Методическая разработка урока Интеллектуально-познавательная игра «В стране русской литературы»
Интеллектуально-познавательная игра «В стране русской литературы»
Цели игры:
образовательная
создание условий для расширения знаний обучающихся о биографиях русских писателей и поэтов XIX века и их творчестве, о связи наследия классиков с современной кинематографией;
развивающая:
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, отбора ранее полученной информации, развитие речевых навыков и проникновенного прочтения поэтического произведения;
воспитательная:
способствовать процессу духовного развития через знакомство с биографиями писателей, через внимательное и вдумчивое прочтение классической литературы; воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, эстетического вкуса, коммуникативности.
Условия игры:
Группа одарённых старшеклассников (или класс) делится на 5 команд.
Команды выполняют задания, указанные на маршрутном листе.
В каждом задании по 5 вопросов, т.е. каждая команда в порядке очерёдности отвечает на свои вопросы.
Выставление баллов осуществляется сразу (игроки могут проверить свои ответы) в соответствии с оцениванием задания.
Игра состоит из 5 заданий. Задания усложняются по мере продвижения по маршруту.
Помогите литературным героям отыскать свои вещи – 5 баллов (по 1 баллу за правильно найденный предмет)
По фактам биографии узнайте имя русского писателя / поэта XIX в - 3 балла (если команда дважды неправильно назвала имя, то право ответа передаётся той команде, которая может дать правильный ответ)
Кто произносит эти слова? – 4 балла (2 балла – имя героя, 1 балл – название произведения, 1 балл – имя автора)
Жизнь героев русской классики в кино – 5 баллов (на слайдах с ответом прописано, за что начисляются баллы в каждом задании)
Разговор с поэтическим текстом – 8 баллов (1 балл за каждый правильный устный ответ на один из пяти вопросов, 1 балл добавляется за выразительное прочтение стихотворения, 1 балл – за правильную речь, 1 балл - за связный ответ).
Максимальное количество баллов – 25.
Если команда не дала правильного ответа, то право ответа переходит остальным командам, готовым дать правильный ответ. За правильный ответ присуждается 1 балл. Любая команда имеет право заработать большее количество баллов, показывая свои знания и проявляя активное участие.
В состав жюри входят одноклассники (лучше средние по успеваемости, чтобы они почувствовали себя более уверенными)
Навигация:
Анимация на 1-2 слайдах происходит самостоятельно.
-16573539370Переход к каждому заданию игры осуществляется со слайда «Маршрут путешествия в золотой век русской литературы».
Гиперссылки Помогите литературным героям отыскать свои вещи позволяют перейти к выполнению заданий
Управляющая кнопка в нижнем правом углу позволит вернуться к «Маршруту путешествия в золотой век русской литературы». Другой возможности перейти от задания к заданию не предусмотрено.
Внутри задания передвигаемся по управляющей кнопке
Во 2-ом задании (слайды 9-13) работают триггеры 1 Кликаем мышкой: правильно - увеличивается портрет А. С. Пушкин, неправильно - портрет исчезает.
В 3-ем задании также работают триггеры 1. Кликаем мышкой – появляется цитата, кликаем - исчезает, кликаем – появляется правильный ответ, кликаем – ответ исчезает.
25 слайд нужен при распределении стихотворений. - кнопка-триггер, позволяющая чередовать портреты и названия стихотворений в книге.
Форма проведения игры: внеклассное занятие по литературе для одарённых детей или нетрадиционный урок литературы в 10 классе (лучше заключительный)
Технологии: информационно-коммуникационная, технология личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, игровая технологии, исследовательский метод
Участники: 10 класс.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт: презентация.
Приемы: групповая работа, индивидуальная работа учащихся.
