Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование:тетради, интерактивная доска, презентация урока, карточки для групповой и парной работы, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока(СЛАЙД 1)
I. Организационный момент.1.Слово приветствие.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
2.Психологический настрой на урок
Посмотрите на своего соседа,
Улыбнитесь друг другу.
Соедините ладошки и поделитесь друг с другом теплом и добротой.
Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
3.Работа над девизом урока (СЛАЙД 2)
Посмотрите, пожалуйста, на доску, соберите из слов пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.
(СЛАЙД 3) Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)«Повторение- мать ученья» - это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. А слово мать обозначает - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.
II.Разминка пальцев.Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
III. Минутка чистописания.
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква?(эм) Вспомним написание буквы.(СЛАЙД 4)
Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м. Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
IV. Словарная работа. (СЛАЙД 5)
Перед вами 4 слова. Какое слово лишнее и почему? (медведь, молоко, Москва, метла)
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с проверяемой безударной гласной, слова с непроверяемой безударной гласной в корне)
-Как проверить безударную гласную в корне?
-Запишите словарные слова в строчку через запятую.
(СЛАЙД 6) Картинки: медведь, молоко, Москва.
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали в тетради? (Имя существительное).Что такое имя существительное?Всё ли о чем мы говорили было вам известно и понятно? (Да)
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? Вспомните пословицу – девиз урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).
-Какова же цель нашего урока?(Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках имени существительного).
(СЛАЙД 7)
VI. Формирование способов практических действий.
Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна,лето, осень).
-Какой частью речи они являются?
1.Работа над стихотворением
-Послушайте стихотворение. Подумайте, о каком времени года в нем говорится?
Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…Ей казалось, что её лес и не заметил.Он заметил.Он её птичьим звоном встретил.Пробудились ото сна все лесные дали.Удивляется она: неужели ждали?А деревья ей в ответ низко поклонились.Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне).(СЛАЙД 8)
-Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна в лесу).
-Какое время года у нас за окном? (Весна).
- Весна наступила, но зиима не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки вместе с каплями дождя. Вот и у нас появилисьслова-снежинки(СЛАЙД 9)
2.Последние снежинки. Внимательно прочитаем слова-снежинки и определим части речи.Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос).
-Какие снежинки лишние? Почему?
Бежит, Москва, круглый, медведь, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосулька, ворона.-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
3.Работа в паре.
-Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем слова на голубых листочках и подумаем, на какие две группы можем их разделить?(Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
На листочках подчеркните одной чертой одушевленные имена существительные
4.Проверьте свою работу.
(СЛАЙД 10)
Кто? Что?
медведь Москва
грач солнце
Роман снег
заяц мороз
лиса оттепель
ворона сосулька
-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?
( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города.Этособственные имена существительные).
Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
Запись словосочетаний:
Корова Зорька, собака Жучка, кот Снежок, лошадь Молния.
ВЫВОД: (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)
VII. Физкультминутка
5. Работа в группах.
-Наши весенние ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды (слова которые относятся к теме «Зима»).
Прочитайте слова на белых листочках, какой частью речи они являются?
Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.
Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».
Что общего между этими именами существительными? (Они все в форме единственного числа).
Изменим форму существительных и поставим их во множественное число. Запишем пары слов:
-Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)
- Обсудите в группе, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об именах существительных, как они изменяются?
(Имена существительные изменяются по числам)
-Все ли имена существительные изменяются по числам?
(Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе и только во множественном числе) Приведите свои примеры.
VIII. Развитие речи.
-Яркое весеннее солнышко растопила белый снег и лед и листочки с заданиями поменяли цвет, теперь они освещены солнышком. Посмотрите на желтые листочки, составьте из данных слов предложения.
Запишем предложения и найдем них грамматическую основу. Что называется грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)
(Слова на желтых листочках: пригрело, яркое, побежали, солнышко, звонкие, по, дорогам, ручейки).-Какой частью речи выражено подлежащее в предложении. (Сущ.)
IХ.Беседа о здоровье.
(СЛАЙД 11) ЗДОРОВЬЕПосмотрите на экран,
Послушайте стихотворение «Где воробей?» Р.ФархадиТает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он сидит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное стихотворение?
(Надо заботиться о своем здоровье)
Х. Обобщение по теме. Составление схемы на доске (СЛАЙД 12)
(Всё о существительном)
-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке?
-Давайте обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем все вместе и составим сводную схему всех наших знаний об этой части речи. Каким будет ключевое слово нашей схемы? (Имя существительное)
X. Рефлексия.(СЛАЙД 13)
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки. Покажите мне карточку и вложите её на страничку тетради.
-отлично усвоил тему урока (зелёный)
-знаю, но ещё необходимо поработать (жёлтый)
-ничего не запомнил (красный)
XI. Итог урока.
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Какой частью речи являются все слова, которыми я охарактеризовала вашу работу на уроке? Именно с именем прилагательным мы с вами начнем работать на следующих уроках и узнаем об этой части речи много нового и интересного.
Я прошу вас закончить предложения (СЛАЙД 14)
Я знаю….
Я могу похвалить себя за…
(СЛАЙД 15)
XII. Домашнее задание
Т. с.51 №2 +
Спасибо за работу. Урок окончен.