«Методические аспекты реализации метода проектов при обучении математике на примере темы «Функция»
«Методические аспекты
реализации метода проектов
при обучении математике на примере темы «Функция»
Автор работы:
Яценко Елена Александровна
ГБОУ СОШ № 464
2014 год
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Выделяют следующие основные цели метода проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но большинство авторов считают важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом их этапов организации проектной деятельности.
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
Выделяют следующие типологические признаки проектов:1.Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п.;2. Предметно – содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект; 3. Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта); 4. Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;5. Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);6. Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские.
Параметры оценки результатов проектной деятельности:
· значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, адекватность их изучаемой тематике;
· реальность, практическая направленность и значимость работы;
· корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
· необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
· соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
· логичность и последовательность изложения;
· четкость формулировок, обобщений, выводов;
· аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
· стилистическая и языковая культура изложения;
· полнота библиографии;
· наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
· активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
· характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;
· доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения; · авторство;
· умение отвечать на вопросы оппонентов, корректность в дискуссии;
· перспектива доработки (потенциал);
· эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем, рисунков;
· соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Учебный проект по теме "Функция"
Творческое название проекта: «Вся жизнь по функциям».
Краткая аннотация проекта
Предлагаемый проект посвящен одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое, приучает воспринимать величины в их живой изменчивости, во взаимной связи и обусловленности. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. В процессе работы над проектом у учащихся развивается абстрактное мышление и пространственное воображение. Данный проект позволяет развивать творческое мышление , умение получать знания из дополнительных источников.
Ученики учатся обобщать изученное , учатся выбирать из большого потока информации нужную, планировать свою работу, анализировать и рассуждать
Проект проводится в ходе итогового повторения темы «Функция» в 9классе.
Участники проекта: ученики 9 класса
Цели проекта:
Образовательная:
Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Повторение, обобщение и систематизировать имеющихся знаний по теме «Функция» при подготовке к экзаменам .
Расширение и углубление знаний по теме «Функция».
Формирование общенаучных представлений об изучаемых математических объектах.
Формирование информационной компетентности.
Формирование коммуникативной компетентности.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к предмету, формированию умения трудиться в коллективе.
Учащиеся должны научиться: ставить цели и задачи проекта, составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Основополагающий вопрос: Зачем нам нужны функции?
Проблемные вопросы
Что можно узнать с помощью функции?
О чем может рассказать график функции?
Каковы проявления понятия «функция» в окружающей жизни?
Учебные вопросы
Что называют функцией?
Каковы способы задания функции?
Что называют областью определения, областью значения функции?
Какие функции называют возрастающими, убывающими?
Какие функции называют четными, нечетными?
Что такое промежутки знакопостоянства?
Как исследовать функцию?
Темы исследований учащихся:
История возникновения понятия «функция».
Линейная функция.
Обратная пропорциональность.
Степенная функция.
Функция в пословицах.
Можно ли рисовать с помощью графиков функций?
Сроки проведения проекта: Время, необходимое для проведения проекта : 8уроков. Проект предполагает повторение и обобщение всего изученного материала по теме «Функция» в 7-9классах. Во время выполнения проекта в течении 8 уроков ученики работают самостоятельно, пользуясь консультацией учителя , если это необходимо. На уроках в это время отрабатываются задания по данной теме из «Сборника для подготовки к экзаменам».
Методы исследования:
Изучение дополнительной литературы (справочники, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
Анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).
Опрос учащихся и учителей с целью выявления мнения о роли функции в жизни.
Формы предоставления результатов исследования: Электронные презентации, буклеты:
Материалы учителя для поддержки учебного процесса:
Кроссворд по теме «Функция».
Тест по теме «Линейная функция».
Тест по теме «Степенная функция»
Математический диктант по теме «Квадратичная функция».
Критерии оценивания проекта.
Этапы проведения проекта:
Предварительный этап:
Проходил в виде занятия- беседы.
Целью занятия было формирование у учащихся представлений о сущности проектной деятельности. В ходе этого занятия учащиеся познакомились с правилами, этапами работы над проектами, с видами проектов и критериями их оценивания. Для реализации был выбран метод беседа, учащиеся осваивали новую для них информацию, отвечая на вопросы учителя.
Следующим шагом рассмотрены виды проектов. Ребятам были предложены основания для классификаций и учащиеся пробовали самостоятельно определить эти проекты. У них не всегда это получалось, тогда предлагались сами названия видов проекта, и учащиеся рассуждали о сущности этого вида.
1этап: Мотивационный
(Постановка проблемы, формулирование тем исследований)-1урок, 15мин.