АктуальностьЦОРа: «Мы все учились понемногу», - иронизировал когда-то великий наш поэт над собой и своими современниками. Чему и как учатся сегодня старшеклассники на уроках литературы? Каким произведениям они отдают предпочтение? Что знают обучающиеся об экранизации классической литературы? Всё это поможет узнать интеллектуально-познавательная игра «В стране русской литературы». И не только поможет проверить уже имеющиеся знания, но и познакомит с интересными фактами из жизни русских классиков, научит быть внимательным при чтении художественного произведения, узнать много нового об экранизации классической литературы.
Ход игры
Вступительное слово учителя (Слайд 1)
Добрый день. Сегодня наше занятие пройдёт в нетрадиционной форме – в форме интеллектуально-познавательной игры «В стране русской литературы».
В волшебном сундучке скрываются задания, которые приготовила вам Муза русской литературы. Прочитаем её послание. (Слайд 2)
Давайте познакомимся с заданиями и отправимся в страну русской литературы. (слайд 3)
Задание «Помогите литературным героям отыскать свои вещи (слайды 4-8)
Каждая команда выполняет своё задание в порядке очередности.
Задание 1 команде
Павел Петрович Кирсанов Ключ
Андрей Петрович Чартковгармонь
Иван Северьяныч Флягинсеребряная пепельница в виде мужицкого лаптя
Катерина скатерть-самобранка
странники свёрток с червонцами
Правильный ответ:
Павел Петрович Кирсанов серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя
Андрей Петрович Чартковсвёрток с червонцами
Иван Северьяныч Флягингармонь
Катерина ключ
странники скатерть-самобранка
Задание 2 команде
Софья Павловна фрак брусничного цвета с искрой
Павел Афанасьевич Фамусов «билет на завтрашний театр»
Степан Плюшкин календарь
Павел Иванович Чичиков чёрное кольцо
Алексей Берестов глаза, как мыши
Правильный ответ:
Софья Павловна «билет на завтрашний театр» Павел Афанасьевич Фамусов календарь Степан Плюшкин глаза, как мыши Павел Иванович Чичиков фрак брусничного цвета с искрой Алексей Берестов чёрное кольцо Задание 3 команде
Германнподнос
Коробочка глаза сладкие, как сахар
Манилов драдедамовый платок
Цыганка Грунюшкачасы, которые шипели, потом хрипели и били
Соня Мармеладова тайна старой графини
Правильный ответ
Германнтайна старой графини
Коробочка часы, которые шипели, потом хрипели и били
Манилов глаза сладкие, как сахар
Цыганка Грунюшкаподнос
Соня Мармеладова драдедамовый платок
Задание 4 команде
Матрёна Тимофеевна кукла МимиРодион Раскольников шинель
Наташа Ростова серп через плечо
Очумелов халат
Илья Ильич Обломов циммермановская шляпа
Правильный ответ
Матрёна Тимофеевна серп через плечо
Родион Раскольников циммермановская шляпа
Наташа Ростова кукла МимиОчумелов шинель
Илья Ильич Обломов халат
Задание 5 команде
Старуха процентщица «гребёнки, пилочки стальные»
Евгений Онегин старая мебель из жёлтого дерева
Майор Ковалёв старинные маленькие зеркала, за ними или письмо, или чулок
Коробочка портрет Багратиона
Собакевич нос
Правильный ответ
Старуха процентщица старая мебель из жёлтого дерева
Евгений Онегин «гребёнки, пилочки стальные»
Майор Ковалёв нос
Коробочка старинные маленькие зеркала, за ними или письмо, или чулок
Собакевич портрет Багратиона
Задание «По фактам биографии узнайте имя русского писателя / поэта XIX в» (слайды 9-13)
Задание 1 команде
Родился в Москве. Получил домашнее воспитание. Путешествовал по Кавказу и Крыму.
Однажды был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I; император взял на себя цензуру его сочинений.
Записка «О народном воспитании» отклонена, возбуждено дело по поводу стихотворения «Андрей Шенье». Возникает желание сменить обстановку, путешествовать; совершает поездку на арену военных действий.
