Статья по теме «Портфолио студента как оценочное средство»
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Разработка стандартов среднего профессионального образования третьего поколения требует перехода от традиционной системы накопления знаний «на всю жизнь» к приобретению базовых знаний, необходимых «для жизни», дальнейшего развития личности для достижения успеха в профессиональной деятельности и карьере.[2]
Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Студент должен понимать, для чего ему нужны те или иные знания и навыки, как его личные достижения отразятся на последующей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере.
Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов квалификационного портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволит будущему специалисту выстроить генеральную линию своей карьеры и удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство.
Портфолио является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.[1]
Следует отметить, что и преподаватель, и студент должны видеть в портфолио инструмент, который демонстрирует и оценивает профессиональный и личностный рост студентов в процессе обучения. Портфолио нужно рассматривать не как конечный продукт, а как процесс оценивания.
Портфолио студентов может представлять собой папку, в которой хранится определённый объем информационного материала, и которая служит для того, чтобы в любой момент студенты и преподаватель могли использовать имеющиеся информационные носители. Составными портфолио могут стать: статьи по специальности, полученные из отечественных и иностранных журналов, газет, Интернета, планы к изучаемым текстам, таблицы, графики и т.п., рефераты студентов, тексты докладов учащихся на студенческих конференциях, аннотации статей, резюме, эссе, анкеты, упражнения, выполненные студентами, самостоятельная работа студентов. К концу обучения в колледже, квалификационное портфолио в минимальном варианте должен включать следующие документы:
- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
- список основных и дополнительно пройденных учебных курсов, включая специализацию, тренинги, семинары и мастер-классы;
- описание карьерного потенциала и целей, а также навыков и опыта строительства карьеры;
- список неучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применялись навыки лидерства (например: староста группы, член команды КВН и т.п.);
- рекомендации и отзывы преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик;
- перечень свидетельств и сертификатов.
Чаще всего для повышения конкурентоспособности на рынке труда, требуются сертификаты, оценивающие квалификацию будущего специалиста в области иностранных языков и ИКТ (информационно-компьютерных технологий).
Таким образом, портфолио является одним из средств оценки успешности студента. Эта форма работы помогает решать важные педагогические задачи, такие как поддержание мотивации к обучению, стремление к высокому уровню знаний в области изучаемой дисциплины, повышение способности студентов к самооценке результатов обучения, развитие рефлексивных и оценочных навыков.
Литература
Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // СПО. – 2008. – № 1
Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Квалификационное портфолио студента // Международная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании», Новосибирск, 2009