Памятка для учителя по написанию индивидуальной программы для детей с ОВЗ.
Пояснительная записка
Индивидуальная программа по . ученика .. класса (ФИ ученика) в классе интегрированного обучения составлена на основе
общеобразовательной программы основного общего образования .(название программы)
Учебник ..
Авторы ..
Издательство
количество часов.в неделю, за год.
! это только для начальной школы (Специальной: Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VІІ вида. Начальные классы1-4. Москва. «Парадигма», 2012 год. Р.Д.Тригер. Русский язык, 170 часов.)
Целью индивидуальной образовательной программы является освоение общеобразовательной программы по . через коррекционно-развивающую программу.
В процессе реализации индивидуальной образовательной программы решаются следующие задачи:
1)коррекционное обучение- развитие общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения;
2)коррекционное воспитание- воспитание самоконтроля и правильной самооценки, формирование навыков общения и правильного поведения;
3)коррекционное развитие- развитие познавательной активности ребёнка ( реализация принципа доступности учебного материала)
(Здесь вы пишете несколько предложений о своем ученике, особенностях освоения им вашего предмета, сложностях и трудностях на вашем предмете)
Предлагаемая индивидуальная программа по .. для .(ФИ ученика) составлена на основе общеобразовательной программы. Индивидуальные особенности в большей степени влияют на выбор форм, методов и средств обучения. Следовательно, при формировании каждого раздела индивидуальной образовательной программы происходит перераспределение учебного материала общеобразовательной программы с содержанием разделов коррекционной программы.
По отдельным темам действующей общеобразовательной программы внесены изменения: ..
Делается упор на .
Контрольные (лабораторные) работы выполняются .
При оформлении работы допускается ..
№ п/п
№ урока
Тема
Коррекционные задачи
Возможные и необходимые для вашего предмета
1.
1.
2.
Коррекционные задачи:
Развитие зрительного узнавания и восприятия:
нахождение сходства и различий по заданному плану;
нахождение заданного изображения;
Работа с иллюстрациями к произведениям.
Совершенствование моторного развития и моторных навыков:
упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
работа по словесной инструкции.
Развитие фонематического слуха, навыков слухового и звукового анализа и синтеза:
устное словесное рисование;
формирование умения пересказывать текст.
Совершенствование речевого развития
накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения;
расширение словаря синонимов и антонимов;
обогащение словаря признаков;
составление текстов по плану, заданному образцу;
обучение построению высказывания;
совершенствование грамматического строя речи;
овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи;
Развитие словесно-логического мышления:
формирование умения понимать и задавать вопрос;
развитие способности обобщать;
развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
умение логически выстраивать высказывание, составлять тексты по картинкам;
развитие логического запоминания.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки:
развитие умения работать по словесной и письменной конструкции;
формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
совершенствования умения планировать свою деятельность;
выработка умения контролировать себя при помощи усвоенных критериев оценки и контроля;
овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного.
Усовершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти:
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слуховой памяти и внимания;
обучение приёму запоминания;
творческие работы (ответы на вопросы, сочинения - миниатюры).
Основные направления коррекционной работы
Формирование аналитико-синтетической деятельности
(перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств)
Отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий.
Формирование способности выделять сущностные признаки предметов и явлений.
Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух и более предметов и явлений, нахождение сходства и различий. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить признаки каждого понятия, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий.
Умение классифицировать предметы по основным признакам:
а) выделение основания классификации;
б) деление объектов на классы по заданному основанию;
в) отнесение объекта к классу;
г) словесная характеристика каждого класса.
6. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Развитие словесно-логического мышления
(комбинаторные изменения звуков – фонетические изменения, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи)
Формирование умения понимать и задавать вопрос.
Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
Развитие основных логических операций.
Обучение построению учебного высказывания, умению логически выстраивать высказывание, составлять рассказы.
Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи.
Развитие логического запоминания.
Развитие комбинаторных способностей.
Формирование произвольности деятельности, навыков самоконтроля, умения работать по инструкции, плану, алгоритму.
Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
Формирование умения действовать по правилу.
Овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания, вычисления, решения задачи и при проверке написанного (составление ориентировочных карточек, алгоритмов).
Обучение последовательному выполнению действий и планированию. Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
Развитие умения работать о словесной и письменной инструкции: по памяти, по опорным карточкам
Развитие навыков самопроверки.
Совершенствование зрительного восприятия.
Формирование целостности зрительного восприятия:
а) узнавание геометрических фигур и тел, букв, цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
б) работа с силуэтными и контурными изображениями предметов;
в) узнавание зашумлённых изображений предметов, букв;
г) выделение изолированных предметов в наложенных изображениях;
д) работа с контурными картами.
2. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Для этого могут быть использованы задания на нахождение сходства и различия в изображениях, схемах, картах.
3. Развитие умения составлять целостный образ из элементов:
а) восстановление по неполным изображениям целого;
б) конструирование фигур, букв и цифр из отдельных элементов;
в) воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.
4. Развитие избирательности зрительного внимания.
Формирование зрительно-моторных координаций.
Коррекционная работа ведётся в трёх направлениях:
Формирование изобразительно-графических способностей.
Развитие графо-моторных навыков.
Овладение графической символизацией.
При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы следующие упражнения:
а) работа по зрительно-двигательным траекториям;
б) графические диктанты;
в) упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
г) рисование по точкам, пунктиру;
д) работа с графиками, схемами.
Развитие пространственной ориентации.
Развитие умения определять направление и расположение в пространстве и на листе бумаги.
Развитие умения прослеживать и восстанавливать последовательность изображения.
Развитие умения определять последовательность в пространстве.
Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные задания, требующие запоминания или сравнения рядов изображений или фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определённой последовательности. В зависимости от возможностей ребёнка необходимо дифференцированно подобрать исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.
Развитие фонематического восприятия
Стимуляция осознания звуковой стороны речи.
Стимуляция слухового восприятия, внимания, памяти:
а) упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т.п.
б) воспроизведение ритмического рисунка на слух.
Совершенствование фонематического слуха и воспитание правильных фонематических представлений:
а) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слов в различных позициях;
б) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам, слов, терминов, сходных по звучанию.
Формирование навыков звуко - буквенного фонетического анализа слова.
Формирование слухо - моторных координаций.
Развитие устойчивости и переключаемости внимания
Развитие устойчивости внимания.
а) задания на прослеживание взглядом лини от её начала до конца, когда она переплетается с другими линиями.
Формирование умения переключать внимание.
Развивается с помощью «синхронного счёта». При этом требуется подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на другие изображённые на этой же картине предметы.
Развитие способности произвольно переключать внимание:
а) чтение алфавита, которое перемежается счётом: а,1, б, 2, в, 3 и т.д.
б) отыскивание чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте (где числа расположены в 25 клетках в случайном порядке) с чёрными или красными + чёрными цифрами. Во втором варианте требуется отыскать цифры одного определённого цвета.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание:
А) лабиринты;
Б) зрительные диктанты;
В) различные варианты «коррекционных проб»;
Г) шифрованные диктанты.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15