Варианты ответа: М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой
Правильный ответ: А.С. Пушкин
Задание 2 команде
Родился в Симбирске в доме состоятельного купца. Получил домашнее воспитание. Первоначальное образование, знание французского и немецкого языков получил в небольшом пансионе, который содержал сельский священник. Закончил словесное отделение Московского ун-та.
Переехав в Петербург, занял должность переводчика в Министерстве финансов. Много лет преподавал русскую литературу и латинский язык братьям Майковым. В качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина совершил кругосветное плавание. Посетил Англию, Южную Африку, Японию и т. д.
Варианты ответа: А.Н. Островский, Ф. М, Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Гончаров
Правильный ответ: И.А. Гончаров
Задание 3 команде
Пращур был героем Куликовской битвы. Прапрадед по матери - родной брат сподвижника Петра. Всю жизнь ощущал свою сопричастность истории.
Рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым руководил поэт, поэтому уже в 12 лет успешно переводил Горация.
22 года дипломатической службы в Германии и Италии. Открытие его дарования произошло после выхода в свет статьи Н.А. Некрасова.
Пользовался исключительным успехом у женщин. Последняя любовь была вдвое моложе его.
Варианты ответа: М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Л.Н. Толстой
Правильный ответ: Ф.И. Тютчев
Задание 4 команде
Родился в Замоскворечье. Мать умерла рано. Её место заняла мачеха. Учился в Московском ун-те на юридическом факультете, но, увлёкшись театром и литературой, бросил университет.
В течение 8 лет работал сначала в Московском совестном суде, затем в коммерческом. Покинув эту работу, стал профессиональным литератором. Совершал «литературные экспедиции» по Волге, путешествовал по Германии, Австрии, Италии, Англии.Член-корреспондент Академии наук, основатель «Литературного фонда», инициатор создания «Артистического кружка» - школы русского актёрства.
Варианты ответа: А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, А.А. Фет
Правильный ответ: А.Н. Островский
Задание 5 команде
Родился в Москве. Отец – врач Мариинской больницы для бедных, мать – женщина религиозная.
Учился в Главном инженерном училище в Петербурге. Прослужив меньше года в инженерной команде, уволился, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.
Сблизившись с Белинским, начинает посещать «пятницы» Петрашевского. Был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После 8 месяцев, проведённых в крепости, был приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте 4 годами каторги.
Варианты ответа: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Правильный ответ: Ф.М. Достоевский
Задание «Кто произносит эти слова? Назовите имя героя, произведение, его автора»
Задание 1 команде: Мне за народ очень помереть хочется
Ответ: Иван Северьяныч Флягин, «Очарованный странник» Н.С. Лескова
Задание 2 команде: Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа
Ответ: Иван Иваныч Чимши-Гималайский. «Крыжовник» А.П. Чехова
Задание 3 команде: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы?
Ответ: Александр Андреевич Чацкий. «Горе от ума» А.С. ГрибоедоваЗадание 4 команде: Учитесь властвовать собою; /Не всякий вас, как я, поймёт;/
К беде неопытность ведёт
Ответ: Евгений Онегин. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Задание 5 команде: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…
Ответ: Евгений Базаров. «Отцы и дети» И.С. Тургенева
Задание «Жизнь героев русской классики в кино» (слайды 15-24)
Задание проверит знания учащихся об экранизации произведений русской классической литературы.
Задание 1 команде
Какое произведение русской литературы XIX века легло в основу фильма «Мой ласковый и нежный зверь»? Кто изображён во 2-ом кадре? Назовите режиссёра фильма, композитора, исполнителей главных ролей
Ответ. А. П. Чехов «Драма на охоте» (Истинное происшествие) 1884г.
