Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
Автор: Лакеенко Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Лесная СОШ»
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Технологическая карта темы «Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
Тема
Обобщение знаний об имени существительном как части речи
Цель
Формирование ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по овладению умениями распознавать существенные признаки имён существительных и самостоятельно подбирать имена существительные по определённым группам.
Планируемый результат
Предметные: научатся классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; определять грамматический признак имён существительных – число; изменять существительные по числам. Получат возможность научиться подбирать имена существительные
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания представленные в одной цепочке.
Межпредметные связи
Русский язык.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 2.
- листы самооценки
- тетрадь
- электронные физкультминутки
- карта путешествия, смайлики, карточки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Этап урока, цель
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Результат
I.Организационный момент
Цель: развитие умений самооценки готовности к уроку
Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку, мотивирует на деятельность.
Оценивают свою готовность.
Отражает личностную готовность к взаимодействию, предполагающее общение.
Включение в работу на личностно-значимом уровне
по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности
II. Самоопределение к деятельности
Цель: формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.
- Нам на уроке предстоит большая работа.
А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?
Слайд 1-31 Кроссворд
-Назовите животных, изображенных на картинках.
- Какое ключевое слово у вас получилось?
Слайд 32
-Сформулируйте тему урока
- Что нам предстоит сделать на уроке?
- Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые получили по этой теме. Урок не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие на кораблях по стране «Имя существительное». У каждого из вас будут бортовые журналы, где вы будете оценивать свою работу.
Желают друг другу удачи.
Ответы детей, как они должны работать на уроке
Называют животных
- Существительное
Высказывают предположения, формулируют тему урока.
Дети высказывают свои предположения по
поводу возможных задач урока.
Самостоятельное определение темы и цели урока.
Формулировать учебную задачу.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения
III Обобщение и систематизация знаний
Цель: закрепление
полученных знаний
Чистописание
- В путешествие возьмем только тех, кто красиво распишется в корабельном журнале.
Слайд 34
- Отгадайте, какую букву мы будем сегодня писать.
Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
Леночка, полей-ка,
Лилии из лейки
-Верно, будем писать букву Л
- Спишите со слайда буквосочетания и слова. ЛЛ лал ЛЛ лал
Ст...на, чиж..., туч..., гра
- Какие буквы вставили, объясните орфограммы.
- По какому признаку объединили эти слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
Слайд 35
-Таким образом, мы оказались в порту «КТО? ЧТО?»
Слайд 36 ИГРА « КТО? или ЧТО?»
Слон, карандаш, кошка, пенал, попугай, стул,
ёжик, яблоко
Слайд 36 (эталон для проверки)
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)
Оцените и поставьте баллы в журнал
-Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО?
-Как называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Слайд 37 На нашем пути появился порт «Одушевлённых и неодушевлённых предметов».
Игра «Волшебные превращения»
- А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?.. Как вы думаете что?
Слайд 38
- Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?
- Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.
Слайд 38 (эталон для проверки)
- Оцените работу и поставьте в бортовом журнале оценку.
- Букву Л
Работают в тетрадях
Дети объясняют правописание орфограмм
-Отвечают на вопрос ЧТО? КТО?
- чижи
Дети записывают в два столбика слова.
КТО? ЧТО?
слон карандаш
кошка пенал
попугай стул
ёжик яблоко
Оценивают работу
Слова, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.
Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными.
Слова
Дети работают в парах
Оценивают работу
Применение полученных знаний в практической деятельности.
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
IV. Физминутка
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью
Слайд 39
- Мы прибыли в следующий порт «Веселого настроения».
- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щекузасыпают.)
Дети выполняют физминутку
Ценностное отношение к здоровому образу жизни
V. Обобщение и систематизация знаний
Цель: закрепление
полученных знаний
- А теперь мы оказались в порту «Один или много».
- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.
- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.
Слайд 41
ТЭМДЯТЕЛТРЬБГБЕЛКИОЬКДОТОНП
ВСТСНЕЖКИБРЛЮЛШГЕЛЕСАЫУК
БПОЕПКРЫЛЬЯАЛОТЕНГМЗИМАМИГВ
- Разделите эти слова на 2 группы. На какие?
Распределительный диктант
На слайде слова, распределите их в два столбика. В первый столбик слова ед. числа, во второй – мн. числа.
Слайд 41
Стол, дом, книги, двери, кони, лиса, берёза, цветы.
Взаимопроверка
Слайд 41 (Проверка)
Дятел, белки, снежки, лес, крылья, зима
Мн. и ед. число
Выполняют задания индивидуально.
наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания представленные в одной цепочке.
определять грамматический признак имён существительных – число; изменять существительные по числам.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Цель: развитие рефлексивных умений
Слайд 42 Порт «Победы»
- Ну вот мы и добрались до последнего порта, где предстоит подвести итоги нашего путешествия.
- О какой части речи шла речь на уроке?
На слайде 43 появляется Кластер
Имя сушествительное
Часть речи
Что? Кто?
Неодушевленное Одушевленное
Нарицательное Собственное
Изменяется по числам
Единственное Множественное
- Подведите итоги по своим бортовым журналам.
- На партах у вас смайлики выберите тот, который подходит к вашей работе. С обратной стороны напишите, что помогло вам при работе на уроке.
-Молодцы! Спасибо за урок.
Ответы детей
Дети подводят итоги, свой результат показывают карточками с оценками.
Уметь оценивать результат работы.
Оценивать свои достижения.
Умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
ЅђЗаголовок 1ЅђЗаголовок 2ЅђЗаголовок 3ЅђЗаголовок 4ЅђЗаголовок 5ЅђЗаголовок 6ЅђЗаголовок 7ЅђЗаголовок 8ЅђЗаголовок 915