План урока по химии на тему Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков по разделу Органическая химия. Контрольная работа №2.
Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции»
Согласовано:
Зав. научно-методическим отделом
____________ Е.Н.Баранчикова
Утверждаю:
Зам. директора по УР
________ К.И.Бурля
План открытого учебного занятия
по учебной дисциплине БД.08 «ХИМИЯ»
Тема:
«Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков по разделу «Органическая химия».
Контрольная работа №2».
Дата проведения: 16.02.2017 г.
Время проведения: 10.00
Преподаватель: В.А. Терехова
Группа № 101
Специальность: 260807 Технология продукции общественного питания
Аудитория: № 406
г. Тирасполь, 2017 г.
Цели занятия:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки студентов по органической химии;
- показать взаимосвязь химии с учебными дисциплинами «Физиология питания», «Организация хранения и контроль запасов и сырья», «Биология»;
- показать роль химии в будущей профессиональной деятельности студента;
- выработать умения использовать накопленные знания и опыт в профессии;
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих занятиях по разделу «Органическая химия»;
- обобщить материал как систему знаний;
- сформировать познавательный интерес студентов к химии;
развивающие:
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, формировать умение работы с учебником, таблицами, тестовыми заданиями, проводить эксперименты;
- проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение учебных заданий;
- развивать логическое мышление, память;
- формировать навыки самоконтроля;
воспитательные:
- воспитать культуру учебного труда, экономного расходования времени;
- способствовать воспитанию внимательности, наблюдательности, трудолюбия.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – путешествие.
Методы обучения: беседа, демонстрационный эксперимент, работа с таблицами, тестовыми заданиями, самостоятельная работа по карточкам, решение задач, работа с учебником.
КМО:
- таблицы: «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде и реакция их растворов», «Систематическая номенклатура органических соединений», набор таблиц «Химия в схемах и таблицах»;
- мультимедийная презентация к учебному занятию;
- контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Химия»;
- реактивы: ванилин, этанол, фенол, крахмальный клейстер, раствор йода, разбавленная серная кислота, хлорид железа (III), дихромат калия, аммиачный раствор оксида серебра; штатив с пробирками;
- карта путешествия по разделу «Органическая химия».
Междисциплинарные связи:
ОП.02 Физиология питания:
1. «Роль пищи для организма человека»;
2. «Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность продуктов питания».
ОП.03 Организация хранения и контроль запасов и сырья:
1. «Ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров».
БД.09 Биология:
1. «Химический состав клетки».
Внутридисциплинарные связи:
«Основные понятия и законы химии»;
«Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация».
Литература:
Основная:
Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 10 (11) класс. Базовый уровень. - М.: Русское слово, 2010.
Дополнительная:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Учебник для студентов профессиональных учебных заведений. – М.: ВАКО, 2005.
Ерохин Ю.М. Химия. - М.: Академия, 2003.
Электронные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 10-11 класс. 2003.
Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 классы.- М., 2003.
Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. – М., 2009-2013.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход учебного занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин).
II. Сообщение темы, постановка целей занятия, мотивация учебной деятельности (2-3 мин).
Преподаватель. Уважаемые студенты, на протяжении около двадцати занятий мы изучали органические соединения. Откройте свои конспекты и запишите тему сегодняшнего занятия. Те знания, которые Вы получили по химии, Вам понадобятся при изучении других учебных дисциплин и профессиональных модулей. Например:
1. существует газ, ускоряющий созревание плодов и овощей - этилен;
2. в производстве спирто-водочных изделий применяют этиловый спирт;
3. альдегид, содержащийся в дыме и с помощью которого коптят мясные и рыбные продукты – муравьиный альдегид;
4. в пищевой промышленности как вкусовое средство, а также при консервировании и мариновании используют карбоновую кислоту – уксусную кислоту;
5. моющим действием обладают такие органические вещества как мыла;
6. фруктовые эссенции, которые добавляют в кексы, пирожные, торты относятся к классу органических веществ – сложные эфиры;
7. для придания сладости в кондитерские изделия добавляют сахарозу;
8. нам нужна энергия для роста и развития и мы получаем ее при распаде белков, жиров и углеводов.
III. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (60 – 65 мин).
Преподаватель. Итак, уважаемые студенты, дорогие мои путешественники! Сегодня мы с вами совершим путешествие по удивительной стране – Органической химии. Желающие проверить свои силы и знания уже собрались. А вот план нашего путешествия:
1. Станция «Теоретическая».
2. Станция «Практическая».
3. Станция «Расчетная».
4. Станция «Контрольная».
3.1. Станция «Теоретическая».
3.1.1. Отгадайте термин (одному студенту предлагается сформулировать определение термина органической химии, выведенному на видеоэкран, а другому, не смотря на видеоэкран, - его назвать).
Предлагаемые термины: углеводороды, изомеры, монофункциональные соединения, -NO2, гидратация, алкены, циклические соединения, последовательные реакции, -NН2, галогенирование, арены, дегидрирование, -СООН, предельные одноатомные спирты, алканы, монофункциональные соединения, крекинг,
·-связь, дегидратация, С2Н6, гидрирование, гомологи, -ОН, аминокислоты, ковалентная связь, С6Н6, параллельные реакции, алкины, белки, ациклические соединения,
·-связь, жиры, СН4, углеводы, нитрование, предельные многоатомные спирты, Александр Михайлович Бутлеров, реакция этерификации, альдегиды.