Во 2-ом кадре Урбенин, пожилой управляющий имения графа Корнеева; Оленька Скворцова, дочь душевнобольного лесника, мечтающая вырваться из мира обездоленных; Сергей Камышев, импозантный красавец; граф Корнеев
Режиссёр фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (СССР, Германия, 1978г.) - Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога. В главных ролях: Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков
За каждый правильный ответ – 1 балл. Маx – 5 баллов
название произведения – 1 балл;
имена героев, изображённых во 2-ом кадре – 1 балл;
имя режиссёра – 1 балл
имя композитора – 1 балл
имена исполнителей главных ролей – 1 балл
Задание 2 команде
Сколько раз экранизировали роман Л.Н. Толстого «Война и мир»? Назовите одного из режиссёров, исполнителей главных ролей этого же фильма. Сравните актёров, исполняющих главные роли в советской и зарубежной экранизации. Сопоставьте их с персонажами романа. Кому из актёров вы отдаёте предпочтение? Почему?
Ответ.
1-ая экранизация - 1956г.
Режиссёр Кинг Видор. В главных ролях: Одри Хепбёрн, Мел Феррер, Генри Фонда. Композитор Нино Рота. Страна США.
2-ая экранизация - 1965-1967гг.
Режиссёр Сергей Бондарчук. В главных ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук. В роли Кутузова – Борис Захава. Композитор Вячеслав Овчинников.
3-ья экранизация - 2007г.
Режиссёры Брендан Доннисон и Роберт Дорнхельм. В главных ролях: Клеменс Поэзи, Алессио Бони, Александр Бейер. Режиссер Роберт Дорнхельм пригласил лишь трех российских актеров: Владимира Ильина (Кутузов), Дмитрия Исаева (Николай Ростов), Игоря Костолевского (император Александр I). Страны Германия, Италия, Польша, Россия, Франция.
Количество экранизаций – 1 балл, имя режиссёра – 1 балл, имена исполнителей главных ролей – 1 балл, сравнение артистов с героями романа (оценивается аргументация) – 2 балла; маx – 5б
Задание 3 команде
Перед вами кадры из экранизации известного романа. Назовите роман, автора, героев. Сколько раз экранизировали роман? Назовите одного из режиссёров, исполнителей главных ролей этого же фильма, год выхода на экран.
Ответ.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». 4 экранизации:
Преступление и наказание (фильм) — Россия, 1913
Преступление и наказание (фильм) — СССР, 1969
Преступление и наказание (фильм) — США, 1998
Преступление и наказание (телесериал) - Россия, 2007
Самая известная экранизация 1969 года, СССР
Режиссёр фильма – Лев Кулиджанов
Исполнители главных ролей:
Георгий Тараторкин — Родион Раскольников (озвучивал В. Тихонов)
Татьяна Бедова — Соня Мармеладова
Иннокентий Смоктуновский — Порфирий Петрович.
Режиссёр последней экранизации (2007г.) – Дмитрий Светозаров.
Исполнители главных ролей:
Владимир Кошевой — Родион Раскольников
Полина Филоненко — Соня Мармеладова
Андрей Панин — Порфирий ПетровичВ ролях: Александр Балуев, Елена Яковлева, Юрий Кузнецов
Данные о романе – 1б, количество экранизаций – 1б, имя режиссёра – 1б, имена исполнителей главных ролей – 1б, год выхода на экран – 1б, маx – 5б
Задание 4 команде
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова экранизировали 5 раз. Каких актёров, играющих Печорина, вы знаете? Чем отличается последняя экранизация? Назовите режиссёра этой экранизации, артистов, исполняющих главные роли, год выхода на экран
Ответ.
Первый Печорин - Николай Прозоровский. Он сыграл у режиссера Владимира Барского в трилогии «Герой нашего времени» (киноповести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») в 1927 году.
Второй - Анатолий Вербицкий, воплотивший образ Печорина в фильме «Княжна Мери» (режиссер — Исидор Аненнский, 1955 год).
Третий Печорин — актер Владимир Ивашов, снявшийся в трилогии по мотивам «Героя нашего времени» у Станислава Ростоцкого (1965 год).Олег Даль сыграл Печорина в фильме Анатолия Эфроса («Страницы журнала Печорина», 1975-й).
