Экскурсия по пещерному городу Тепе-Кермен ( фото- и текстовые материалы)
Итак, я приглашаю Вас ещё раз пройтись по окрестностям Бахчисарая по маршруту Чуфут-Кале- Свято-Успенский пещерный монастырь -Тепе-Кермен. Мы приехали в пригород Бахчисарая, немного поднялись в горы и видим, что по правую руку в скале- Свято-Успенский монастырь, а по левую руку -в скале и на вершине горы пещерный город Чуфут-Кале. «Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров. Издалека, кажется, что дома «прилепились» прямо к скале. «Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале современник Пушкина. Сама природа создала эту крепость, человек только усилил ее. Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»).Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале.Арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство. В городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены, поселили караимов-ремесленников, живших в долине. Для защиты своей слободы они построили еще одну оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой.После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.Чуфут-Кале становится цитаделью столицы, а также используется как пещерный тюремный каземат. В его стенах побывало немало именитых пленников. Литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий. В застенках каземата томились и русские послы, отправленные Иваном Грозным для заключения мирного договора — Василий Грязной, Василий Айтемиров. При Петре I князь Ромодановский также провел в тюрьме три года. Но дольше всех, с 1660 года по 1681 в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой. 21 год он провел в темнице на Чуфут-Кале. Выкупили его родственники уже тяжелобольным и слепым стариком. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.Во время русско-турецкой войны 1735—39 гг. русские войска захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, город превратился в тихое местечко. П.И.Сумароков в 1799 году пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей. После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874).Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища. Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато. До сегодняшнего дня хорошо сохранилась усадьба, в которой до конца своих дней жил А.С. Фиркович. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.(фото1) В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.(фото 2,3,4- хозяйственные пещеры). В настоящее время комплекс находится в запустении, экспозиция практически всегда закрыта ( поэтому фотографии издали(((( ). Но, если посмотреть направо, то можно увидеть действующий Свято-Успенский монастырь, чьи посторойки находятся в теле горы.Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.В 1778 христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г. Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер.В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница
Вид на Чуфут- Кале
Музейный комплекс Чуфут-Кале ( Дом А. Фирковича)
Хозяйственные пещеры крепости
Свято-Успенский пещерный монастырь
Свято-Успенский монастырь ( реконструированная лестница)
Статуя над святым источником.
Через монастырские ворота, мы покидаем территорию монастыря и, обходя территорию городища Чуфут-Кале приближаемся к караимскому кладбищу.
Чуфут-Кале
Слово «караим» имеет двоякий смысл и обозначает как народ, так и приверженца караимской религии любой национальности. В отношении караимов в Крыму, или крымчаков, это название определяет одновременно и национальность, и принадлежность к вероисповеданию. Этимология слова караим связано с ивритским корнем кара (читать). Образованная от него форма причастия карай (читающий) во множественном числе имеет форму караим (читающие). Слово караим вошло в употребление в 9 в. Караимское движение берет своё начало в Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине 8 в. н.э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих в основном от противников Анана. Одна из легенд утверждает,что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. По другой версии караимы являются физическими и духовными наследниками сект Мертвого моря и образовались в период конца Второго Храма. Сами же караимы утерждают, что согласно караимской традиции, возникновение секты восходит к первому расколу в еврейском народе в царствование Иеровоама I, впоследствии истинный Закон соблюдался саддукеями, глава которых, Цаддок, частично открыл истину, обнаружение которой во всей полноте и является заслугой Анана бен Давида.Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве. Народность замкнута, немногочисленна. В Литву и Украину представители караимов были вывезены князем Витовтом в качестве личной дружины ( 383 семьи). В данный момент караимская община Крыма насчитывает ок. 2000 человек.
На фото видно, что надгробные памятники сделаны в форме седел, соответственно, основное занятие крымских караимов-война, вот поэтому Витовт и забрал лучших воинов с собой в Литву и Польшу.
Осмотрев караимское кладбище, мы подходим к тайному подземному источнику, снабжавшему Чуфут-Кале пресной водой и помогавшему выдержать осады города. Тик -Кую или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале — древняя гидротехническая система подземных сооружений. Сенсационное открытие было сделано в 1998–2001 годы.С давних пор вода в крепости была привозной — ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком. В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный глава) С. Шапшал в 1895 г.:В 150 м западнее Малых ворот и в 35 м южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 м на протяжении 27 м; на глубине 25 м открывается вход в наклонную, уходящую куда-то косо вверх галерею с вырубленными в полу широкими ступенями. Дна колодца исследователи достигли лишь на глубине более 30 метров. Ниже входа в галерею колодец не только расширялся (с диаметра 1,8–2,2 метра до почти 5 метров), но и приобретал совершенно иную форму — это уже была настоящая винтовая лестница, уводящая от портала галереи в недра земли.На месте выхода галереи на поверхность, расчищена башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могло укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Исследователи не исключают и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Это могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей Ашырын Йол (Тайный путь).Открыватели галереи назвали ее по древней караимской традиции Алтын-Мердвен — Золотая лестница, и это название оказалось пророческим. В 2002 г. последовало еще одно сенсационное открытие. Около башни, прикрывающей вход в колодец, на глубине 45 см был найден клад — горшок с монетами. В нем было 30 золотых монет, 4253 серебряные и 1 медная. По мнению автора находки, В. В. Майко, клад был зарыт в 60–70-е гг. XV в. Возможно, это было непосредственно связано с борьбой за власть в Крымском ханстве, обострившейся в то время. В 1466 г. умирает первый крымский хан Хаджи-Гирей. К власти приходит его старший сын Нур-девлет, а спустя два года его смещает младший брат Менгли-Гирей. Но против него выступили представители могущественного рода Ширинов во главе с Эминеком. Менгли-Гирей ищет убежища в генуэзской Кафе: там он становится пленником турок и его увозят в Стамбул. Эминек не сумел укрепить свое положение, и смуты продолжались. В 1478 г. турки отпускают Менгли-Гирея, он становится ханом, а Крымское ханство — вассалом Османской империи. Во время смут крепость Кырк-Ор была местом, где хранили жизнь и сокровища, и можно предположить, что в какой-то острый момент противоборства представитель той или иной партии спрятал близ передовой стены клад.
