Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение


Почтовская общеобразовательная школа
I-III ступеней.
Бинарный урок
«Русский язык.
Я и Украина Природоведение»
В 4–А классе
Тема:
Обобщение изученного
по теме
«Местоимение»
Учитель: Семенчук Н.И.
Тема: Обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цели: - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Местоимение»;
- развить умение правильно подбирать, использовать и изменять необходимые по смыслу местоимения для передачи связи между предложениями в тексте;
- закрепить правило правописания местоимений с предлогами;
- воспитать любовь к родному краю.
Оборудование: Карта Крыма, фотографии крымских городов, пейзажей, индивидуальные карточки.
Ход урока
Организационный момент:
Сообщение темы урока
Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это урок – путешествие.
Мы с вами отправимся в путешествие по Крыму.

III. Каллиграфическая минутка:
- Чтобы приобрести билет и отправиться в путешествие, необходимо красиво, грамотно написать каллиграфические упражнения:
Ммм ом ем ым им ам
Крым Крымский полуостров
Крымские горы
Итак, билеты приобретены, занимаем места в автобусе.

IV. Закрепление и обобщение знаний
1. Следующее испытание: блиц – опрос.
Какие части речи вы знаете?
Какая часть речи называется местоимением?
Назовите личные местоимения.
Какие местоимения относятся к 1-му лицу, ко 2-му лицу, к 3-му лицу7
Как изменяются личные местоимения ед. числа?
Как изменяются местоимения?
Просклоняй местоимения … (устно).
Как пишутся местоимения с предлогами?
Чем отличаются имена существительные и местоимения?
- Незаметно мы с вами отъехали от школы и приближаемся к центру нашего района г. Бахчисараю.
- Сколько лет Бахчисараю?

-Какими историческими памятниками знаменит г. Бахчисарай? (Ханский дворец – музей, Свято-Успенский мужской монастырь, Пещерный город Чуфут – Кале).
- Слева от нас минареты Ханского дворца. Продвигаемся по узким улочкам старого города и по асфальтовой дорожке поднимаемся к Свято-Успенскому монастырю. Замечательная крымская природа. Ну вот, а теперь мы уже в пещерном городе Чуфут – Кале.
Мы идём по дороге древнего пещерного города. Ей более 500 лет.
Наш путь вновь к Свято-Успенскому монастырю. Устали? Отдохнём и выпьем воды из Марианского источника, который находится на территории монастыря.



Подберите родственные слова к слову вода.
Вода – водичка, водица, водный, подводный, водяной, водянистый, водится, водитель.
Какие слова лишние?
Подберите имена прилагательные к слову вода.
Вода (какая?) чистая, прозрачная, холодная, родниковая.
Составьте предложения. Используя слово вода и местоимения:
Эта вода родниковая.
Она чистая, холодная, прозрачная.
- Замечательно отдохнули, наш путь в городской маршрутке к ж/дорожному вокзалу, где вновь надо приобрести билеты.

Стоимость билета приравнивается к успешному написанию словарного диктанта. Готовы?
2. Словарный диктант с заданием:
- определить род имени существительного и словосочетания:
Троллейбус, путешествие, экскурсия - ? р., вокзал, пассажир, лесная дорога, морской ветер, хорошая погода, чудесное настроение.
- Замените имя существительное и словосочетания местоимением (у).
Продолжаем наш путь, мы едем в замечательный город, город-герой славы моряков, морской порт - г. Севастополь.

За окном электропоезда, замечательные крымские пейзажи.
- Послушайте стихотворение, выберите из него и запишите местоимения:
- Мы с вами живём в удивительном месте.
И не найти на всём белом свете
Края чудесней, прекрасней, чем этот.
С вами – (разбор как части речи)
мест., н.ф. – вы, мн. ч., 2-е лицо, Т.п., втор. член.
- В г. Севастополе мы посетим аквариум, дельфинарий, Панораму – исторический памятник, Диораму – исторический памятник штурма Сапун – горы во время Великой Отечественной войны.



А затем мы спускаемся к морю, пройдёмся по Графской пристани и продолжим своё путешествие уже по морю на белоснежном лайнере.

