Конспект урока по русскому языку для 3 класса Повторяем местоимение


Конспект урока по русскому языку
Дата: 05.10.16
Предмет: Русский язык
Класс: 4 БУчитель: Веревкина Светлана Викторовна
Руководитель практики: Григорьева Виктория Михайловна
Тема: Повторяем местоимение
Тип урока: Закрепление пройденного материала
Цель урока: систематизировать и обобщить знания о местоимениях
Задачи урока:
Образовательные: повторять и обобщать знания о местоимениях, различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию, находить в тексте слова по заданному описанию, задавать вопросы к местоимениям.
Развивающие: развивать умение аргументировать свои высказывания, формулировать выводы, развивать навыки каллиграфического письма, развивать интерес к урокам русского языка, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, расширять словарный запас, кругозор.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать чувство ответственности за результаты своего учебного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, уметь употреблять в устной и письменной речи местоимения, обобщать знания о местоимениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, формировать умение наблюдать за учебным материалом, делать выводы на основании наблюдения, оформлять свои мысли в письменной речи.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: самостоятельно формулировать тему и цели урока, умение выстраивать логическую цепь рассуждений, контроль и оценка качества усваемого материала, составлять план решения учебной проблемы, работать по плану.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, научиться быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование умения выражать свое отношение к русской речи, формировать самосознание, самоконтроль процесса и результатов деятельности, осознавать роль языка в жизни людей.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, рабочая тетрадь по русскому языку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, тихо садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Юлия Константиновна.
- Прочитайте высказывание: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн.
- Как вы понимаете «умелые руки»? А ваши руки умелые?
- Как вы понимаете данное высказывание?
-Хотите ли вы обладать умелыми руками и опытными устами?
-Для чего вам это надо?
-Я с вами согласна. Так какой вывод можно сделать?
-Тогда начинаем наш урок. Занимают свои места.
1 ученик читает высказывание.
Размышляют.
-«Умелые руки» - руки, которые аккуратно пишут, правильно, содержательно.
- Да, хотим.
Размышляют.
- Русский язык – это не просто, но стараясь на уроке мы можем совершенствовать свою речь.
2. Актуализация знаний
Запишите в тетрадях число и классная работа.
1. Чистописание
он она они оно
я мы ты вы
Я увидел в степи красивого зайца.
- Посмотрите на доску. Какие слова вы видите на первой строке?
-Как они написаны?
-Удобно ли писать слитно? К каким ошибкам может привести такое написание?
-А какие ошибки вы допускаете при письме? Написание каких букв у вас вызывает затруднение?
- Пропишите первую строку.
- Какие это части речи?
-Дайте определение местоимению?
- Чем отличается личное местоимение от имени существительного?
- Прочтите вторую строку. Какие это местоимения?
- Какого лица данные местоимения?
-Прочтите местоимения первого лица. Прочтите местоимения второго лица.
- Пропишите их. Не забывайте про правильное положение тетради и ручки при письме и про свою посадку.
- Прочтите третью строку. Что это? Верно, это предложение. Запишите предложение к себе в тетрадь.
- Кто готов разобрать данное предложение у доски?
-Проведите морфемный разбор «в степи».
Анализ работы ученика у доски и выставление ему отметки. Записываю число и классная работа.
- он, она, они, оно.
-Слитно.
- Не удобно. Можно начать писать слова с ошибками, читать их неправильно, будет теряться смысл.
Рассуждают.
- это местоимения.
- Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или их количества, но не называет их.
-Личное местоимение указывает на кого-либо, не называя его, когда имя существительное называет конкретный предмет или человека.
Прописывают.
-Это местоимения личные.
-Первого и второго лица.
-Я, мы.
-Ты, вы.
Прописывают.
-Это предложение.
Я увидел в степи красивого зайца (повествовательное, невосклицательное, полное, распространенное).
В степи – существительное с предлогом, неизменяемая часть речи.
1. и – степь, степной.
2. степ – степной.
3. Закрепление ранее изученного материала
-Назовите тему урока?
-Какие цели вы поставите перед собой?
