Внеклассное мероприятие по развитию речи для 4 класса по теме «Как стать сказочником» 
Внеклассное мероприятие  по развитию речи                   4 класс                      30.11
Тема: Как стать сказочником
Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся
Задачи: повторить  особенности сказки, как жанра УНТ;  развитие умения  создавать новую сказку, используя прием фантастических гипотез, развитие  речи учащихся: рассказывания и сочинения сказки; 
воспитание любви  к  чтению, творчеству и коммуникативных способностей.
Проблема:  Прав согласны, что «не боги горшки обжигают»? Почему?
Ожидаемый результат: творческая работа учащихся - сказка
Оформление: кабинет оформлен зимними мотивами: снежинки, сосульки, снежки, мишура и т.д., стол накрытый скатертью, этажерка, импровизированный диван, халат, канделябр (подсвечник),  перо с чернильницей, портрет Пушкина А.С. в рамочке, указующий камень с вопросами для написания сочинения
Оборудование: проектор, телевизор, DVD, музыка
Ход мероприятия
Ewek
Оргмомент
Психологический настрой
(звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки») 
3. Целеполагание
- Здравствуйте, я рада приветствовать вас, дорогие ребята, в нашей мастерской. Да, да, наша сегодняшняя встреча проходит в  творческой мастерской, где мы будем сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. Мы с вами будем фантазировать, творить. Итак, начнём.
Real
Повторение пройденного
Стратегия «Ассоциации» (музыка: вьюга)
-Догадались ли вы, о чем пойдет речь? Почему так решили? (о зимней сказке)
- Что такое сказка? Для чего сказки нужны нам?
- Закройте глаза, произнесите слов «сказка». Скажите, что вы увидели?
Составление кластера
(слова записываются на доску разными цветами, в зависимости от вида сказки: зеленым -волшебные, красным - о животных, синим - бытовые)
- По какому признаку объединили цветом слова-ассоциации? 
- В чем ее особенность разных видов сказок? Приемов?
- На какие виды делятся сказки по авторству? (литературные и народные)
            - Назовите композицию-строение сказки (присказка, зачин, основная часть и концовка)
Определение части сказки. Работа в ИПГ
1 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Сказка вся, боле врать нельзя.
Было это на море, на океане, на острове                       присказка
Кидане стоит дерево – золотые маковки, 
по этому дереву ходит кот Баюн. Вверх 
идет – сказку сказывает, вниз идет – песню                  концовка
 поет. Это не сказка, а еще  идет, сказка 
вся впереди.
                                                                                               зачин
В некотором царстве, в некотором государстве
2 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Жили – были
                                                                                        зачин
Вам – сказку, а мне – бубликов связку, гречневой              
кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий 
пирожок.
концовка
На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб 
зеленый, под тем дубом  - стол золоченый. Садись,       присказка
 кушай, мою сказку слушай.
3 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
Летела сова – веселая голова. Вот она летела, 
летела и села, да хвостиком повертела, по 
сторонам посмотрела и опять улетела. Ей                    присказка
«У-у-х!»,  а тебе сказку вслух.
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!                концовка
В тридевятом царстве, тридесятом государстве       зачин
4 группа
Соедините части сказки с их содержанием стрелочками
В некотором царстве, в тридевятом государстве 
не на небе на земле жили-были сказки две, а может        концовка
и одна. Вот послушай-ка меня. 
                                                                                           зачин
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!
присказка
В давние времена, а может быть вчера жила-была.
                     (Проверка в конце при чтении готовой сказки)
2.  Тема. Проблематизация
- Молодцы! Вы уже много знаете о сказках и легко справитесь с д\з: написать сказку.
- Вам понятно задание? Тогда на этом наша встреча подошла к концу.
- Почему вы замерли? У вас есть ко мне вопросы? Какие? (запись вопросов на доске)
- Почему у вас возникли вопросы? (не писали сказок никогда)
- Давайте тогда продолжим изучать сказку?
- Тема нашей встречи: Как стать сказочником? Каждый из вас попробует и обязательно получиться. Ведь в конце-концов «не боги горшки обжигают». Если у нас все получится сможем ответить на проблемный вопрос встречи. 
            - Смотрите сколько слушателей собралось и всем не терпеться услышать вашу сказку.
3. Изучение нового материала
Знакомство с «приемом фантастических гипотез» для написания сказки. 
Игра «Подлежащее-сказуемое». Работа в группах
         - Мы с вами уже знакомы с некоторыми приемами написания сочинений. Сегодня 
           познакомимся с еще одним приемом.
         - Запишите сейчас любые глаголы столбиком (по одному глаголу от человека)
         - Сейчас гости будут вам называть существительные по теме «Зима», а вы называть свои  
           глаголы по порядку (по одному от группы). Начинать нужно с фразы «Что было бы, если»
         - Этот прием вам нужно использовать при написании зимней волшебной сказки о снежинке.
Творческая работа. Написание сказки. Работа индивидуальная и групповая. Музыкальное сопровождение
- Сегодня помощниками вам будут указующий камень с вопросами, ваши таблички с прошлого занятия по развитию речи, ваши любимые сказки (слова, фразы)
1 этап работы – индивидуальный
- Запишите на стикеры ответы на данные вопросы, прикрепите к камню у стрелочек
2 этап работы – групповой. 
- Используя присказки, зачины, концовки и то, что написано на стикерах, составить сказку. Лишнее на ваш взгляд удалите. Выберите спикера.
Присказка
Зачин
Кто?
Какая? Свойства? 
Как могла появиться на свет?
Однажды  Необычное событие (игра «Подлежащее-сказуемое»)
Появятся ли друзья? Кто они?
Чем вся история закончилась? Концовка
Заголовок
Анализ работы групп. Работа с оценочными листами
- Если сказка вас тронула, понравилась – бросьте снежок спикеру группы (спикеру своей группы кидать нельзя).
- Поставьте знак «+» если данная часть выполнена (индивидуально)
30.11  Ф.И. 
Содержание сказки и композиция
+ \ -
Точно подобрано название сказки
Выдержаны особенности вида сказки (волшебная)
Соблюден порядок частей
Использован прием «фантастических гипотез»
Использованы приемы олицетворения или троекратного повторения
Интересна
Поучительна
- Гости теперь ваша очередь оценить работу детей. Бросьте снежок той группе, чья сказка вам пришлась по душе.
Refl
Обобщение
Возврат к проблеме
- Скажите, может быть у нас все получилось, потому что окружающие нас вещи помогли? Или гости? А может быть мы боги, умеющие писать сказки?
          3. Итог. 
          4. Д\з      написать сказку, используя новый прием «фантастических гипотез»
          5. Рефлексия
  Концовка мероприятия – отрывок из фильма-сказки «Огонь, вода и медные трубы»
1. Кто? 2. Какой? Однажды. 3. Куда пошел? 4. Кого встретил? 5. Что сказал? 6. Что ответил? 7. Что сделали? 8. Чем вся история закончилась?