Открытый урок по русскому языку во втором классе. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Скалинская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Скалинская СОШ»)
ул. Калинина, д. 6, с. Скала, Колыванский район, Новосибирская обл., 633180
Тел./факс 25-517
E-mail:skalashkola@yandex.ru Открытый урок по русскому языку во втором классе.
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
Соколова Людмила Анатольевна.
Учитель начальных классов.
Педагогический стаж – 15лет.
Скала 2016г.
Пояснительная записка
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Место в учебном курсе:
Это урок обобщения и повторения изученного материала. На уроке особое место отводится значению и употреблению в речи имён существительных. Повторение способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но и дополнительной литературы. Учащиеся распознают имя существительное среди других частей речи. Различают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирают примеры. Определяют число имён существительных.
Форма работы урока:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- парная
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Методическая база:
Учебно-методический комплекс «Школа России»
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2класс В 2 ч., М.
Просвещение 2014г.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.- рабочая тетрадь 2класс. В 2 ч., М. Просвещение 2014г.
3. Электронное приложение к учебнику Канакина В. П., Горецкий В.Г.
Русский язык. В 2 ч., М. Просвещение 2014г.
Педагогические методы и приемы:
- наглядный
- словесный
- проблемный
- практический
Формируемые ключевые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, обще учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
- Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями
КОНСПЕКТ УРОКА
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».
Цель урока: Закрепить знания об имени существительном.
Задачи: 1.Закреплять умение находить одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные, правильно задавать вопрос к именам
существительным.
2.Совершенствовать навыки правильного написания
собственных имён существительных.
3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление,
внимание и познавательный интерес к предмету через дидактическую игру.
4.Воспитание чувства коллективизма, самостоятельности и
личной ответственности.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация
Дидактический материал: толковые словари, карточки с заданиями для работы парами, слова для составления предложений для работы в группе, перфокарты, сигнальные карточки, оценочные листы, рисунок скворечника, птички с карточками-ответами.
Ход урока
I. Организационный момент:
Слайд 1.
1.Слово приветствие.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь гостям.
Пожелайте хорошего настроения.
- Любая работа зависит от настроения. На ваших столах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Моё настроение похоже на солнышко, слегка прикрытое тучкой, потому, что я волнуюсь. Моё волнение можете развеять только вы, если будете внимательны, активны, работать дружно, всегда с уважением относиться друг к другу.
Учитель: Ребята, к нам на урок вместе с гостями пришла, угадайте кто?
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт.
Дети: Весна.
Слайд 2.
Учитель: Конечно, ребята, это весна. Посмотрите, какая она нарядная, красивая. Какие признаки природы говорят о наступлении весны?
Дети: Капель, ручейки, птицы прилетают, солнце светит ярче, дни стали длиннее, тает снег и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы правильно назвали весенние признаки.
II.Самоопределение к деятельности:
Слайд 3.
Посмотрите на доску, Весна к нам пришла с заданием. Она предлагает вам поработать с этими строками.
( Повторение – мать учения. Несколько раз повторишь – выучишь.)Скажите, к какому виду устного народного творчества они относятся?
Дети: Пословицы.
Учитель: Ребята, а что такое пословица?
Дети: ответы детей.
Задание 1: Групповая работа.
Учитель: Я прошу вас поработать в группах. Вам нужно найти лексическое значение слова « пословица» в толковых словарях. Откройте ту страницу, где закладка. ( …………..). Ребята, выполняя задание, не забывайте о правилах работы в группе.
Проверка работы в группе.
1 группа: читает лексическое значение слова «пословица» со словаря С.И.Ожегова. ( Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом.)
2 группа: читает лексическое значение слова со словаря Д.Н.Ушакова. ( Пословица – краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом.)
3 группа: читает лексическое значение слова « пословица» со словаря Русского языка Академии наук (Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.)
4 группа: читает лексическое значение слова со словаря В.Даль (Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом.)…..
Учитель: Какой вывод мы можем сделать, ребята?
Дети: В каждом словаре автор даёт своё определение слову « пословица », но лексическое значение одно.
Учитель: Ребята, а что значит назидание?
Дети: Это значит – наставление, учение.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежит лист для самооценки. Оцените свою работу в группе.(зелёный – у меня всё получилось, жёлтый – я допустил ошибку, красный – я не справился с заданием.) Дети, теперь выберите одну из пословиц и объясните, как вы её понимаете?
Дети: ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята! Изученный материал нужно постоянно повторять, чтобы закрепить в памяти.
Вы знаете, ребята, весна к нам пришла не одна, а со своими друзьями.
Слайд 4.
Учитель: Ребята, назовите друзей весны?
Дети: Солнце, птицы, ручейки,………
Учитель: Солнышко предлагает вам отгадать загадку и узнать тему нашего урока.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Дети: имя существительное.
Учитель: Кто готов сообщить тему сегодняшнего урока?
Дети: Повторение об имени существительном.
Учитель: Правильно, ребята, тема нашего урока « Обобщение знаний об имени существительном ». А кто может рассказать стихотворение об имени существительном, с которым познакомились на первом уроке при изучении темы имя существительное?
