Адаптированная программа по русскому языку 9 специальный коррекционный класс 8-го вида
МБОУ «СШ № 4» МО ГО город Касимов
Утверждаю:
Директор школы
__________Трифонова Л.А.
Адаптированная рабочая программа
Предмет – письмо и развитие речи.
Класс - 9
Количество часов по учебному плану
в неделю - 4 часа; в год – 136 часа
Учитель – Тукмакова Е. А.
Рабочая программа составлена на основе базовой программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г
Используемая учебно – методическая литература:
Основной учебник:
Н. Г. Галунчикова. Э. В. Якубовская «Русский язык».
Учебник для 8 класса. Москва «Просвещение», 2006 г.
Учебно – методическое пособие:
А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2002 г.
·
·
·
·
·
·
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в 9 классе
Содержание материала
Письмо 9 класс
Тема
Цели
Часы
Практические работы
Повторение
Повторение пройденного материала за 8 класс
5 ч.
Звуки и буквы
Повторять и обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова
7 ч.
4 ч.
Состав слова
Повторять и обобщать знания учащихся о составе слова; развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; правильно писать корни и приставки. Учить различать приставку и предлог.
10 ч.
3 ч.
Имя существительное
Повторять и обобщать знания учащихся об имени существительном как части речи. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные.
9 ч.
4 ч.
Имя прилагательное
Повторять и обобщать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.
7 ч.
4 ч.
Местоимение
Повторять и обобщать знания учащихся о местоимении как части речи. Актуализировать и конкретизировать знания учащихся о личных местоимениях
7 ч.
3 ч.
Глагол
Повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать глаголы в тексте.
Учить различать 1 и 2 спряжение глаголов. Познакомить учащихся с глаголами в повелительной форме.
17 ч.
3 ч.
Наречие
Познакомить учащихся с наречием, с вопросами, на которые отвечает эта часть речи.
6 ч.
2 ч.
Имя числительное
Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, с вопросами, на которые она отвечает, с правописанием числительных.
9 ч.
2 ч.
Предложение
Повторять и обобщать знания учащихся о главных членах предложения, об однородных членах предложения, о знаках препинания между ними.
Совершенствовать знания учащихся о постановке знаков препинания при обращении.
Познакомить учащихся с прямой речью.
19 ч.
5 ч.
Повторение
9 ч.
1 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
части речи; правила правописания слов
Календарно – тематический план
№
Содержание материала
Часы
Словарная работа
Наглядность
Развитие речи
Дата
Первая четверть
1
Распространенные и нераспространенные предложения. Повторение
1 ч.
истома
таблица
Распространить предложения второстепенными членами (№ 1)
2
Однородные члены предложения
1 ч.
компас, вьюга, метель
таблица
Дополнить текст описанием комнаты
(№ 5)
3
Обращение
1 ч.
дупло
иллюстрации
Подобрать клички животным. Сочинить их ответы (№ 8)
4
Сложное предложение
1 ч.
солнце, подсолнух
таблица
Закончить мысль в сложных предложениях (№16)
5
Обобщающий урок
1 ч.
древесина
Пересказ текста, опираясь на предложения
6
Звуки и буквы
1 ч.
изюм, килограмм, лекарство
предметные картинки
Составить словосочетания
7
Разделительный ь и ъ
1 ч.
объедки
иллюстрации
Работа с пословицами
8
Ударные и безударные гласные
1 ч.
кобра, коробка
таблица
Изложение «Осень» 2 ч.
9
Парные звонкие и глухие согласные
1 ч.
лестница
таблица, словари
Составить предложения со словарными словами
10
Непроизносимые согласные
1 ч.
просьба, честность
таблица, предметные картинки
Составить словосочетания из пар слов (№ 30)
11
Обобщение по теме «Звуки и буквы»
1 ч.
одуванчик
таблица
Составить рассказ по рисункам
12
Диктант по теме «Звуки и буквы»
1 ч.
дидактический материал
Озаглавить, записать рассказ
13
Работа над ошибками.
1 ч.
Объявление 1 ч.
14
Состав слова. Разбор слова по составу
1 ч.
вблизи
Связать слова по смыслу (№ 35)
15
Написание слов с ударными и безударными гласными в корне
1 ч.