Игорь Петренко - пятый Печорин. Режиссёр Александр Котт. 2006 год. В ролях: Эльвира Болгова, Сергей Никоненко, Евгения Лоза, Авангард Леонтьев, Альберт Филозов, Андрей Соколов, Ирина Алферова и др.
Фильм охватывает все части романа, в отличие от всех предыдущих, но действие в фильме разворачиваются не в соответствии с композицией романа Лермонтова, а хронологически
Имена исполнителей Печорина (не менее двух) – 1б, отличие последней экранизации – 1б, имя режиссёра – 1б, имена актёров – 1б, год выхода – 1б, маx – 5 баллов
Задание 5 команде
Какое произведение русской литературы XIX века легло в основу фильма «Жестокий романс»? Кто изображён в 3 кадре? Назовите режиссёра фильма, композитора, исполнителей главных ролей
Ответ.
В основу фильма «Жестокий романс» (1984г.) легла пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».
В кадре мы видим Хариту Игнатьевну Огудалову, мать Ларисы, главной героини пьесы, и Мокия Пармёныча Кнурова — одного из крупных дельцов последнего времени, пожилого человека с громадным состоянием
Фильм «Жестокий романс», по мнению критиков, самая лучшая экранизация пьесы А.Н. Островского. Режиссёр фильма Эльдар Рязанов, композитор Андрей Петров. Исполнители главных ролей:
Лариса Гузеева – Лариса Огудалова
Алиса Фрейндлих - Харита Игнатьевна Огудалова
Никита Михалков - Сергей Сергеевич Паратов, «блестящий» барин, из судовладельцев
Андрей Мягков - Юлий Капитонович Карандышев, небогатый почтовый чиновник
Алексей Петренко – Мокий Пармёныч Кнуров (см. выше)
Виктор Проскурин - Василий Данилович Вожеватов, перспективный купец, также наследник судоходной компании
Название произведения – 1б, имена героев 3-го кадра – 1б, имя режиссёра – 1б, имя композитора – 1б, имена актёров – 1 б; маx – 5 баллов
Задание «Прикоснёмся к поэзии». (слайды 25-30)
Для анализа предлагаются стихотворения В.А. Жуковского «Море», А.С. Пушкина «Из Пиндемонти», М.Ю. Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю», А.А. Фета «Это утро, радость эта…», Ф. И. Тютчева « HYPERLINK "http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/selected/tl1/TL1-337-.htm" \l "Silentium" Silentium!» (учитель с помощью кнопки-триггера переключает портреты поэтов XIX века на 25 слайде, старшеклассники выбирают стихотворение, учитель раздаёт листочки с распечатанными стихами и заданиями). (Приложения 1,2,3,4,5)
На подготовку даётся 3-5 минут. Команды поочерёдно отвечают, начиная с проникновенного прочтения стихотворения. На выступление команды даётся 3 минуты. Во время выступления команды учитель показывает слайд с портретом поэта и заданиями к стихотворению. Если команда не может дать правильного ответа, право ответа переходит к другим командам. Ответ на один вопрос оценивается 1 баллом
Задание 1 команде
Какое место занимает элегия в творчестве Жуковского?
Что символизируют главные образы элегии: море и небо?
На сколько частей можно разделить элегию?
Какие тропы помогают понять проблематику элегии?
Как море меняется на протяжении стихотворения? Почему лирический
герой обращается к нему на «ты»?
Старшеклассники должны сказать, что стихотворение «Море» является одним из ярких образцов романтической лирики поэта. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.
Своеобразный сюжет можно разделить на три части: «Безмолвное море», «Буря», «Обманчивый покой». В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину. Небо здесь символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного.
Вторая часть стихотворения рисует душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.
В третьей части «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности. Так раскрывается для лирического героя тайна моря.
Поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны». Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может быть с каким-то таинственным незнакомцем.
