Открытое внеклассное мероприятие Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом
Цели:
воспитательная: воспитание чуткости, сострадания, милосердия к окружающим людям, интернационализма, развития черт толерантной личности;
развивающая: развитие памяти, устной речи обучающихся;
обучающая: углубление знаний о качествах толерантной личности.
Оборудование:
цитаты древнегреческих философов;
плакат с фотографиями спонсоров школы-интерната №3 г. Курска;
цветок толерантности;
плакат «Милосердие - это готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия»;
серенада П.И.Чайковского Ор.48;
песня «Дорогою добра» слова Ю.Энтин, музыка М.Минков.
Ход мероприятия:
Под звуки вальса из альбома П.И.Чайковского «Serenade for string orchestera inc major.Op.48» выходят ведущие.
Ведущий 1 (под звуки вальса)
Хочется крикнуть людям:
«Будьте щедрей на ласку
Путь человека труден
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте,
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям знайте,
Ласка нужна, не угрозы»
Ведущий 2:
Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или не так? Без большого жизненного опыта в этом разобраться не просто, поэтому послушайте, что по этому поводу говорили выдающиеся мыслители древности.
Ведущий 3:
Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находили свое собственное счастье».
Ведущий 1:
Эту же мысль продолжает уже в 1 в. н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Ведущий 2:
Английский писатель И.Бентам в 18 в. писал: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим»
Ведущий 3:
Вспомним и слова известного классика русской литературы Л.Н.Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других»
Ведущий 1:
Но почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий добро другим, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эгоист несчастлив?
Кажется все наоборот: заботься только о себе, ни с кем и ни с чем не делись, «тяни на себя одеяло» и ты сыт, ты в тепле и мухи не кусают. Но на самом деле это не так. Если человек любит только себя, он, ведь никогда не будет иметь верных друзей и, как только случится беда, он останется один, будет отчаиваться и страдать.
«Себялюбие- самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево» - писал Тургенев.
Воспитатель:
Ребята, мы сегодня начали этот разговор еще и потому, что знаем: теперь вокруг понемногу, словно подснежники после зимы пробиваются ростки добра, человечности. И это радует.
Все чаще с экранов телевизоров звучат такие слова как «милосердие» и незнакомое до недавнего времени слово «толерантность».
На сегодняшнем мероприятии, которое называется «Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом», мы поговорим с вами о двух этих понятиях, чтобы определить есть ли доброта, чуткость, человечность в людях, которые обладают качествами милосердия и толерантности и живут ли эти люди на земле не только для себя, но и для других.Вы знаете, что в последние годы многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к жителям домов престарелых и к отдельным людям, особенно к тяжело больным детям.
Скажите ребята, как вы думаете, что такое милосердие?
(заслуживаются ответы)
А теперь посмотрите, как объясняется слово милосердие в словаре. Милосердие- это готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия.
А какие слова слышатся в слове милосердие?
(заслушиваются ответы)
Существуют фонды милосердия. Фонд- это денежные средства. А что же такое фонд милосердия?
(заслушиваются ответы)
Каждый желающий может перечислить в фонд милосердия деньги. Эти деньги помогают нуждающимся людям. В последнее время по центральному телевидению проходит акция «Добро». Со своего мобильного телефона люди могут перечислить 75 рублей, набрав слово «Добро» на номер 5541, для лечения тяжело больных детей.
Как вы думаете 75 рублей это много или мало?
(заслушиваются ответы)
Для одного человека это небольшая сумма, но ведь деньги перечисляют сотни тысяч людей и этих денег хватает на дорогостоящие операции, на дорогие лекарства для смертельно больных детей. Благодаря акции «Добро» были спасены от смерти 365 детей, а на лечение каждого из них ушло от 3 до 10 миллионов рублей.
Ребята, когда в стране случаются землетрясение, пожар или наводнение, то многие люди со всего мира откликаются на чужую боль. На счета пострадавших перечисляют деньги, собирают необходимые вещи для жизни.
На сегодняшнее мероприятие я пригласила Татьяну Васильевну. Вы ее очень хорошо знаете, она работает ночной няней в корпусе мальчиков. Но, что ей пришлось пережить в жизни, наверняка, не знает никто из вас.
Татьяна Васильевна, расскажите, пожалуйста, вашу историю.
(рассказ очевидицы землетрясения в 1988г. в Армении)
Ребята, некоторые родители, имея своих собственных детей, берут на воспитание из детского дома детей-сирот. И за примером такого милосердия нам ходить далеко не надо. В нашем классе учится Валера Башмаков из семейного детского дома. У его приемных родителей есть собственный сын, но они взяли на воспитание еще 6 детей-сирот.
