.В.КараеваУТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КК КПТ
«____» «___________» 201_ г.
_______________ М.Ю. Чижова
Составитель:
И.В. Караева, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский политехнический техникум»..Рецензент: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО рецензента, должность, место работы
Методическая разработка содержит материал необходимый для проведения занятия по теме: ««Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс»»: план урока, лекцию, задания для самостоятельной работы.

Введение
Методическая разработка выполнена по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности по теме ««Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Необходимость в такой разработке вызвана тем, что эта тема очень важна для понимания студентов
Данная методическая разработка является составной частью учебно-методического комплекса по бухгалтерскому учету.
Цель методической разработки:
1. Разработать методический материал для проведения занятия по теме : ««Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс»»
2. Обеспечить наиболее качественное проведение урока.
3. Сократить время подготовки к уроку.
4. Совершенствовать методику проведения урока.
5. Создать дидактическое обеспечение урока.
Задачи методической разработки:
1. Способствовать лучшему усвоению темы студентами.
2. Осуществлять систематический контроль знаний студентов.
3. Прививать студентам навыки работы с бухгалтерскими документами.
4. Научить студентов составлять бухгалтерский баланс на основании данных главной книги.
Методическая разработка является поурочной. В разработке содержится план урока; материал для опроса; лекция; материал для закрепления, самостоятельной работы; домашнее задание.

ПЛАН УРОКА №
Дата Группа
Тема: «Процедура составления формы № 1 бухгалтерский баланс»
Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
а)учебная – сообщить студентам знания о назначении, строение и техники составления бухгалтерского баланса
б) воспитательная – формировать у студентов понятия значимости специальности «бухгалтер».
Оборудование урока (наглядность, технические средства и т.д.): бланк формы бухгалтерского баланса, система голосования, калькуляторы.
Организационный момент: 5 мин. (проверка присутствующих, объявление темы урока, целей, плана урока).
Опрос по пройденному материалу: 15 мин.
1 Вопрос: Требования к бухгалтерской отчетности. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности.
Переход к изучению нового материала: 5 мин.
Вопросы:
1. Что такое «Бухгалтерский баланс»?
2. Как составляется бухгалтерский баланс?
Содержание излагаемого материала 30 мин.
Вопрос: Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
1. Понятия «Бухгалтерский баланс»
2. Назначение и строение бухгалтерского баланса
3. Общие требования к составлению бухгалтерского баланса.
Закрепление: 32 мин.
1. Краткая запись лекции
2. Фронтальный опрос по новому материалу (вопросы прилагаются).
Задание на дом: 3 мин.
1. Камысовская С.В., Захарова Т.В.Бухгалтерская финансовая отчетность.с.58-68. ( при подготовке к следующему уроку пользоваться вопросами для фронтального опроса).
2. Подготовить сообщение по технике составления бухгалтерского баланса
Список литературы:
1.Камысовская С.В., Захарова Т.В.Бухгалтерская финансовая отчетность:
Формирование и анализ показателей: пособие/С.В.Камысовская, Т.В.Захарова.-М.: ФОРУМ: инфра-м,2014.-432с.
2. Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное пособие / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло; Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Велби, 2013. - 208 с.


Опрос по теме: «Требования к бухгалтерской отчетности. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности».
Основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приложением по бухгалтерскому учету 4/99"Бухгалтерская отчетность организации".
Основными требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, являются:
Достоверность.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации – в виде Отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации – в виде Отчета о движении денежных средств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года).
Нейтральность.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации. Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно.
В приказе Минфина
Сопоставимость бухгалтерской отчетности предусматривает возможность сравнения отчетных данных с показателями предыдущего отчетного периода. Поэтому в соответствии с этим требованием по каждому показателю бухгалтерской отчетности должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, иначе данные отчетности не могут характеризовать динамику работы организации и, следовательно, теряют свою аналитичность. Составление бухгалтерской отчетности в сопоставимых единицах позволяет осуществлять сравнимость данных о деятельности аналогичных организаций. Сопоставимость показателей достигается за счет последовательности применения учетной политики от одного отчетного периода к другому.
Требование последовательности, закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому. Изменения принятых способов допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, что подлежит обязательному подтверждению обоснованности каждого такого изменения.
Отчетным годом ФЗ установлен период с 1 января по 31 декабря.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
• бухгалтерского баланса (ф. 1);
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);
• отчета об изменениях капитала (ф. З);
• отчета о движении денежных средств (ф.4); 
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
• пояснительной записки;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.
Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.
Каждая форма бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование организации, вид деятельности, организационно-правовую форму, место нахождение, дату утверждения отчетности, дату отчетного периода, числовые показатели.
Лекция
Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС — способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату.
Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, одна сторона которой называется «Актив» (с латинского «быть»). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по виду и размещению. Другая часть таблицы называется «Пассив» (с латинского «объяснять»). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по источникам образования.
Каждый отдельный вид средств и источников в балансе называется статьей.
Статьи объединяются в разделы.