указка
иллюстрации
Выразить главную мысль текста (№ 36)
17
Написание слов со звонкими и глухими согласными в корне
1 ч.
наказание
таблица
Передать интонацией настроение стиха (№ 39), ответить на вопросы
(№ 40)
18
Правописание приставок
1 ч.
аппарат
Составить словосочетания (№ 41)
19
Правописание приставок раз-(рас-), воз-(вос-),из-(ис-), без-(бес-)
2 ч.
маршал
таблица
Вставить пропущенные слова (№ 49)
20
Сложные слова
1 ч.
секундомер, дружелюбие
дидактический материал
Работа с эмблемами (№ 53)
21
Сложно-сокращенные слова
1 ч.
стройбат
таблица
Записать словосочетания (№ 56)
22
Обобщение по теме «Состав слова»
1 ч.
листва, богатство
таблица
Письмо «Берегите лес»
1 ч.
23
Диктант по теме
«Состав слова»
1 ч.
24
Работа над ошибками
1 ч.
дидактический материал
Деловые бумаги. Расписка 1 ч.
25
Роль имени существительного в
речи
1 ч.
наводнение
иллюстрации
Нарисовать словесную картину к басне « Волк и ягнёнок» ( № 66)
26
Грамматические признаки имени существительного
1 ч.
предатель
таблица
Составить словосочетания, предложения
27
Склонение имен существительных
1 ч.
сердце
таблица
Письменно ответить на вопросы (№ 73, № 74)
28
Правописание падежных окончаний имен существительных
2ч.
забота, прививка
предметные картинки
Распространить предложения (№ 81)
29
Существительные с шипящей на конце
1 ч.
молодёжь
таблица, словари
Работа по картине И. Левитана «Золотая осень» 2 ч.
30
Несклоняемые существительные
1 ч.
сюртук, кафтан
дидактический материал
Составить план к тексту (№ 90)
31
Контрольный диктант по итогам I четверти
1 ч.
32
Обобщение по теме « Имя существительное»
2 ч.
праздник
Заметка 1 ч.
Вторая четверть
1
Имя прилагательное как часть речи
1 ч.
купец
таблица, иллюстрации, словари
Чтение диалога по ролям (№ 98)
2
Согласование прилагательных с существительными
1 ч.
серебро
раздаточный материал
Составить словосочетания существительных с прилагательными
3
Безударные окончания имен прилагательных
2 ч.
материк, пространство
дидактический материал
Составить предложения на тему русских сказок (№ 103)
4
Имена прилагательные на
-ий, -ья, -ье, -ьи
1 ч.
тундра
таблица, иллюстрации
Работа по картине П. Корина «Александр Невский» 2 ч.
5
Обобщение по теме « Имя прилагательное»
2 ч.
работник
дидактический материал
Деловые бумаги. Объяснительная записка 1 ч.
6
Диктант по теме
«Имя прилагательное»
1 ч.
7
Местоимение как часть речи
1 ч.
осина, солнце
раздаточный материал
Чтение диалога по ролям. Ответить на вопросы (№ 125)
8
Лицо и число местоимений
1 ч.
рысь, лось
предметные картинки
Отгадать загадки (№ 127)
9
Склонение личных местоимений
1 ч.
побег, лежебока
дидактический материал
Работа с поговорками
10
Личные местоимения с предлогами
1 ч.
телеграмма
Письмо по памяти
(№ 135)
11
Правописание личных местоимений 3 –го лица
2 ч.
лещ, крыльцо
иллюстрации
Сочинение « Пушкин в Михайловском» 2 ч.
12
Обобщение по теме «Личные местоимения»
1 ч.
медведь, фотоаппарат
таблица, иллюстрации
Письмо (№ 148) 1 ч.
13
Роль и значение глаголов в речи
1 ч.
дождь, рожь
таблица, иллюстрации
Работа по картине В. Поленова «Московский дворик» (№ 151)
14
Грамматические признаки глагола
1 ч.
колосья
дидактический материал
Составить предложения
15
Неопределенная форма глаголов
1 ч.
приятель, добыча
таблица
Составить словосочетания
16
Не с глаголами
1 ч.