Задание 2 команде
Как менялась тема свободы на протяжении творческой биографии А.С. Пушкина? Какую трактовку тема свободы получила в этом стихотворении?
Чем поражает язык стихотворения? Какая лексика уживается под пером поэта?
Чем примечателен финал стихотворения?
В чём современность стихотворения, написанного в 1836 году?
Каким настроением оно проникнуто?
Старшеклассники должны сказать, что тема свободы всегда привлекала Пушкина, но на протяжении своей творческой биографии поэт понимал это слово по-разному. В оде «Вольность» Пушкин мечтает о политической свободе, возможной лишь с помощью революционного преобразования. Однако поэт взрослел и с годами начал понимать, что важнее свобода не от чего-то, а в чём-то. Важнее истинная свобода, которая ведёт человека к счастью, к внутренней гармонии.
Язык стихотворения поражает своим разнообразием: рядом с высокой лексикой («ропщу», «божественные красоты») соседствуют простые выражения и просторечные слова («морочит олухов»). Примечателен финал стихотворения: незаконченная строчка говорит о незавершённости стихотворения, что подталкивает нас к размышлению.
Пиндемонти - современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях! Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека. Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку: «печать морочит слухов». Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. "Иные, лучшие мне дороги права; (Иная, лучшая потребна мне свобода". Какая же? Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает "себе лишь одному Служить и угождать", своим прихотям. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения ("скитаться здесь и там"), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства.
Задание 3 команде
Как в стихотворении отражена главная тема всего творчества М. Ю. Лермонтова?
Обратите внимание на год создания. Какие факты биографии поэта легли в основу стихотворения?
Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
Найдите эпитеты и сравнения, определите их роль в создании образов стихотворения
Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
Главная тема творчества М. Ю. Лермонтова - одиночество. Лермонтов - поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов - это одинокая, гордая личность.
Обучающиеся должны сказать о ранней смерти матери, о тяжёлой семейной распре между бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой и отцом поэта Юрием Петровичем Лермонтовым. По юношеским стихотворениям Лермонтова легко увидеть, сколько душевных мучений принесла ему семейная драма. В год смерти отца Лермонтов написал о себе и своих родителях горькие строки в автографе стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю».
Образы стихотворения: сердце поэта, обожжённое болью, образ смерти, неба, прекрасного мира и одинокого поэта. В создании образов играют большую роль эпитеты («враждебной силою», «в прекрасном мире») и сравнения (любовь «как чумное пятно», «живу – как неба властелин») как основа антитезы любви и ненависти, гонения и жизни, жизни и смерти, прекрасного мира и одиночества как всепоглощающего чувства.
Задание 4 команде
А.А. Фета называют «певцом мгновения». Докажите это на примере стихотворения.
Изюминка стихотворения – безглагольность. Но как удалось поэту наполнить стихотворение жизненной энергией?
Как поэт отражает движение времени в стихотворении?
В чём особенность синтаксиса стихотворения? Как это связано с идеей?
Какие черты импрессионизма вы увидели в этом стихотворении?
Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. «Это утро, радость эта…» - настоящая весенняя картина, нарисованная поэтом. Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это - картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.
В чём изюминка этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Отглагольные существительные рисуют атмосферу весеннего шума. Один лишь образ – «мощь и дня и света»- и мы уже видим сияние солнца. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни. Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками - образы, рисующие начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение вмещает целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Читая эти строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы - золотистые, мошки - серебристые, легкие, пух - зеленовато-желтый, капли - жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека - свой. Основное свойство импрессионизма - явное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к красоте предметного мира.
Задание 5 команде
Какое место занимает стихотворение в творчестве Ф. И. Тютчева?
Как связано название (имя!) стихотворения с его идеей?
Как рефрен связан с композицией стихотворения?
Какие тропы помогают понять проблематику стихотворения?
Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
Стихотворение стало не только шедевром романтической лирики, но и произведением, с предельной точностью передавшим реальность состояния, романтическую красоту и силу глубокой души поэта, стоящей выше мира, – и романтическую же тоску этой души, непонятой миром. Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение, и этим же рефреном оканчивается каждая из трех строф. Каждый раз это новое уточнение призыва жить внутренней жизнью чувств: «Любуйся имя – и молчи», «Питайся ими – и молчи», «Внимай их пенью – и молчи!..».
Настойчивое повторение – этот художественный прием превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить. «Молчи, скрывайся и таи» – повеление первой же строки отдано трижды. «И чувства и мечты» – настойчивое уточнение. Первая строфа – энергичное убеждение, волевой напор, обращенный к себе ли, к другому ли, но родному и слабому, нуждающемуся в энергичной помощи словом со стороны более опытного. Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического рассуждения, системы доказательств. Об опасных последствиях возможного соприкосновения двух миров – внутреннего и внешнего – говорит, предостерегая, третья строфа. Предостерегает, успокаивая, уговаривая, что это не страшно.
Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенное повелительной интонациейможно убедиться, что оно не носит характера спора и у него нет адресата – инакомыслящего, с которым спорят. В стихотворении «Silentium!» нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся (другому, себе?), как жить в мире. Причем мир не враждебен человеку, он ему просто чужой, внешний, «наружный» по отношению к жизни его души. Тютчев необычайно скуп на тропы в «Silentium!». На три строфы – три образа: сравнение «Безмолвно, как звезды в ночи» в первой, параллель душевной жизни с незамутненными ключами – во второй и образ дневных лучей, разгоняющих поющий мир «таинственно-волшебных дум», – в третьей. И звезды, и ключи – образы, служащие выражению внутренней жизни, глубин души. Дневные лучи – символ внешнего мира, так же как наружный шум.
Человеку, уже соприкоснувшемуся с холодом внешнего мира и его «наружным шумом», при взгляде на романтическую, еще полную мечтаний душу, которой все это еще предстоит, – можно, и он будет стараться помочь романтику подольше сохранить свой прекрасный «таинственно-волшебный» внутренний мир. Об этом писал Тютчев свое знаменитое «Silentium!».
Рефлексия игры. Слово игрокам для оценки своего участия и самоанализа знаний. Слово жюри.
Учитель подводит итоги, обратившись к «Напутствию читателям» (слайд 31)
Информационные источники:
Фон 1-ойго слайда http://d1static0.knitting-info.ru/gallery/1233614546/gallery_25370_477_338943.jpg
Сундучок http://www.hathor.ru/images/sunduchok/Image1.jpg
Портрет И. А. Гончарова http://www.museum.ru/imgB.asp?6280
Портрет А. П.Чехова http://www.benua-rusart.ru/images/03628b9cf6ffbb4dcd4aecc0f691a0d5/thumb_176-2.jpg
Портрет Н. С. Лескова http://www.funeralassociation.ru/userfiles/image/gazeta_2010/19_07.JPG
Портрет А. Н. Островского http://www.gkarpov.ru/images/Ostrovsky.jpg
Портрет Ф. М. Достоевского http://www.allposters.com/images/BRGPOD/208298.jpg
Портрет Ф. И. Тютчева http://img11.nnm.ru/2/4/e/f/9/e860222f984f6642ec622934d3b.jpg
Портрет А. А. Фета http://rusportrait.ru/gal1/s5-19.jpg
Портрет Н. А. Некрасова http://samvel72.files.wordpress.com/2010/07/d0bdd0b5d0bad180d0b0d181d0bed0b2.jpg
Портрет М. Ю. Лермонтова http://feb-web.ru/feb/lermenc/Pictures/Lre240-1.jpg