В активе баланса 2 раздела:
I – Внеоборотные активы
II – Оборотные активы
Раздел I Внеоборотные активы формы 1:
нематериальные активы (1110): указывается остаточная стоимость, полученная как разность между учетной стоимостью НМА (дебет 04 «Нематериальные активы) и начисленной амортизацией (кредит 05 «Амортизация нематериальных активов»), здесь не учитываются данные из стр. 1120;
•результаты исследований и разработок (1120): данные по завершенным научно-исследовательским разработкам, работам (НИОКР), данные для этой статьи берутся из сч. 04 «Нематериальные активы» субсчет «НИОКР»;
•нематериальные и материальные поисковые активы (1130-1140): данные по поиску, разведке месторождений полезных ископаемых, а также по используемому при этом оборудованию.
•основные средства (стр1150): указываем также остаточную стоимость, полученную как разность между учетной стоимостью ОС (дебет сч. 01 «Основные средства») и начисленной амортизацией (кредит сч. 02 «Амортизация»);
•доходные вложения в материальные ценности (1160): данные по основным средствам, учитываемым на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», определяются также по остаточной стоимости.
•финансовые вложения (1170): указывается финансовые вложения организации сроком более 12 месяцев (складывается из дебета 58 «Финансовые вложения» и дебета 55 «Специальные счета в банках» субсчет «Депозиты»);
•отложенные налоговые активы (1180): берется сальдо счета 09 «Отложенные налоговые активы»;
•прочие внеоборотные активы (1190): указываются все остальные внеоборотные активы, которые не были отражены в предыдущих статьях.
•Итого по разделу I (1100): суммируются значения строк 1110-1190.
Раздел II Оборотные активы формы 1:
•запасы (1210): учитываются все материально-производственные запасы, имеющиеся у предприятия (берутся данные, касающиеся материалов, сырья: счет 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; касающиеся производства: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающиеся производства и хозяйства»; касающиесятоваров и готовой продукции: 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», а также 97 «Расходы будущих периодов»;•НДС по приобретенным ценностям (1220): указывается сальдо счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», то есть тот НДС, который был предъявлен поставщиками, но не принят к вычету;
•дебиторская задолженность (1230): сумма задолженности контрагентов перед организацией, данные берутся со счетов, на которых учитываются взаимоотношения с различными контрагентами: поставщиками (сч. 60), покупателями (сч. 62), персоналом (70, 71, 73), налоговой инспекцией и ПФ (68 и 69), учредителями (75), прочими контрагентами (76);
•финансовые вложения (1240): вложения сроком менее 12 месяцев;
•денежные средства и денежные эквиваленты (1250): все средства предприятия в рублях (сальдо счетов 50 и 51), валюте (сальдо счета 52), чеки, аккредитивы (сальдо сч. 55 по субсчетам «Чеки», «Аккредитивы»);
•прочие оборотные активы (1260): указываются все остальные оборотные активы, которые не отразились в предыдущих строках;
•итого по разделу II (1200): сумма значений строк 1210-1260.
Баланс (1600): суммируются данные строк 1100, 1200.
Заполняем таблицу «Пассивы» бухгалтерского баланса форма 1:
В пассиве баланса 3 раздела (разделы в балансе имеют сквозную нумерацию):
III – Капитал и резервы
IV – Долгосрочные обязательства
V – Краткосрочные обязательства
Раздел III Капитал и резервы:
•уставный капитал (1310): кредитовое сальдо сч. 80 «Уставный капитал»;
•собственные акции (1320): дебетовое сальдо сч. 81 «Собственные акции (доли)»;
•переоценка внеоборотных активов (1340): если организация проводила переоценку нематериальных активов и основных средств, то здесь указывается сумма, на которую увеличилась стоимость внеоборотных активов (кредитовое сальдо сч. 83 «Добавочный капитал»);
•добавочный капитал без переоценки (1350): кредитовое сальдо сч. 83 за вычетом сумм, указанных в строке 1340);
•резервный капитал (1360): если организация создает резервный капитал из нераспределенной прибыли, то эти данные отражаются в данной строке (дебет 82 «Резервный капитал»);
•нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (1370): данные берутся со счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток».•Итого по разделу III (1300): сумма значений строк 1310-1370.
Раздел IV Долгосрочные обязательства:
•заемные средства (1410): кредиты организации сроком более 1 года (кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);
•отложенные налоговые обязательства (1420): кредит 77 «Отложенные налоговые обязательства»;
•оценочные обязательства (1430): кредит 96 «Резервы предстоящих расходов», срок исполнения этих обязательств свыше 1 года;
•прочие обязательства (1450): указываются все не отраженные выше обязательства сроком более 1 года;
•итого по разделу IV (1400): сумма значений строк 1410-1450.
