Выступление на тему Критериальный подход в формировании оценочной деятельности при безотметочном обучении
Критериальный подход в формировании оценочной деятельности
при безотметочном обучении
Слайд 1
В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений обучающихся.
Слайд 2
Новшества в оценивании коснулись не только внешней, но внутренней оценки:
Текущее оценивание в классе ориентировано на формирование самооценки ученика
Наблюдение за процессом для фиксации МП результатов
Учет динамики учебных достижений - внутренний мониторинг (стартовый, тематический, промежуточный, итоговый контроль Учет динамики внеучебных достижений (портфолио)
Критериальный подход
Оценка - ориентир для коррекции преподавания
Одно из важнейших новшеств внутренней оценки состоит в том, что текущее оценивание в классе ориентировано на формирование самооценки ученика. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Учителя и раньше использовали на уроке такие приемы и методы оценивания как самооценка, взаимопроверка, самоанализ и др. При этом учителя сталкивались со следующими трудностями в формировании самооценки ученика:
заниженная или завышенная самооценка;
необъективность оценки;
ученик не понимает, что конкретно оценивать
Что же меняется на современном уроке? Оценивание становится постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательные отношения. Оцениваются не только результаты, но и сам процесс учебной деятельности. Для того чтобы ученикам уже в 1 классе было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различные способы оценивания результатов своей работы – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное - критериев.
Оценивание может быть только критериальным. Это ещё одно из важнейших новшеств в формировании оценочной деятельности.
Слайд 3
Что такое критерии и где их взять? "Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности"
В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются результаты освоения основных образовательных программ, т.е основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
Слайд 4
Существуют следующие принципы критериального оценивания:
Критерии должны быть четкими. Их не должно быть много.
При критериальном самооценивании (взаимооценивании) оценка работы учителем осуществляется после оценки работы учеником.
Важна конструктивная обратная связь: учащемуся не только дается информация о достоинствах и недостатках его работы, но и рекомендации, как ее улучшить
Критерии оценивания устанавливаются совместно учителем и учащимися до выполнения работы
Слайд 5
Критерии вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. В 1 классе ведущая роль принадлежит учителю, Он предлагает выбрать критерии из предложенных, затем они разрабатываются учениками совместно с учителем на уроке в устном диалоге. К концу учебного года первоклассники уже самостоятельно предлагают свои критерии.
Слайд 6
Но может ли ученик 1 класса адекватно оценивать свои результаты по предложенным критериям? Для этого он должен хорошо представлять цель своей работы и оценивать ее результат, то есть освоить алгоритм самооценки. Критериальное оценивание на уроке строится в соответствии с универсальным алгоритмом. Впервые его удобно вводить на уроке письма, используя 1-2 критерия, а в дальнейшем- 3-4 критерия.
Например, детям предложено написать заглавную букву Ш в соответствии с образцом.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы. Выясняем: Какое задание нужно выполнить? Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения и знают критерии правильного выполнения подобной работы.
2. Поэтому второй шаг алгоритма – разработка критериев. Размышляем над вопросом: Как надо работать , чтобы выполнить задание правильно? Обращаем внимание детей на эталон написания буквы в прописи и фиксируем варианты ответов на доске:
Необходимо соблюдать:
одинаковый наклон
высоту буквы
ширину буквы
аккуратность
Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания данного вида работ. Критерии должны быть четкими, однозначными.
3. Третий шаг. Выполнение задания.
4.Следующий шаг – оценочная деятельность по критериям с использованием выбранного графического способа фиксации. Как оценим работу? В 1 классе формирующее оценивание основывается на критериях с использованием волшебных линеечек, лесенок успеха. светофора, смайлики и пр.
Слайд 7
Мы используем "волшебные линеечки" Г.А.Цукерман. Чертятся четыре шкалы (по количеству критериев) на доске и в ученических тетрадях. Под каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, Н - наклон , А - аккуратность) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания ("не выполнил"-крестик ставится на шкале внизу , "выполнил с ошибками" - крестик ставим посередине шкалы, "выполнил без ошибок" - на самом верху шкалы). Первое время выполняем эту работу не только в прописях, но и на доске. Эталонами для оценивания выступают по-прежнему образцы букв в прописи.
Затем уровни критерия могут быть расширены:
очень высокий уровень
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Слайд 8
Оценка работы учителем осуществляется после оценки работы учеником.
5.Заключительный шаг алгоритма – рефлексия выполнения задания. Как удалось выполнить задание? Ученики смотрят, на какой части шкалы расположился крестик по каждому критерию и делают выводы, что у них получилось, над чем надо поработать, что следует исправить. Идет определение границ своего «знания и незнания».
На заключительном шаге алгоритма используется такой важный принцип критериального оценивания как конструктивная обратная связь: ученику дается не только информация о достоинствах и недостатках его работы, но и рекомендации, предложения, как ее улучшить. Такие предложения ученик часто вносит сам, что очень важно.
Слайд 9
Если в 1 классе надо оценить достижение ребенка по одному конкретному критерию, то часто используем «Лесенку успеха». Например, "знаю состав числа 10" или "умею писать сочетания жи-ши". Используем самооценку и взаимооценку. Ступеньки служат уровнями данных критериев: чем выше ступенька, тем лучше результат.
Такая работа представляет формирующее (текущее) оценивание, которое создает условия для формирования адекватной самооценки школьника. Использование алгоритма на уроках делает процесс обучения школьников критериальному оцениванию технологичным.
Слайд 10
Аналогично формируется самооценка и взаимооценка и на других уроках. Основными критериями выступают планируемые результаты определенной работы.
Если в упражнении на уроке русского языка нужно списать текст, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, то критерии такие: 1. Красиво и аккуратно списан текст. 2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы. 3. Правильно записаны проверочные слова.
Слайд 11 На уроках литературного чтения ученики предлагают учитывать следующие критерии:
1. Чтение целыми словами или плавно по слогам.
2. Слова прочитаны правильно.
3. Соблюдена интонация.
4. Понятен смысл прочитанного.
Слайд 12
При решении задачи на уроке математики ребята оценивают работу по таким критериям:1. В решении задачи верно выбран арифметический знак. 2. Точно произведено вычисление. 3. Безошибочно записан ответ.
Заранее оговариваются и уровни критерия. В данном случае удобны два уровня: "правильно"(крестик на самом верху шкалы) и "неправильно" ( крестик внизу). Иногда дети предлагают еще один уровень оценки "правильно, но было исправление" (крестик посередине шкалы).
Самооценку своих достижений по предметам или ключевым темам первоклассники фиксируют в оценочных листах и хранят в портфолио., т.к. очень важно каждому ребенку видеть динамику учебных достижений.
Слайд 13
Таким образом, критериальное оценивание на современном уроке является постоянным процессом, в который вовлечены не только учителя, но и ученики, что способствует формированию адекватной самооценки обучающихся даже при безотметочном обучении.
При этом критериальное оценивание:
формирует у детей навыки контрольно-оценочной деятельности;
делает оценивание более «прозрачным» и понятным;
позволяет снять эмоциональный негатив с оценки,
способствует повышению интереса к учебному процессу
позволяет ученику планировать свою учебную деятельность
позволяет ученику увидеть динамику собственного развития, успеха
При переходе на отметочное обучение оценивание, самооценка и взаимооценка продолжает осуществляться также на критериальной основе. Все это способствует более успешному достижению планируемых результатов ООП НОО согласно ФГОС.