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Обсуждение проблемных и учебных вопросов
2 этап: Формирование творческих групп
Аналитический этап. Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Учитель должен проконтролировать, чтобы, группы были равными по своим способностям. Когда группы сформированы, внутри каждой из них происходит распределение ролей. Амплуа школьники выбирают себе самостоятельно, но важно, чтобы все виды предстоящей работы были выполнены. Можно прийти на помощь ребятам и предложить возможные роли: историки, физики, математики, экономисты. Возможен вариант, что в группе не будет распределения ролей, тогда каждый вид работы школьники выполняют вместе и ролевыми будут группы, которые будут раскрывать вопрос по своему выбранному профилю соответственно:
откуда взялась функция? Как связана функция и физические процессы? Как исследовать функцию? Как функция используется в экономике?
(Выбор творческого названия проекта, обсуждение возможных источников информации , обсуждение плана работы)-2урок, 15минут.
3 этап: Проектная деятельность учащихся
(Самостоятельная внеклассная работа в течении 2 недель по выбранной теме: поиск дополнительной литературы, использование возможностей Интернет-ресурсов; обобщение полученных материалов, оформление полученных результатов, сочетающаяся с работой на уроках по данной теме, консультацией учителя на уроках и во внеурочное время).
4 этап: Подготовка отчёта о проделанной работе
(Внутригрупповая защита)- во внеурочное время).
На этом этапе все собранные и оформленные результаты ещё раз уточняются, проверяются, корректируются, вносятся изменения в презентацию . Возможна репетиция предстоящего выступления, чтобы ученики чувствовали себя на уроке «Защиты проектов» более уверенно и свободно, и укладывались в отведённое для защиты проекта время.
5 этап: Защита проектов-(7-8урок).
Группы представляют результаты своей работы, отвечают на основополагающий вопрос, делают выводы по теме исследования, отвечают на вопросы других учеников, жюри, присутствующих гостей. Работа каждой группы оценивается в соответствии с разработанными критериями. Урок «Защиты проектов» яркий, насыщенный, это настоящий праздник и для учеников и для учителя. Заканчивается урок награждением групп и вручением грамот.
Прилагаемые материалы учебно-методического пакета:
Математический диктант по теме «Квадратичная функция» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6).
Тест по теме «Линейная функция» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7).
Рассмотрим результаты работы, описанной в предыдущих пунктах.
Каждый шаг организации проектной деятельности имел вполне определенную цель. Так, целью первого шага было познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки, провести закрепление полученного теоретического блока знаний на практике. Эта цель была достигнута и реализована, поскольку учащиеся успешно самостоятельно организовали работу над проектом, на презентации осознанно оперировали полученными теоретическими знаниями. Но здесь нельзя говорить о том, что учащиеся овладели прочными умениями и навыками, так как продолжительность этого этапа мала, и он не включал в себя весь объем материала по проектной деятельности. Теоретический блок материала, изложенного на данном этапе, содержал лишь необходимые данные для организации проектной деятельности в рамках данной темы по математике.
Цель второго шага нашей работы заключалась в осуществлении работы над проектом «Вся жизнь по функциям». Цель была достигнута, поскольку учащимися выполнен предложенный проект на достаточно высоком уровне. Деятельность школьников носила самостоятельный и творческий характер. Учитель на этом этапе выступал в роли консультанта, наставника, его задачей на данном этапе была организация деятельности учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности и не допустить стихийный характер самостоятельности учащихся. Дополнительной целью для себя мы выдвинули: определить, насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.
Третий шаг проделанной работы - проанализировать проведенную работу
все участники проектной деятельности в той или иной мере овладели умениями, формируемыми в процессе реализации проектной деятельности. Таким образом, можно сказать, что организованная проектная деятельность дала положительные результаты. Для полного формирования рассмотренных умений считаем необходимым, включать элементы проектной деятельности в процесс обучения математике, это удобнее реализовать в цикле внеклассных мероприятий.
1. Организация проектной деятельности должна включать в себя связь с математикой - это будет способствовать поддержанию интереса к предмету, а так же изучению материала, выходящего за рамки школьной программы, реализацию творческого потенциала учащихся, обязательно самостоятельную работу школьников, направленную на приобретение новых знаний и умений
2. Организация проекта «Вся жизнь по Функциям» требует от учителя тщательной подготовки. Сам организатор должен обладать навыками педагогического проектирования и его составляющими (умелая организация учебного процесса, управленческие навыки и рефлексивные способности).
3. Проектную деятельность целесообразнее осуществлять в три этапа. Первый этап - знакомство с проектной деятельностью, второй - непосредственная самостоятельная работа над проектом, третий - анализ проведенной работы, выявление уровня овладения навыками проектной деятельности, определение уровня сформированности «проектных умений».
4. Проведенный анализ уроков и результатов проекта показал, что проведенная работа на уроках математики дала положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.
5. Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
В заключение хочется сказать, что проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебного мотива даже в такой сложной предметной области, как математика.
Учебный проект, как инструмент обучения математике, даёт учителю возможность показать детям все разнообразие математических методов, применяемых в различных областях знаний, практической деятельности, в повседневной жизни, т.е. позволяет «учить не только математике, но и математикой», а сам метод проектов разрушает школьную рутину. В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
`ђЗаголовок 1`ђЗаголовок 2`ђЗаголовок 315