Дети:1 из учащихся рассказывает стихотворение
Имя существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
Учитель: Молодец!
III.Работа по теме урока:
-Скажите, ребята, а почему будет плохо всем, если имя существительное пропадёт?
Дети: ответы детей.
Учитель: Что же такое имя существительное? Дайте определение.
Дети: Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Задание 2.
Учитель: Молодцы. Ребята, Весна хочет, чтобы вы угадали её друзей. Из сочетаний букв и слогов составьте слова.
Слайд 5.
Дети работают по очереди у доски, составляют название птиц.(воробей, сорока, ворона, синица, снегирь, скворец).
Учитель: Молодцы, ребята. Вот вы и узнали, какие птицы в друзьях у Весны.
Ребята, исследуйте этот ряд слов.
Дети: Это одушевлённые имена существительные, т.к. отвечают на вопрос кто?
Учитель: Какое слово лишнее?
Дети: Скворец - перелётная птица, орфограмма - проверяемая безударная гласная, а все другие слова - словарные. Воробей – третий слог ударный, в остальных словах второй слог ударный.
Учитель: Ребята, друзья весны жалуются, что им не хватает тепла и света. Хотите помочь птицам?
Дети: да.
Задание 3.
Учитель: У вас на столах у каждого лежит жёлтый листочек с написанным словом. Вам нужно прикрепить его на доску, но обратите внимание на вопрос, написанный в кругу.
(ребята по одному выходят к доске и прикрепляют листочки-лучики).
(Кто? - грачи, стрекоза, птичка, ёжик, бабочка, гусеница, медведь, муравей. Что? – лес, туча, облако, солнце, веточка, ветер, ягода, цветы, радуга).
Учитель: Молодцы, ребята! Что у нас получилось?
Дети: Солнышки.
Учитель: Ребята, птицы благодарят вас за оказанную им помощь. А по какому принципу вы распределили слова?
Дети: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос КТО? Одушевлённые. Слова, которые называют остальные предметы, отвечают на вопрос ЧТО? Неодушевлённые.
Учитель: молодцы! Оцените свою работу на оценочном листе.
-Ой, ребята, что это за звук?
Дети: Ветер воет.
Учитель: Как можно по-другому сказать, когда дует такой ветер?
Дети: Вьюга, метель, ураган.
Учитель: Как мы называем такие слова?
Дети: Слова, близкие по значению называются синонимы.
Слайд 6.
Учитель: Правильно, ребята. Зима не хочет уступать место весне.
Метель перепутала все зимние и весенние признаки природы.
Задание 4. Работа в паре.
Учитель: У вас на партах лежит карточка зелёного цвета для работы. Работая в парах, вам нужно правильно распределить к снежинке - зимние признаки, а весенние признаки природы - к капельке.
Работая в паре, не забывайте о сигнале готовности.
Первая пара по окончанию работы зачитывает слова. Все остальные проверяют на местах.
Учитель: Результаты своей работы покажите сигнальной карточкой. Правильный ответ – зелёный цвет, неправильный ответ – красный цвет. Ребята, оцените свою работу в паре. Ребята, к какой части речи относятся эти слова?
Дети: К имени существительному.
Учитель: Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
Дети: Метель, дождь, сосулька. Мягкий знак не обозначает звук.
Учитель: В каком слове спряталась хитрая буква? Почему она хитрая?
Дети: Вьюга. После разделительного ь буква ю обозначает 2 звука.
Учитель: Назовите слова, в которых один слог.
Дети: Снег, дождь.
Учитель: Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Какие изученные орфограммы встретились в словах?
Дети: ь – показатель мягкости, ь – разделительный, парные согласные, безударные проверяемые и непроверяемые ударением.
Учитель: В каком числе записаны имена существительные?
Дети: Эти слова записаны в единственном числе.
Учитель: Ребята, попробуйте устно изменить число этих слов.
Дети: отвечают устно.
Учитель: Молодцы!
Слайд 7.
Учитель: читает стихотворение Р. Фархади:
«Где воробей?»
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своём гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьём?
-Почему он простудился?
-Чему учит нас данное произведение?
Дети: Не гулять на улице в плохую погоду.
Учитель: Правильно, ребята. Пусть воробышек выздоравливает, а мы сейчас обратим внимание на своё здоровье и выполним физкультминутку.
IV. Физкультминутка.
Сейчас я посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, а если другая часть речи, то топаете ногами.
(Собака, смотрит, девочка, небо, смелый, рисует, дерево, ромашка, дом, лужа, расцвёл, красивый, подснежник, прыгает, бегает, солнце.)
Зарядка для глаз: Ребята, а вы знаете, что такое мольберт?
Дети: Подставка, на которую художник крепит чистый лист бумаги.
Учитель: Сейчас мягко закройте глазки. Представьте, что ваш нос, это длинная кисточка, а перед вами стоит мольберт. Нарисуйте на нём веточку с зелёными листочками.
V. Продолжение работы по теме урока.
Задание 5 Работа с перфокартами
Учитель: Весна пришла во все уголки нашей страны. Я вас сейчас попрошу помочь мне дописать словечко в предложения.
