Рабочая программа по изобразительному искусству 6 специальный коррекционный класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ РУЧЬИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

председатель методического совета школы
директор МБОУ СОШ д. Ручьи

_______________/Надейкина М.М./
_______________ /Прокофьеа Л.В./

«_______»_____________________
«_______»_____________________











Рабочая программа

по изобразительному искусству 6 специального (коррекционного) класса
VIII вида















Учитель: Пучкова И.Н.




2015 -2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 5 – 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков. М. Просвещение. 2015 г.
Программа рекомендована как курс по изобразительному искусству в 5 -8 специальных (коррекционных) классах Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2015/2016 учебный год.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, 34 учебных часов в учебный год, предусмотренных БУП 2004 года. В учебный комплект входят: книга для учителя, репродуктивный и литературный материал, аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи.
Цели и задачи преподавания ИЗО в 6 классе
Цель Корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
Задачи:
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 6 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве. В 6 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 56 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, распо- ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму; уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Должны знать:
- названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц;
- основные, изученные на уроках направления в декоративно-прикладном творчестве.


Содержание учебного предмета
I четверть
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки глина, дерево). Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация). Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша). Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец). Декоративное рисование составление симметричного узора. Декоративное рисование составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».
II четверть
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников). Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.). Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина- освободителя» в Трептов-парке в Берлине). Рисование новогодней открытки (элементы оформления флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.). Изготовление новогодних карнавальных масок.
Ш четверть
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка). Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник). Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин). Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой). Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова). Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет» и др.).
IV четверть
Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры птиц (натура чучело скворца, грача, вороны, галки по выбору). Тематический рисунок «Птицы наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись: «Птицы наши друзья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»). Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка по выбору. Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).














Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту

1
«Что такое искусство» (беседа)
1




2

Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство» (народные игрушки глина, дерево).
1



3
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).
1



4

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).
1



5
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец)
1



6

Декоративное рисование составление симметричного узора.
1



7
Декоративное рисование составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
1



8
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».Декоративное рисование составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
1



9
Декоративное рисование.
1



10

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).
1



11

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
1



12
Рисование на тему «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.)
1



13

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина- освободителя» в Трептов-парке в Берлине).
1



14
Рисование новогодней открытки (элементы оформления флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).
1



15
Изготовление новогодних карнавальных масок
1



16
Резервный урок - Рисование по представлению «Новогодний праздник»
1



17
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
1



18
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»)
1



19
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (ко- фейник).
1



20

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбиниро- ванной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
1



21

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбиниро- ванной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
1



22
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).
1



23
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, напри- мер из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет» и др.).
1



24

Декоративное рисование – оптический орнамент
1



25

Рисование по памяти и по представлению.
1



26

Рисование по памяти и по представлению.
1



27

Рисование с натуры птиц (натура чучело скворца, грача, вороны, галки по выбору).
1



28
Тематический рисунок «Птицы наши друзья»
1



29
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
1



30
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).
1



31
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка по выбору
1



32
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла неваляшка).
1



33-34
Резервный урок - Рисование по памяти и по представлению.
2



Итого: 34 часа (3 часа резервных)


Учебно – методическое обеспечение
Список литературы:
1. Всё о рисовании, М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 100. - 176с.
2. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт. сос. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2007. – 170 с.
3. Изобразительное искусство в школе. Н.С. Михнюк, Красноярск: Изд-во Красноярск. Педуниверситета. 1994. -176с.
4. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты , Волгоград: Учитель, 2009г; О. В. Свиридова.
5. Искусство: Энциклопедия /М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2002. -143.: ил.- (Энциклопедия).
6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7 классов по изобразительному искусству. В 2 сборниках./ под редакцией В. В. Воронковой. М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.-сб.1.-224с.
7. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 1-9 классы, 6-е издание , М. Просвещение 2006. 140.
8. Рисунок и живопись, Ю. М. Кирцер: Учеб. Пособие. ---2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк, 1997. -271с.: ил.
9. Учебник для общеобразовательных организаций «Изобразительное искусство» 6 класс под ред. Б.М.Неменского/ авт. сос. Л.А. Неменская . Москва . «Просвещение»
10. Уроки рисования. Часть 1. Авторы – составители Р. Смирнова, И Миклушевская; -М. : ООО «Издательство АСТ» , 2001, -224с.
11. Уроки рисования. Часть 2. Авторы – составители Р. Смирнова, И Миклушевская; -М. : ООО «Издательство АСТ» , 2001, -224с.
12. Учимся рисовать / Г.П. Шалаева. –М.: Филол. О-во сЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005.-223с., ил.
Интернет – ресурсы:
1. Единая коллекция ЦОР: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000903-a000-4ddd-0347-33004760182a/ 3. http://easyen.ru/load/mkhk_izo/182-2-2 современный учительский портал.
4. Основы живописи для учащихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Уроки изо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. http://pedsovet.su/load/320-2-2 педсовет
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зрительный ряд.
- репродукции произведений изобразительного искусства;
- фотографии произведений декоративно-прикладного и народного искусства, произведений дизайна, памятников архитектуры;
- художественные фотографии явлений и деталей природы; - художественные рисунки и иллюстрации;
- детские работы как пример выполнения творческих заданий; - портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению;
- таблицы по декоративно-прикладному искусству;
- таблицы по перспективе;
- таблицы по построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры;
- таблицы по стилям одежды;
- таблицы предметов быта;
- таблицы по народным промыслам;
- таблицы по русскому костюму;
- репродукции картин мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Дидактический материал:
1. Дымковская игрушка (наглядное пособие).
2. Хохломская роспись (наглядное пособие).
3. Городецкая роспись (наглядное пособие).
4. Загадки.
5. Пословицы и поговорки.
6. Кроссворды.
Оборудование:
1. Муляжи (овощи и фрукты).
2. Предметы быта (кувшин, ваза керамическая и деревянная, посуда из дерева).
3. Образцы народных игрушек (дымковская, липецкая, Богородска ).
4. Ткани (без рисунка) для драпировки в натюрмортах.
5. Ткани набивные, расписные и т.п. для уроков декоративного рисования.
6. Гербарии.
7. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
8. Объёмные геометрические формы.
9. Капитель.
10. Керамические изделия (вазы)
11. Предметы быта (чайник, блюдо, самовар, подносы).
Экранно – звуковые пособия. (видеофильмы).
1. «Сказка про сказку» творчество В.Васнецова.
2. Творчество В.И. Сурикова.
3. Учимся рисовать.
4. Рисуем просто.
5. По творчеству отдельных художников
6. По народным промыслам.
7. По видам изобразительного искусства
8. По декоративно0прикладному искусству.
9. По памятникам архитектуры.
Технические средства обучения.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Проектор.
3. Магнитная доска.
4. Экран.
5. Персональный компьютер.
6. Ксерокс.
15