Как вы думаете, у приемных родителей Валеры «милое сердце»?
(заслушиваются ответы)
Действительно, надо иметь огромное милое сердце, чтобы воспитывать чужих детей, как своих родных. Ведь столько труда, заботы, терпения, здоровья нужно вложить в ребенка, чтобы вывести его во взрослую жизнь! И не каждый на это способен!
Ребята к нашей школе-интернат тоже проявляют милосердие. Приведите примеры?
Обучающийся 1:
Сотрудники магазина «Метро» вот уже несколько лет дарят всем нашим ребятам подарки к Новому году.
Обучающийся 2:
Сотрудники Арбитражного суда на протяжении многих лет поздравляют наших именинников, проводят с нашими ребятами спортивные соревнования, организовывают экскурсии для нас.
Обучающийся 3:
Матушка Серафима со своими прихожанами поздравляют нас с Пасхой и Рождеством Христовым. Привозят вещи, сладости, куличи.
Воспитатель:
Вы можете сказать, что все, о чем мы сейчас говорили, происходит во взрослой жизни и вас это пока не касается? Но это не так! Давайте для начала посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Сценка.
Автор: Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик: У нас ведь что поделаешь, нет подходящих дел.
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел…
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра…
Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
Воспитатель:
Как вы думаете, у мальчика из сценки «милое сердце»?
(учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями)
А сейчас послушайте историю, которая произошла совсем недавно в Москве. В 11-ом классе одной из московских школ смертельной болезнью заболела девочка Рита.
Чтобы спасти ей жизнь нужна очень дорогая операция, которую делают только за границей. К сожалению, мама и бабушка Риты не смогли найти денег на лечение девочки. И ее выписали из больницы домой умирать.
И тогда на помощь пришли дети, одноклассники Риты, которые всего лишь на 2-3 года старше вас.
Они разучили танец, в котором говорится о доброй и веселой девочке. Но сейчас девочка умирает и они надеются, что люди не останутся равнодушными и помогут Рите.
Этот танец школьники 11 класса исполняли в торговом центре г.Москвы. один раз им пришлось танцевать 4 часа подряд. У людей, которые видели этот танец, мурашки бегали по коже и они сдавали деньги, для лечения Риты.
Таким образом, за короткое время одноклассники Риты собрали 5 миллионов рублей. Сейчас Рита находится в больнице в Швейцарии, где ей должны сделать операцию.
Вот вам два примера: мальчик из сценки, который не хочет помочь даже своим близким и школьники 11 класса, которые сделали все возможное, чтобы спасти свою одноклассницу.
Ребята, скажите, а вы совершаете добрые дела, проявляете ли вы милосердие к окружающим людям?
(заслушиваются ответы детей)
Так уж случилось, что большую часть времени вы проводите в школе, чем у себя дома, поэтому очень важно для вас научиться по доброму относиться к одноклассникам, научиться дружить и ценить дружбу, а может быть пронести школьную дружбу через всю жизнь.Обучающийся 1:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный.
Изливать покуда не спеши.
Обучающийся 2:
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай.
Обучающийся 3:
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Обучающийся 4:
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На Земле друзей не так уж много:
Опасайтесь, потерять друзей.
Воспитатель:
Только, что мы говорили о милосердии, а теперь давайте поговорим, как я уже сказала в начале, до недавнего времени о незнакомом слове, о толерантности.
Ребята, давайте посмотрим еще одну сценку, которая называется на «Автобусной остановке».
(Сценка. На воображаемой остановке стоят дети, а два мальчика сидят на корточках и разговаривают.)
Воспитатель:
Ребята, что вы думаете об этих мальчиках, которые сидят на корточках на автобусной остановке? Как вы думаете, почему они выбрали такую позу?
(заслушиваются ответы детей.)
А теперь послушайте, почему же два мальчика в действительности сидят на корточках на автобусной остановке?
Ведущий 1:
Иногда нам приходится наблюдать что-то необычное в поступках других людей. Например, кого-то из вас люди, сидящие на корточках на остановке, могут просто раздражать. Между тем, у некоторых народов - у башкир, татар, казахов – по правилам этикета - беседовать стоя не принято. Мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки. Так что, если, на ваш взгляд, люди, ведут себя как-то странно, не стоит спешить и осуждать их, лучше постараться узнать и понять, почему они так себя ведут, понять культуру народов других стран.
Ведущий 2:
Для человеческого общества естественно разнообразие: вместе живут взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, русские и украинцы, китайцы и казахи, находчивые и не очень, здоровые и инвалиды.