Заходим в подземную галерею
Изображение креста
Подземный колодец
«Молодые» сталактиты на стенах пещеры ( трогать руками запрещено).Вот, мы уже выходим к оборонительным стенам Чуфут- Кале , за ними начинается территория соседнего города Тепе-Кермен ( )))) всего-то небольшой спуск и недолгий переход). На фото 1,3 -оборонительная стена Чуфут-Кале, вдали-вершина лесистой горы - место, куда надо добраться : пещерный город Тепе-Кермен. На фото 2- стены Чуфута- откуда спустились по горной крутой тропке-кто бегом, кто на "опорной" точке
Вид со стен Чуфут-Кале на горную долину
Вид на пещерный город Тепе-КерменМы поднялись на Тепе-Кермен.Топоним Тепе-Кермен с тюркских языков дословно можно перевести как "вершина-крепость" или "вершина-замок". Название это позднее, как на самом деле назывался средневековый замок на вершине напоминающей своими очертаниями правильную пирамиду горы в долине реки Кача - неизвестно.Некоторые путешественники, посещавшие Крым в XVIII столетии (их мнение передает немецкий географ Тунманн), полагали, что Тепе-Кермен - не что иное как огромный некрополь, а его искусственные пещеры - "колумбарии древних". Утверждению подобной точки зрения, вне всякого сомнения, способствовало обилие обнаруженных склепов-костниц, и она всерьез рассматривалась еще в начале XX века. Так, в 1914 г. А. Гидалевич на основании сохранившейся на стене явно христианской пещерной часовни надписи, состоявшей из четырех букв древнееврейского алфавита, сделал вывод о том, что Тепе-Кермен представлял собой еврейское кладбище. Конечно, эта интерпретация сейчас способна лишь вызвать улыбку, учитывая то, что отнюдь не погребальное, а безусловно хозяйственное назначение подавляющего большинства искусственных пещер Тепе-Кермена вполне очевидно, также не вызывает никаких сомнений христианская атрибуция присутствующих здесь храмов и провинциально-византийский характер всего поселения в целом - еврейская же надпись, скорее всего, могла быть оставлена на стене заброшенной к тому времени пещерной церкви каким-нибудь караимом из общины расположенного неподалеку Чуфут-Кале ("иудейская крепость"), процветавшего в эпоху Крымского ханства, когда Тепе-Кермен уже был известен как "мертвый город", истинное имя которого давно позабыто. Кстати, именно в окрестностях Чуфут-Кале находится древнее иудейское (но не еврейское, а караимское) кладбище, известное под названием Балта-Тиймез.Археологические раскопки, которые проводил на Тепе-Кермене в 1969 - 1972 гг. Д. Талис, позволили определить хронологические рамки существования поселения, возникшего, очевидно, в качестве крепости-убежища в VI в., пережившего период интенсивной застройки в XII - XIII вв., подвергшегося разрушениям на рубеже XIII - XIV вв. и, несмотря на предпринимавшиеся попытки возрождения, заброшенного около середины XIV столетия. Надо думать, собственно феодальный замок в более или менее классическом понимании появился здесь не ранее X - XI вв., причем его развитие проходило в два этапа, поскольку "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически разных напластования, относящиеся ко времени после X в." Этими скупыми данными, отнюдь не способными удовлетворить естественное любопытство посетителя Тепе-Кермена, по сути исчерпывается комплекс современных научных представлений о городище, продолжающем хранить свои неразгаданные тайны.Вместе с тем на Тепе-Кермене известен целый ряд весьма эффектных и выразительных пещерных сооружений, прежде всего - уникальный храмовый комплекс, который несомненное благородство пропорций и тщательность отделки деталей заставляет причислить к настоящим шедеврам внутрискальной архитектуры, не таким уж частым в "пещерных городах" Крымской Готии. Упомянутое обстоятельство наряду с возможностью полюбоваться торжественным великолепием одного из тех пейзажей горного Крыма, которые некое внутреннее чувство, некая призрачная память бесчисленных предсуществований неизменно подсказывает мне называть священными - все это делает загадку Тепе-Кермена особенно притягательной, а предстоящее путешествие превращает в поистине мистическое странствие по тайным лабиринтам истории взаимоотношений естественных ландшафтов и человеческого гения.
Вид из пещерной квартиры на долину
Развалины сторожевой башни
Тепе-Кермен окружают «столовые» горы
Сторожевая башня над обрывом
Вид от сторожевой башни на долину
Алтарь в пещерной церкви Тепе –Кермена
Вид на Тепе-Кермен с юго-востока ( т.е. с противоположной стороны)
Наша экскурсия окончена. Спасибо за внимание!