На море волны, но мы должны выполнить упражнение 433, распределить слова в 4 группы, определив, к какой части речи они относятся, главное не ошибиться.
- Вопросы на Повторение:
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- Какая часть речи называется именем числительным?
- Какая часть речи называется местоимением?
3. Самостоятельная работа – упр. 433.
- Проверка самостоятельной работы.
Наше морское путешествие закончилось. Мы с вами вышли на берег. На скале мы видим замечательный памятник архитектуры – Ласточкино гнездо.

Как вы думаете, почему оно так называется?
Мы продолжаем путешествие по ЮБК. А что такое ЮБК?
Вот мы уже в Ялте – Жемчужине Крыма. А кто знает, чем знаменита Ялта?
И далее нам надо занять места в вагончиках, которые поднимут нас по канатной дороге на одну из высоких вершин
Крымских гор. Это Ай – Петри. А самая высокая вершина – Роман – Кош, её высота 1545 м.

Далее наш путь в зоопарк. Полюбуемся его обитателями и сами отдохнём.



4.Игра «Ты – мне, я – тебе».
Из каких частей речи состоит название этой игры?
Услышав от меня словосочетания имени существительного с предлогом, вы замените его местоимением с предлогом и запишите их:
В зоопарке, у слонов, к тиграм, по морю, по дороге, с друзьями, на Поляне Сказок, с обезьянкой.
- Как пишутся местоимения с предлогами? С одним из словосочетаний составить предложение.
Мы с вами на автовокзале и сейчас пересядем на троллейбус, который следует в г. Симферополь – столицу Крыма. Справа от нас въезд в Никитский Ботанический сад.

- Почему он так называется?



Внизу у моря пьёт воду медведь великан. Здесь находится Международный детский центр «Артек».

Продолжая свой путь, наш троллейбус поднимается всё выше в горы. И вот мы уже на ангарском перевале. Далее дорога пойдёт вниз.
У каждого из вас индивидуальное задание:
- преобразовать словосочетание, раскрыв скобки, определить падеж местоимения. Проверка вслух.
Будьте внимательны. Заменив словосочетание одним словом, выделив в них первую букву, вы сможете составить из них название цветка, который произрастает в наших лесах.
П - окружает наш мир. природа
О - дерево с дрожащими листьями осина
Д - могучее дерево дуб
С - хвойное дерево, которое мы
мы часто называем ёлкой сосна
Н - инструмент, чтобы резать ножницы
Е - новогоднее дерево ель
Ж - длинношеее животное жираф
Н - в ней живёт мышка нора
И - дерево с тонкими висячими ветками ива
К - цветок, который звенит колокольчик
Подснежник – крымский первоцвет. Занесён в Красную Книгу Украины. Произрастает только в Крыму и на Кавказе.

5. Работа с текстом.
На доске текст. Необходимо его откорректировать: вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, а также правильно употребить местоимения; исправить ошибку:
Растёт (в) Крымских л..сах замеч..тельн.. цв..ток. (…) пр..сыпается ра..ей в..сной и всем сообщ..ет о (она) приходе. (…) нежный, свеж.., чмстеньк.. и пр..хладн.. . Это … .
У его тоненький з..лён.. ст..белёк и нежн… бел… лепестки.
Наше путешествие подходит к концу. Мы уже в столице Крыма –
г. Симферополе. Проезжаем мимо кинотеатра Симферополь.

В Симферополе есть театр кукол с артистами, которые вам знакомы.

Мы с вами на ж/дорожном вокзале г. Симферополя. Наш электропоезд ждёт нас, чтобы доставить нас в наш родной посёлок Почтовое.


Вот и подошло у концу наше замечательное путешествие. Подведём итоги.
V. Итог урока
- Понравился ли вам урок?
- Чем он был интересен?
- На этом уроке вы получили новые знания?
- Вы закрепили знания, полученные ранее?
- Вы воспользовались знаниями, полученными на уроках другого цикла?
- Каким был наш маршрут?
Я предлагаю вам написать сенкан о нашем уроке.
Урок
Замечательный, интересный
Учит, воспитывает, развивает обобщает, закрепляет
Мне понравилось путешествовать по Крыму
Уро – путешествие
VI. Оценивание ответов учащихся
VII. Домашнее задание:
Повторить правило о местоимении.
Упражнение 432.