Рабочая программа по музыке 5 специальный коррекционный класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
Рабочая программа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Методического совета
от ___________ протокол №______
председатель______/Надейкина М.М./ директор МБОУ СОШ д. Ручьи
_____________/Прокофьева Л.В./
приказ № _____ от _________
по музыке 5 специального (коррекционного) класса 8-го вида
Учитель : Пучкова И.Н.
2015-2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке 5 специального (коррекционного) класса 8-го вида составлена с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы «Музыка и пение» 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой 2015г.
Программа рекомендована Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень программ на 2015/2016 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цели и задачи преподавания музыки в 5 классе
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
-коррекционная направленность обучения;-оптимистическая перспектива образования;
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ребенку вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Обучение музыкальному искусству в 5 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изо, театра, кино);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки, находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, в музыкальном ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и т.д.;
- совершенствовать умения , навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета
1.Музыка вокруг нас (17 ч)
(«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика. «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. Л. Бетховен. «Сурок». «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
Л. Бетховен. «К Элизе».«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского. Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».Повторение изученных песен. Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ«Пер Гюнт».«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина. И. Штраус. «Полька», соч. № 214.«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой. Повторение изученных песен. «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака. И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.). 2.Музыка рассказывает обо всем(17ч)
(М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского. «Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского. С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод. А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова. «Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой. Повторение изученных песен. «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина. «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. Повторение изученных песен.).
Календарно-тематическое планирование
№п/пТема цикла и уроков Кол-во
часов Дата по плану Дата по факту
1.Музыка вокруг нас - 17 час ( 1 час резервный)
1 «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. 1 2 «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича. 1 3 «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика. 1 4 «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. 1 5 Л. Бетховен. «Сурок». «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского. 1 6 Л. Бетховен. «К Элизе».«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. 1 7 Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Повторение изученных песен 1 8 Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ«Пер Гюнт».
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. 1 9 И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. 1 10 «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. 1 11 Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита. 1 12 Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. 1 13 «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. 1 14 «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. 1 15 Резервный урок - Повторение изученных песен. 1 16 «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. 1 17 И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. 1 2. Музыка рассказывает обо всем - 17ч (2 часа – резервных)
18 М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». 1 19 «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. 1 20 С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. 1 21 «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод. 1 22 А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».«Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора 1 23 «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. 1 24 «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. 1 25 Резервный урок - Повторение изученных песен 1 26 «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. 1 27 «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. 1 28 «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. 1 29 «Калинка» — русская народная песня. 1 30 «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. 1 31 «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. 1 32 «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. 1 33 Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. 1 34 Резервный урок - повторение изученных песен 1 Итого: 34 часа (3 часа резервных)
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
Программа для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006 2. «Хрестоматия музыкального материала для 5 класса» (М.: Просвещение, 2014).
Фонохрестоматия музыкальных произведений для 5 класса.Пособие для учителя «Методика работы с учениками «Музыка.5-8 классы» (М.: Просвещение , 2014).
Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение в школе.
Учебное пособие , Тверь, 1994.
Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис… д-ра пед.наук М., 1997.
И зазвучала музыка во мне: сб. произведений Тверских самодеятельных композиторов. Тверь, 1990.
Фольклор в воспитании детей. Зимние святки. Тверь – 1997.ТОИУУ.
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсел «Пер Гюнт».
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
7.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b1648.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ТСО:
1.DVD плеер.
2.Телевизор.
3. Компьютер.