3.1.2. Назовите органическое соединение (на видеоэкран выводится структурная формула органического вещества, а студенты называют его по систематической номенклатуре и (или) по тривиальной, радикало-функциональной).
3.2. Станция «Практическая».
3.2.1. С помощью качественных реакций студентам предлагается определить в пробирке органическое вещество и составить уравнения качественных реакций.
Помощник - лаборант из числа обучающихся проводит демонстрационный эксперимент, другой студент записывает на доске уравнение происходящей реакции, а остальные – у себя в конспектах.
Предлагаемые качественные реакции:
1. Какое вещество находится в данной пробирке, если при добавлении к нему раствора дихромата калия и серной кислоты исчезает оранжевая окраска раствора и появляется запах яблок?
С2Н5ОН + [О] ( СН3СНО + H2О
2. К какому классу органических соединений относится вещество, если при добавлении к нему появляется интенсивно-синее окрашивание?
3С6Н5ОН + FeCl3 ( (С6Н5О)3Fe + 3HCl
3. Какое органическое вещество с раствором йода дает сине-фиолетовое окрашивание? (C6H10O5)n + I2 ( (C6H10O5)n
·I2
4. Ванилин является приятным компонентом сладостей. Попробуйте ответить на такой вопрос: какие функциональные группы содержит молекула ванилина?
а) Мы приготовили 3%-ый водный раствор ванилина (при 14°С в 100 г воды растворяется 1г вещества, при 75°С – 5г.). К нескольким миллилитрам этого раствора добавляем несколько капель раствора хлорида железа (III). Смесь окрасилась в интенсивно-синий цвет – цвет комплекса железа с ванилином. Наличие какой функциональной группы в ванилине доказывает эта реакция? (Ответ: гидроксильной группы).
б) В пробирку с водным раствором ванилина приливаем 2-3 мл аммиачного раствора оксида серебра. Пробирку погружаем на 10 минут на водяную баню. На стенках образовался налет серебра. Наличие какой функциональной группы в ванилине доказывает данная реакция? (Ответ: альдегидной группы).
в) В пробирку поместить ванилин и добавить к нему несколько капель концентрированной серной кислоты. Появляется яркое желтое окрашивание. (Ответ: Реакция доказывает наличие в молекуле ванилина простой эфирной связи).
Ванилин или 4-гидрокси-3-метоксибензальдегид. Его формула такова:
Физкультминутка.
3.3. Станция «Расчетная».
3.3.1. Фронтальная работа.
3.3.1.1. Какова относительная молекулярная масса метана? метанола? муравьиной кислоты?
3.3.1.2. Какой объем занимают 1 моль метана? 10 моль пропана?
3.3.1.3. Сколько моль кислорода расходуется при горении 16 г метана
(схема реакции: CH4 + 2O2 ( CO2 + 2H2O)?
3.3.1.4. Некоторое вещество по данным элементного анализа содержит в массовых долях 38,71% углерода, 16,13% водорода и 45,16% азота. Относительная плотность его паров по водороду равна 15,5. Выведите молекулярную формулу вещества и назовите его.
3.3.1.5. Вычислите массу чистой уксусной кислоты, затраченной на реакцию с раствором гидроксида натрия массой 100 г с массовой долей щёлочи 40 %.
3.3.1.6. При нитровании бензола массой 78 г получили нитробензол массой 105 г. Какова массовая доля выхода нитробензола?
3.3.2. Индивидуальная работа. Решение электронных тестовых заданий по пройденным темам.
3.4. Станция «Контрольная» (Контрольная работа №2 по разделу «Органическая химия» выполняется по двум вариантам).
3.4.1. Вариант 1.
1. Общая формула алканов:
1) Сn H2n 3) CnH2n-2
2) CnH2n+2 4) CnH2n-6
2. Название вещества, формула которого СН3
·СН(СН3)
·СН3
1) бутан 3) 3-метилпропан
2) 2-метилпропан 4) пентан
3. Гомологом уксусной кислоты является кислота
1) хлоруксусная 3) муравьиная
2) олеиновая 4) бензойная
4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: С6Н6 С6Н5Br С6Н5ОН С6Н5ОNa.
5. Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2 % водорода, если относительная плотность по водороду равна 22.
3.4.2. Вариант 2.
1. Толуол относится к классу: 1) спиртов
2) альдегидов
3) фенолов
4) аренов
2. Название вещества, формула которого СН3
·СН(ОН)
·СН3
1) пропанол-1 3) пропанол-2
2) этанол 4) бутанол-2
3. Фенол взаимодействует с: 1) соляной кислотой
2) гидроксидом натрия
3) этиленом
4) метаном4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме: СН4 СН3Сl СН3ОН СН3СООСН3.
5. Какой объём этилена (н.у.) можно получить из этилового спирта массой 92 г, если объёмная доля выхода этилена составляет 50%?
IV. Домашнее задание (3-5 мин).
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1. CaC2 C2H2 CH3-CHO CH3-COOH CH2Cl-COOH
CH2NH2-COOH
2. Al4C3 CH4 C2H2 C2H4 C2H5OH CH3-COOC2H5
3. CaCO3 CaO CaC2 C2H2 C6H6 C6H5Br C6H5OH
Учебник Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 11 класс. - М.: Дрофа, 2002. Составить кроссворд, цепочку превращений или задачу с участием органических веществ.
V. Подведение итогов учебного занятия (5 мин).
5.1. Оценка деятельности студентов.
5.2. Заключительный анализ учебного занятия.
5.3. Рефлексия.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Заголовок 115