Дети: работают в перфокартах.
Учитель: Весна пришла в ваше село под названием (Скала). Она заглянула на улицу, где вы живёте (…..). Весна уже в ближайшем городе (Новосибирск). Она скоро растопит лёд на реке, которая протекает в нашем селе (Скалушка, Чаус). Очень обрадовались весне собака ( ….), медвежонок ( ….), ёжик ( ….), девочка (….), мальчик (….).
Ребята, что вы можете сказать о словах, которые вы записывали в перфокарты?
Дети: Мы записывали собственные имена существительные.
Учитель: Что вы можете сказать о написании собственных имён существительных?
Дети: Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
Учитель: Какие группы имён существительных мы относим к именам собственным?
Дети: Географические названия, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия книг, журналов, газет.
Учитель: Молодцы. Ребята, а как называются остальные имена существительные, которые напечатаны в перфокарте?
Дети: Эти слова называются нарицательными именами существительными.
Учитель: Что вы можете сказать о написании нарицательных именах существительных?
Дети: Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Учитель: Правильно. Приведите пример нарицательного и собственного имени существительного.
Взаимопроверка. ( Просигнальте о результатах работы.)
Учитель: Оцените свою работу, закрасьте солнышко в определённый цвет.
Слайд 8.
Учитель: Ребята, Весна нас приглашает на необычную проталинку. Прочитайте, как она называется.
Дети: Она называется – проталинка ошибок.
Учитель: Почему она так названа, кто догадался?
Дети: В тексте допущены ошибки.
Задание 6.
Учитель: Ваша задача: выйти к доске, маркером исправить ошибки и назвать орфограмму.
Приход весны
Висна идёт. Зазеленели длинные серёжки берёс. Гудят шмили и пчёлы. Вьются и танцуют пёстрые мотыльки. На берёзах поют солови. Чюдо за чюдом дарит нам весна. Малчик петя с интересом наблюдает за весенними изменениями вприроде.
( Всего 10 ошибок)
У доски по очереди дети исправляют ошибки и называют орфограмму.
Учитель: В этом тексте нужно найти грамматическую основу в двух первых предложениях.
Работа у доски. Дети подчёркивают главные члены предложений.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с этими заданиями. Но вы знаете, на этой полянке слова в предложениях всё время путаются и никак не хотят стоять на своих местах. Птички вам сейчас принесут конверты, в которых есть слова. Вам нужно составить из них предложения и приклеить на белый лист.
Задание 7. Работа в группе.
На, зеленеют, деревьях, листочки.
На, цветы. полянах, появились
Улице, бабочки. уже, На, порхают
осветило, Яркое, землю. солнышко
Составление предложений из слов.
Работы крепятся на доску.
Проверка групповой работы.
Учитель: Ребята, можно ли эти все вместе предложения назвать текстом? Докажите.
Дети: Все предложения стоят по порядку и объединены одной темой.
Учитель: Молодцы, ребята. Оцените свою работу в группе.
Учитель: Ребята, когда мы ждём перелётных птиц весной, что мы для них готовим?
Дети: Делаем скворечники.
Учитель: (вывешивает рисунок скворечника на доску) Ребята, скворечник у нас уже готов, но только этот скворечник необычный, а на нём что – то написано.
Дети: На нём написано: « Имя существительное».
Учитель: В этот скворечник мы заселим птичек, которые принесли на своих лапках ответы на вопросы об имени существительном. Слушайте внимательно вопрос, ищите птичку с ответом и заселяйте в скворечник.
- Что обозначает имя существительное? (предмет)
- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)
- Как называются предметы, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые)
- Как называются предметы, отвечающие на вопрос что? (неодушевлённые)
- Если существительные называют имена, как они называются? (имена собственные).
- Все остальные существительные называются….(нарицательные)
- Какое число указывает на один предмет? (единственное)
- Какое число указывает на несколько предметов? (множественное)
Учитель: Молодцы, ребята. Вы на все вопросы правильно ответили и заселили птичек, которые прилетели к нам в гости.
VI. Рефлексия.
Учитель: Посмотрите на лист самооценки. Покажите его мне и нашим гостям.
-Закончи предложения.
Слайд 9.
Дети: Я выполнил…
Я похвалил бы себя за …
Я хотел чтобы …
VII. Итог урока.
Слайд 10.
Учитель: Ребята, что вам сегодня помогли повторить Весна со своими друзьями?
Дети: Мы повторили всё об имени существительном как части речи и признаках, которые относятся к имени существительному.
Учитель: Ребята, на нашей проталинке растут два кустика – кустик радости и кустик грусти. Если вам было интересно и всё понравилось, то приклейте цветочек на кустик радости, а если вы огорчались, то цветочек приклейте на кустик грусти.
Учитель:
Весна с друзьями не прощаются с нами, а говорят нам до свидания.
А я говорю вам большое спасибо за урок. Вы очень хорошо работали. Молодцы.
VIII. Домашнее задание.
Вам нужно на картинках – раскрасках узнать знакомые орфограммы, вставить буквы и раскрасить рисунок.