Раздел V Краткосрочные обязательства:
•заемные средства (1510): кредиты сроком менее 1 года (кредит 66), а также долгосрочные кредиты, срок погашения которых меньше 1 года (кредит 67);
•кредиторская задолженности (1520): задолженность перед поставщиками (счет 60), покупателями (62), персоналом (70, 71, 73), бюджетом (68 и 69). учредителями (75), прочими контрагентами (76) сроком менее 1 года;
•доходы будущих периодов (1530): данные счета 98 «Доходы будущих периодов» (кредитовое сальдо);
•оценочные обязательства (1540): кредит 96 «Резервы предстоящих расходов», срок исполнения менее 1 года;
•прочие обязательства (1550): указываются все остальные краткосрочные обязательства сроком менее 1 года, не отраженные выше;
•итого по разделу V (1500): сумма строк 1510-1550.
Баланс (1600): сумма значений строк 1400, 1500.
По факту заполнения бухгалтерского баланса форма 1 значения строк 1700, 1600 должны совпасть
Итог актива всегда должен быть равен итогу пассива, т.к. обе части баланса показывают одно и тоже имущество, но сгруппированы по разным признакам:
- в активе - по вещественному составу и функциональной роли, т.е. в чём оно возмещено и какую функцию оно выполняет в организации;
- в пассиве - по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств:
• от учредителей в виде капитала и прибыли;
• кредиты банков;
• от поставщиков и т.д.
Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса или балансом.
В условиях рыночной экономики баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном отношении представлены активы предприятия.
По балансу определяют способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или же ему грозят финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.
На основании данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с получаемой прибылью.
Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. В США, Великобритании принята схема построения баланса в порядке убывающей ликвидности в активе. Пассив баланса в РФ строится по возрастанию степени срочности возврата, в США, Великобритании — по убыванию.
В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы отражаются в левой части баланса, а пассивы — в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.
Общие требования к составлению баланса.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
правдивость (верность);
реальность;
единство;
преемственность;
ясность.
Правдивый баланс — это баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости — обоснование показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Обязательное условие правдивости баланса — сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением.
Реальность — соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность — неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но не реальным. Например, на балансе числится долг за физическим лицом 5000 руб. по выявленной у него недостаче ценностей. В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс не реален. Предположим, на балансе числится объект основных средств по остаточной стоимости 4 млн. руб., а реальная стоимость 8 млн. руб. Баланс правдив, но не реален.
Единство — построение баланса на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.д.
Преемственность означает, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года. Преемственность заключается также в единообразии методов оценок и оставления баланса.
Ясность баланса — его доступность для понимания лицами, его составившими, и всеми, его читающими.
Фронтальный опрос по теме: «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности»
Вопросы:
Что такое «Бухгалтерский баланс»?
Каковы значения бухгалтерского баланса как основной формы финансовой отчетности?
Какие вы знаете российские и международные модели построения баланса?
Из скольких разделов состоит бухгалтерский баланс?
В чем состоит понятие актива баланса? Каковы состав и классификация его статей?
В чем состоит понятие пассива баланса? Каковы состав и классификация его статей?
По какой стоимости отражаются НМА и ОС в балансе?
Как называются 1 и 2 разделы баланса?
Какие статьи содержатся в 3 разделе баланса?
Из скольких разделов состоит пассив баланса?
В каком разделе баланса находится запасы предприятия?
Как называется итог баланса?
По состоянию на какую дату составляется бухгалтерский баланс?
В каком разделе баланса находится нераспределенная прибыль?
Какие требования предъявляются при составлении баланса?
Что понимается под преемственностью баланса?
Соблюдение каких условий обеспечивает преемственность баланса?
Какой баланс считается правдивым?
Что понимается под ясностью баланса?
Какой баланс считается реальным?
Заключение.
Методическая разработка выполнена по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности по теме «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».
В методической разработке содержится план урока, материал для опроса, лекция, материал для закрепления, задание для самостоятельной работы.
Данная методическая разработка является новой составной частью учебно-методического комплекса по бухгалтерской отчетности.
Все цели и задачи, поставленные мной перед составлением методической разработки, выполнены. Методическая разработка позволяет при минимальной затрате времени на подготовку к уроку провести занятие на высоком методическом уровне. Весь дидактический материал, используемый при изучении темы «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности», составлен заново. Использован разнообразный контроль знаний: фронтальный опрос, письменный опрос, решение задач, тестовый контроль и т. д. Домашнее задание предусматривает самостоятельную работу студентов: выполнение сообщений, составление вопросов для взаимоконтроля.
Изложение нового материала в форме лекции с элементами беседы позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, развивать их логическое мышление, воспитывать у них активную жизненную позицию.
Использование при закреплении изученного нового материала фронтального опроса, решения задач, способствует развитию у студентов разных видов памяти.
Использование тестового контроля предусматривает возможность применения системы голосования, т. е. внедрения в учебный процесс технических средств обучения.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;
2.Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"» (ПБУ 4/99) (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н);
3. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645);4. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказов Минфина России от 05.10.2011 N 124н, от 17.08.2012 N 113н, от 04.12.2012 N 154н).
5.Камысовская С.В., Захарова Т.В.Бухгалтерская финансовая отчетность:
Формирование и анализ показателей: пособие/С.В.Камысовская, Т.В.Захарова.-М.: ФОРУМ: инфра-м,2014.-432с.
6. Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное посо-бие / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло; Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Велби, 2013. - 208 с.