каравай
дидактический материал
Работа с текстом
(№ 160)
17
Контрольный диктант по итогам II четверти
1 ч.
18
Работа над ошибками
1 ч.
Работа с пословицами
Третья четверть
1
Изменение глаголов по лицам и числам
1 ч.
колокольчик, детство
Дидактический и раздаточный материал, картины, таблицы, словари
Устно продолжить рассказ (№ 168)
2
Глаголы на – тся и
- ться
1 ч.
щетка
Составить предложения со словарными словами
3
I и II спряжение глаголов
2 ч.
простокваша
Работа с пословицами
4
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения
2 ч.
тайна, сирота
Работа с текстом (№ 195)
5
Повелительная форма глаголов
2 ч.
товарищ
Составить памятку о правилах поведения на практике (№ 203)
6
Мягкий знак в глаголах
1 ч.
желание
Работа с иллюстрациями.
Письмо по памяти (№ 205)
7
Обобщение по теме «Глагол»
2 ч.
ландыш, рябина
Составить словосочетания
и предложения
8
Диктант по теме «Глагол»
1 ч.
9
Работа над ошибками
1 ч.
зарница, деревья
Деловые бумаги.
Анкета 1 ч.
10
Понятие о наречии
2 ч.
вслед, щедро
таблица
Составить краткое описание погоды (№ 219)
11
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия
2 ч.
налево, направо
раздаточный материал
Дописать рассказ (№ 227)
12
Правописание наречий с а и о на конце
1 ч.
ячмень, пшеница
таблица, иллюстрации, словари
Письмо по памяти
(№ 230)
13
Обобщение по теме «Наречие»
1 ч.
медленно, вверх
предметные картинки
Составить текст упражнений для утренней гимнастики (№ 233)
14
Понятие об имени числительном
1 ч.
глухарь
дидактический материал
Сочинение «Когда я болен» 2 ч.
15
Порядковые и количественные числительные
2 ч.
неделя, аппетит
таблица, иллюстрации, словари
Работа с поговорками
(№ 242)
16
Правописание
числительных
от 5 до 20 и 30;
от 50 до 80;
от 500 до 900
2 ч.
циферблат
таблица, дидактический материал
Письмо по памяти
( № 251)
Записать точное время по часам (№ 253)
17
Правописание
числительных
90, 200, 300, 400
1 ч.
планета
таблица, иллюстрации, словари
Составить словосочетания
и предложения
18
Обобщение по теме «Имя числительное»
2 ч.
объявление, легенда
дидактический материал
Письменно ответить на вопросы (№ 258)
19
Контрольный диктант по итогам III четверти
1 ч.
20
Работа над ошибками
1 ч.
Деловые бумаги.
Доверенность 1 ч.
Четвёртая четверть
1
Части речи
5 ч.
тишина, защита
дидактический материал
Изложение 2 ч.
2
Простое предложение
2 ч.
простор, гнездо
иллюстрации, словари
Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 2 ч.
3
Однородные члены предложения
2 ч.
символ, фанера
дидактический материал
Составить предложения (№ 289)
4
Обращение
3 ч.
нектар, болото
таблица, иллюстрации, словари
Написать письмо литературному герою
(№ 296)
5
Сложное предложение
1 ч.
перина, журавль
дидактический материал
Составить предложения
6
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов
1 ч.
мудрец
дидактический материал
Дописать сложные предложения (№ 311)
7
Сложное предложение со словами который, когда, где, чтобы, что, потому что
2 ч.
скрипка, стрелок
раздаточный материал
Работа с деформированным текстом
(№ 321)
8
Составление сложных и простых предложений
1 ч.
курган, путник
дидактический материал
Составить предложения
(№ 326)
9
Прямая речь
3 ч.
скворец
таблица, иллюстрации
Ответить на вопросы
(№ 340)
10
Диктант по теме
«Предложение»
1 ч.
Изложение «Бегство в Египет» 1 ч.
11
Работа над ошибками. Обобщение
1 ч.
пальма, беглец
дидактический материал
Сочинение «Ежели вы вежливы» 2 ч.
12
Повторение пройденного материала
8 ч.
13
Итоговый контрольный диктант
1 ч.
14
Работа над ошибками.
1 ч.
15