Открытый урок по русскому языку на тему: Изменение глаголов единственного числа прошедшего времени по родам
Открытый урок по русскому языку на тему:
« Изменение глаголов единственного числа прошедшего времени по родам»
Скачкова М.В
4 «Б» класс
2014 год
Цели: 1) На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам; совершенствовать умение правописания глаголов прошедшего времени.
2) Развивать внимание, мышление, память, монологическую речь, умение анализировать, делать выводы.
3) Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок – исследование
Методы: фронтально- коллективный, индивидуальный, практический, работа по рядам, работа в парах,словесный.
Оборудование: опорная схема, таблица, тсо, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент
Чтение пословицы
« Грамотным никто не родился, а научился»
- Как вы думаете, что означает эта пословица?
( ответы детей)
- А сколько надо учится?
( ответы детей)
Девиз урока « Век живи, век учись»
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос по теме « Изменение глаголов»
( составление опорной схемы)
Глаголы изменяются по
временам
прош. вр. буд. Вр наст. вр числам по лицам
Ед. ч. Мн.ч по числам
И
Родам
М.р Ж.р Ср. р.
А О
III. Работа по теме урока
1. оформление тетради.
2. минутка чистописания Лл3. словарная работа: ходил, блестел, шипел.
4. Выборочное письмо.
( выпиши глаголы формы прошедшего времени, укажи их род, число)
Побежал, бегу, побежать, побегу, убегаю, пробегал, бег. Рисовать, рисовал, рисуют, нарисуют, срисуют, нарисовали. Прыгали, прыгнул, подпрыгнул, выпрыгнула, прыгнет, прыжок. Читаю, читают, чтение, читать, читал, прочитать, прочитали. Сказать, говорит, скажет, сказали, говорят, говорить, говорит, скажет, сказали, говорят, говорить.5. Слово учителя:
Сегодня на уроке, мы с вами будем исследователями и понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Готовы провести исследовательскую работу?
6. Выполнение упражнения №486 стр. 192 « Исследование» самостоятельно
глаголы М.рЖ.рСр.рМн.чрисовать рисовал рисовала рисовало рисовали
убежать убежал убежала убежало убежали
читать читал читала читало читали
надеть надел надела надело надели
ВыводГлаголы в прошедшем времени в единственном
числе изменяются по родам. Глаголы мужского рода имеют нулевое окончание, женского рода – А, среднего рода – О.
7. Выполнение упражнения № 484 стр.192 коллективно
Поставить глаголы в форме прошедшего времени. Запиши и обозначь в них суффиксы и окончания. Укажи род глаголов.
8. физминутка для глаз « Космос»
9. Игра « Найди лишнее слово»
Играл, пели, рисовал.
Прыгнет, рассказала, открыл.
10. Выполнение упражнения №485 стр. 192 работа по рядам
Измени глаголы. Допиши суффиксы и родовые окончания прошедшего времени, укажи род.
1 ряд: фонарь ( светить), дерево ( стоять), лодка ( плыть), отец ( объяснять).
2 ряд: яблоки ( созреть), вода (закипеть), урок (начаться), одеяло ( убежать).
3 ряд: девочки (читать), человек (плыть), подруга ( прийти), пальто ( висеть).
IV. Закрепление изученного:
Письмо под диктовку.
Отметьте, галочкой или плюсом нужную клеточку ,пользуясь алгоритмом изучаемой темы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
М.р+ + + Ж.р+ + +
Ср.р+ + Мн.ч+ + Пришла, говорили, светило, рассказал, выучила, написали, спел, отцвело, попробовал, решила.
Взаимопроверка
V. Итог урока
-Что изучали на уроке?
- Сегодня я узнал…….
- Мои знания мне помогли…..
VI. Выставление оценок с комментированием.
VII. Задание на дом: упражнение 489 стр. 193