-Откройте учебник на странице №51. Мы правильно назвали тему?
-Прочитайте местоимения, что указаны на данной странице ниже. Слова каких частей речи заменяются этими местоимении?
-Первый вариант записывает местоимения-существительные. Второй вариант записывает местоимения-прилагательные.
Проверка. По одному ученику с варианта зачитывают ответы, остальные проверяют свои результаты.
-Найдите на странице №52 упражнение 1.
Прочитайте задание.
-Что сделала девочка с ручейком?
-А вы бы помогли ему?
-Как надо относиться к природе?
-Кто готов выполнить задание на отметку у доски?
Ученики выполняют задание в тетради, 1 ученик у доски.
-Вы много работали, а сейчас немного разомнемся.
Физминутка (видео)
-У вас на столах карточки с текстом. Поработайте в парах. Вам необходимо прочитать текст и исправить в нем ошибки.
Верблюжонок отправился бродить по степным просторам. Вдруг оно остановился. Перед им сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Верблюжонок наклонился к ей. А он перепрыгнула в большую лужу. Верблюжонок сунул лапу в воду и потряс нею. Он с удивлением посмотрел, куда спряталась лягушка.
- А вы видели больших лягушек? Они действительно когда видят опасность, ныряют в воду и прячутся в тине или корнях.
Проверка с классом. На доске текст.
- Какое правила написания местоимения вы заметили? -повторяем местоимение.
Ставят цели. – Узнать то, что не знали или забыли про местоимения, выявить уровень своих знаний.
Открывают учебник.
- Верно.
Читают местоимения.
-Имена существительные и прилагательные.
1) я, ты, он, она, оно, мы, вы
2) тот, эта, этот, таков, твой, мой, наш, ваш, его, её, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.«Прочитайте текст. Сначала выпиши местоимения-существительные и слова, которые они заменяют. Затем выпиши местоимения-прилагательные. Письменно задай вопрос к местоимениям».
-Она освободила его из ловушки.
-Да, помогли.
-Бережно, охранять ее, не мусорить…
(что?) они (капли), (что?) он (ручеек), (что?) он (ручеек), (кто?) я, (что?) он (ручеек), (из чего?) из нее (из кадушки), (кто?) ты (девочка), (кого?) меня (ручейка); (к какому?) к тому, (какая?) эта, (чей?) наш. Рассуждают.
- Местоимения с предлогами пишутся раздельно.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой
-А сейчас проведем тест:
1. Согласны ли вы, что местоимения – самостоятельные части речи?
2. Согласны ли вы, что местоимения называют предметы?
3. Он, она, они – 2 лицо?
4. Все изученные местоимения изменяются по лицам и числам?
5. Местоимения с предлогом пишутся раздельно?
6. Местоимения пишутся с приставками?
-А сейчас будет диктант, но не обычный. Я диктую вам слова, а вы должны в них найти местоимения и записать их.
Яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон, икона, тотчас, сейчас.
Один ученик читает местоимения на отметку.
-А сейчас задание еще сложнее. Вам предстоит спрятать местоимения в слове. Старайтесь разные местоимения записывать.
Несколько учеников зачитывают свои работы. -Да.
- Нет.
-Нет. (3 лицо)
-Нет.
-Да.
- Нет.
Записывают: я, ты, мы, ты, вы, он, ты, мы, они, она, он, она, тот, сей.5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Какова была тема урока?
-Какие цели вы ставили перед собой?
-Достигли ли вы поставленных целей?
-Перед вами несколько предложений, которые вы должны продолжить:
Я запомнил на уроке….
Мне больше всего понравилось…
По моему мнению, самым сложным было…
- А теперь скажите, что, связанное с темой урока есть в данных предложениях?
- Какие местоимения вы произнесли в своем предложении? Охарактеризуйте его.
- Запишите домашнее задание: стр.53, №3. - Повторение местоимения.
Размышляют, вспоминают.
Заканчивают предложения в устной форме.
- Во всех предложениях есть местоимения.
-Я, мне, по моему.
Подпись руководителя практики __________________
Подпись учителя________________________
Отметка__________________