Портрет Л. Н. Толстого http://4.bp.blogspot.com/_hxQdDj9Vf5Q/Sr27_zkFaYI/AAAAAAAAB2M/shFdvXjhFb8/s400/tolstoi.jpg
Портрет И. С. Тургенева http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/229/57229943_Portret_I.jpg
Стихотворение В.А. Жуковского «Море» http://www.zhukovskiy.net.ru/lib/sb/book/2585/page/0
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю…» http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/101.htm
Стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти» http://pushkin.ouc.ru/iz-pindemonti.htm
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium» http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/selected/tl1/tl1-046-.htm
Кадры из «Героя нашего времени»http://static.diary.ru/userdir/2/3/3/7/233707/20138966.jpg
http://st2.kinopoisk.ru/im/kadr/5/0/0/kinopoisk.ru-Geroy-nashego-vremeni-500677.jpg
http://www.igorpetrenko.ru/pechorin/pechorin_13.jpg
Фото Вербицкого http://img1.1tv.ru/imgsize460x345/PR20090820182856.GIF
Фото Н. Прозоровского http://ruskino.ru/artist/7192/sov_md_portret.jpg
Фото Ивашоваhttp://static.etvnet.com/shared/img-person/5330/1.jpg
http://s5.afisha.ru/Afisha7Files/UGPhotos/100728105321/100802155007/p_F.jpg?v=386186
книги http://www.char.ru/books/p1074015.jpg
http://shkolazhizni.ru/img/content/i44/44434_or.jpg
http://kolobook.ru/?cover=151431977355804
http://www.char.ru/books/p1832960.jpg
http://www.char.ru/books/p1668650.jpg
муза русской литературы http://s011.radikal.ru/i317/1010/6e/096425740632.jpg
цифры http://acidic-gif.narod.ru/gif/word/1c.gif
Кадры из фильма «Война и мир» http://kp.ru/upimg/photo/65060.jpg
Http://perly.ru/wp-content/uploads/2007/12/mir1.jpg; http://images.izvestia.ru/lenta/55313.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/8/52008280_Pervyi_Bal_Natashi.jpg
Кадры из «Преступления и наказания» http://www.kino-teatr.ru/news/247/540.jpg
http://www.1tvrus.com/img/2007-11-26/fmt_53_koshevoy__filonenko.png
http://www.aif.ru/application/public/votingfoto/foto/title/1226410338_5.jpg
http://infominsk.com/images/screen-3-Sceny_prestuplenij.jpg
Кадры из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» http://video.mail.ru/mail/karina-98-79/_myvideo/i19.jpg;
http://megatorrents.kz/forum/photos/09041215513876054_f21_8.jpg; http://s42.radikal.ru/i097/1004/c1/45f25a9daece.jpg; http://i044.radikal.ru/0911/14/60953824f2df.jpg
Кадры из «Жестокого романса» http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/zhestoki/Zhestok-01.jpg
http://stat17.privet.ru/lr/0a08b5f45b4dd846cbbf9f954198563c
http://www.citysites.com.ua/upload/img/afisha_kino/gallery/41285924080.jpg
Сундучок http://antipatik.ru/file/2957
Формат рисунка http://nouvel.ru/system/files/images/22_12.jpg
Формат рисунка http://vvektore.ru/wp-content/uploads/2010/08/89.pngРаскрытая книга http://almez.ru/wp-content/uploads/2009/08/kniga.jpg
Раскрытая книга http://rl.foto.radikal.ru/0709/ff/7124920142b9.png
Формат 31 слайда http://f.mypage.ru/ae360bb6402609ed3c63fc3d0db82a42_d7d863bd6dc67aef6b731470c904b391.jpg
Портрет Пушкина http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/AleksandrPushkin.jpg/487px-AleksandrPushkin.jpg
Формат 2 слайда http://img-fotki.yandex.ru/get/3606/pallada1961.6/0_c818_fa78764c_XLУзор на книге http://i032.radikal.ru/0803/62/cec6e15ef11d.gifЛитература
Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе: 10 класс: к учебнику «Русская литература XIX века. 10 кл. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.