Ведущий 3:
Такое разнообразие приводит к необходимости установления взаимоотношения: умения общаться, доброжелательности, проявления человеколюбия к людям других национальностей.
Ведущий 1:
Разделение людей на «правильных» и «не таких» проводится якобы ради каких-то высших целей, осуществлению которых мешают больные, некрасивые, глупые люди. И многие приняли такое разделение. Но оказалось, что мир не стал лучше, богаче, добрее. Наоборот, появилось больше агрессии, равнодушия, неприязни.
Ведущий 2:
Теперь люди всего мира ищут пути и способы создания единого общества, где каждый найдет себе место, будет чувствовать себя спокойно, сможет развивать свои возможности и способности.
Ведущий 3:
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на предмете:
Став над пропастью, в бездну глядим.
Ведущий 1:
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!
Воспитатель:
Сейчас на нашей планете Земля живет около 3 тысяч народов. У каждого из них свои традиции, обычаи и этикет. Примером тому может быть даже обычное приветствие. Посмотрите, как, по разному, люди приветствуют друг друга.
(обучающиеся показывают, как приветствуют друг друга люди разных стран)
Когда встречаются знакомые или родственники в России, то традиционным приветствием для россиян являются объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щеки. Во Франции - это рукопожатие и поцелуй в обе щеки. В Китае - легкий поклон со скрещенными на груди руками. В Индии - это легкий поклон, ладони сложены перед лбом. В Германии - это простое рукопожатие и взгляд в глаза друг друга. А вот эскимосы при встрече трутся друг о друга носами.
Даже из приветствия можно понять, что народы мира все разные, но не только люди в мире отличаются друг от друга. Каждый человек - уникальная личность. У каждого свои особенности, способности, свои интересы. Пусть каждый из вас скажет, в чем он уникален, а значит, отличается от других.
(заслушиваются ответы детей)
Какие вы все разные, но, несмотря на это, необходимо с терпением относиться друг к другу, считаться с мнением других людей, уважать культуру других национальностей, культуру других народов. Это все и есть толерантные отношения.
Я предлагаю вам послушать, что означает слово «толерантность» в языках разных стран.
Обучающийся 1:
В испанском языке - это способность признавать отличные от своих собственных идеи и мысли.
Обучающийся 2:
Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или поступать иначе, чем ты.
Обучающийся 3:
В английском языке слово «толерантность» означает готовность быть терпимым, снисходительным.
Обучающийся 4:
В китайском - быть по отношению к другим великодушным.
Обучающийся 5:
В арабском языке слово «толерантность» означает прощение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.Обучающийся 6:
А в России - это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, считаться с мнением других.
Воспитатель:
Ребята, теперь вы знаете, что означает слово «толерантность» в разных странах. Давайте составим цветок «толерантности». У меня на столе много лепестков, выберете на ваш взгляд самые важные и прикрепите их на доску.
ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ЧЕЛОВЕ-
КОЛЮБИЕ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ТЕРПЕНИЕ
ДОБРОТА
МИЛО-
СЕРДИЕ
СОСТРА-
ДАНИЕ
Посмотрите, какой яркий и красивый цветок у нас получился, но главное, что на его лепестках записаны качества толерантного человека. В каждом из нас течет кровь наших предков. А они, были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных контингентах, но если они будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие и т.п., то на Земле исчезнут войны и ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга.
Обучающийся 1:
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся»
Обучающийся 2:
Толерантность- это люди света
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают где-то что-то, радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят-
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Обучающийся 3:
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить друг друга уважая!
Толерантность- слово для живых!
Воспитатель:
На сегодняшнем мероприятии мы говорили с вами о милосердии и толерантности. Скажите, милосердные и толерантные люди обладают качествами человечности?
(заслушиваются ответы детей)
А живут ли милосердные и толерантные люди на Земле не только для себя, но и для других?
(заслушиваются ответы детей)
Сегодня многие из вас тоже совершают добрые дела, проявляют милосердие, иногда, не задумываясь об этом. И главное, чтобы - эти качества - творить добро и проявлять человечность к другим людям не угасали, а лишь росли в вас. Ведь совсем скоро вы будете взрослыми людьми и от ваших поступков многое будет зависеть в семье, в коллективе, где вы будете работать, в стране, в которой будете жить.
Ведь только на добрых делах, на человечности мир держится!
Так будьте же милосердными и толерантными, а значит человечными!
Идите всегда дорогою добра, и от этого сами будьте счастливы!
Ведущий 1:
Лучами Земля опоясана,
Цветами Земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
(дети поют песню «Дорогою добра» слова Ю.Энтин, музыка М.Минков)