Рабочая программа по ИЗО, 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Образовательное учреждение «Таврическая школа»
Таврического района Омской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор ОУ «Таврическая школа»
ОУ «Таврическая школа» ______________ /Е.А.Головко
_______________ /М.П.Чухачева/ Приказ №___ от 28 августа 2015г.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство»
для 6 специального (коррекционного) класса VIII вида
2015-2016 учебный год
Разработана на основе программы: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
Составлена: О.А.Сергеевой учителем специального (коррекционного) класса VIII вида
р.п. Таврическое 2015 г.Пояснительная записка
Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-5 классах и рассчитана на 35 часов учебного времени.
В программу включены следующие разделы:
1. Рисование с натуры.
2. Декоративное рисование.
3. Рисование на тему.
4. Беседы об изобразительном искусстве.
Цель– формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
· корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
· развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
· улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
· развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
· расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
· развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Коррекционная работа включает следующие направления.
· Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
-коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
· Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
· Развитие основных мыслительных операций:
-развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
· Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
· Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
· Коррекция мелкой моторики.
Основное оборудование.
· Акварельные краски.
· Цветные карандаши.
· Гуашь.
· Мелки восковые.
· Художественные кисти №2-№10.
· Альбомы для рисования.
· Бумага рисовальная.
· Палитра.
Разделы программы
Рисование с натуры
Закрепление умений и навыков, полученных в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путём показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определённой последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приёмах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке своё представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно- прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Содержание программы
I четверть (9 ч.)
Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).
Декоративное рисование – составление симметричного узора.
Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень».
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов.
Рисование на тему «Осенний лес».
II четверть (7 ч.)
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование на тему «Что мы делали на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф.Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина- освободителя» в Трептов- парке в Берлине.
Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т. п.).
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
III четверть (10 ч.)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).
Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник).
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам.
Рисование отдельных слов ленточным шрифтом.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» и др.).
Иллюстрирование отрывка литературного произведения по представлению.
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
IV четверть (9 ч.)
Рисование по памяти и по представлению.
Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).
Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись: «Птицы – наши друзья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло- зелёные, жёлтые, коричневые.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка - по выбору.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла- неваляшка).
Рисование на тему «Лето».
Подведение итогов года. Беседа «Чему мы научились?»
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
уметь подбирать гармоничные сочетания цветов в декоративном рисовании;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать название рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
I четверть-9 часов
1
Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).
1
2
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).
1
3
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).
1
4
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).
1
5
Декоративное рисование – составление симметричного узора.
1
6
Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
1
7
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень».
1
8
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов.
1
9
Рисование на тему «Осенний лес».
1
IIчетверть-7часов
10
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).
1
11
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
1
12
Рисование на тему «Что мы делали на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).
1
13
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф.Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина- освободителя» в Трептов- парке в Берлине.
1
14
Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т. п.).
1
15
Изготовление новогодних карнавальных масок.
1
16
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
1
III четверть – 10 часов
17
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
1
18
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).
1
19
Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник).
1
20
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
1
21
Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
1
22
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
1
23
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам.
1
24
Рисование отдельных слов ленточным шрифтом.
1
25
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» и др.).
1
26
Иллюстрирование отрывка литературного произведения по представлению.
1
IVчетверть – 9часов
27
Рисование по памяти и по представлению.
1
28
Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).
1
29
Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись: «Птицы – наши друзья»). В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло- зелёные, жёлтые, коричневые.
1
30
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
1
31
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).
1
32
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка - по выбору.
1
33
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла- неваляшка).
1
34
Рисование на тему «Лето».
1
35
Подведение итогов года
1
ИТОГО:
35часов
Список используемой учебно-методической литературы
1. Грошенков И.А.«Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе»
Москва, «Просвещение», 1993 .
2. Кудыкина Н.В.«Дидактические игры и занимательные задания для первого класса»
Киев, «Радяньска школа» 1989 .
3. Алленов М., Алленова Е.и др. Мастера русской живописи. «Белый город», 2008.
4. Межуева Ю.А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Сказочная гжель».
Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
5. Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Жостовский букет».
Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
6. Орлова Л.В. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Хохломская роспись».
Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
7. Носова Т. . Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Каргопольская игрушка».
Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
8. Величкина Г.А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Каргопольская
игрушка» Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
9. Шпикалова Т.Я. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Полох - майдан»
Москва, «Мозаика – Синтез» 2000.
Заголовок 315