РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ ОРИЕНТАЦИОННОМУ КУРСУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
/_____________/
Протокол № 1
от «___» ___________ 2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №7 ст.Паницкая»
______ /_______________/
«___» _______________ 2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«СОШ №7 ст.Паницкая»
___________ /М.В.Бурова/
Приказ № ____
от «___» ____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПО  ЭЛЕКТИВНОМУ ОРИЕНТАЦИОННОМУ КУРСУ СВПО
(Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего образования)
9 КЛАССна 2015-2016 учебный год
Составитель:
Иванова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего образования: элективный ориентационный курс». М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение слагаемого выбора профиля обучения в 9 классе отводится 1 час в неделю
 ( 34 часа).
 Цель курса – оказание психолого– педагогической поддержки учащимся в выборе профиля  обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
 Задачи курса:
Сформировать у обучающихся представления о требованиях  изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам.
Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
Обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
   Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
        Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей. Этот курс знакомит обучающихся с общими основами выбора профиля обучения                              (информационными, психологическими, практическими). Знание этих слов обеспечивает учащимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, а также позволяет им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.).
     Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека;  с технологией вербализации и анализа факторов,  влияющих на выбор.
    Также целесообразно предложить обучающимся сопоставить потенциальное профессиональное   «хочу» и реальное «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать « педагогически -  провокационную» ситуацию столкновения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит обучающимся формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.
   Завершается ориентационный  курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/уметь
 представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Тематическое планирование
№ п/п Название темы Количество часов Всего Практические занятия
1 Твои возможности без границ 2 -
2 Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда 2 -
3  Рынок труда и образовательных услуг 1 -
4 Пути продолжения образования и приобретения профессии 1 -
5 Притязания человека и его профессиональная карьера 1 -
6 Принятие решения о выборе профиля обучения 2 1
7 Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории 1 1
Итого 10 2
Календарно- тематическое планирование
№ Название темы Кол-во часов Дата
планфактТвои возможности без границ 1 1 Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы 1 2 Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. 1 Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда 3 Особенности индустриального общества и постиндустриального. 1 4 Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. 1 Рынок труда и образовательных услуг 5 Образование и профессия. 1 Пути продолжения образования и приобретения профессии 6 Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. 1 Притязания человека и его профессиональная карьера 7 Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. 1 Принятие решения о выборе профиля обучения 8 Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. 1 9 Факторы выбора профиля обучения. Практическая работа. 1 Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории 10 Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа. 1 Итого 10 Содержание
Твои возможности без границ (2 ч).
Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения.
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (2 ч).
Особенности индустриального общества и постиндустриального. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Рынок труда и образовательных услуг (1 ч).
Образование и профессия.
Пути продолжения образования и приобретения профессии (1 ч).
Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Притязания человека и его профессиональная карьера (1 ч).
Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Принятие решения о выборе профиля обучения ( 2 ч).
Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. Практическая работа.
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории 1 ч ).
Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа.
Учебно- методическое обеспечение
С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособие), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.
С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтения), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006