Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах


Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах
О.В. Домрачева
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. Самостоятельная работа относится к наиболее исследуемым проблемам в отечественной педагогике, о чем свидетельствуют труды В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной и многих других.
Самостоятельная работа рассматривается и как метод обучения и самообразования, и как предпосылка дидактической связи различных методов между собой (согласно точки зрения Е.С. Рапацевич).
Мы, вслед за П.И. Пидкасистым, В.П. Беспалько, Е.И. Пассовым и др., рассматриваем самостоятельную работу как организованную учителем активную деятельность учащихся (индивидуальную, коллективную), направленную на выполнение поставленной дидактической задачи в специально отведенное для этого время: овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, осуществляемую без непосредственного руководства учителя.
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой, - форму проявления соответствующих процессов: памяти, мышления, творческого воображения и т.д. Это, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Другими словами, самостоятельную работу можно рассматривать как это форму учебной деятельности школьника, как значимый компонент целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения, обеспечивающей овладение учащимися прочными знаниями и устойчивыми умениями. Этот вид деятельности служит средством активизации учащихся в процессе познания, когда школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности.
Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.
Очевидно, что основа всех этих качеств закладывается еще в начальной школе. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы на уроках русского языка. Однако, не все предметы и даже не все уроки одного и того же предмета предоставляют одинаковые возможности для ее реализации. Поэтому имеет смысл создавать методическую копилку, в которой фиксируются приемы организации самостоятельной работы учащихся.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи Д.Г. Ямалтдинова большое значение придает словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями. Очень важно при организации самостоятельной работы над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Здесь помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:
Как называется крупный населенный пункт? (Город)
Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)
Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”. Тут же возможно задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается. Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них. На доске слова с пропущенной орфограммой: в…гон, м…сяц, б…гаж, к…стер, т..релка. На плакате нарисована картина доктора Айболита и на полочке лежат медицинские шапочки. Слова заболели, доктор Айболит просит помочь вылечить их. Дети выходят к доске, надевают шапочки доктора и цветным мелком вставляют пропущенную орфограмму. Такая работа не только способствует запоминанию этих слов, но и имеет большое воспитательное значение: учит доброте, состраданию… мммммНаибольшее место самостоятельной работе отводится при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают, например, такие задания: вставьте вместо точек слова, в которых только один слог (Мама купила…); спишите слова, вставляя пропущенные буквы, из третьих букв каждого слова составьте новое; найди лишнее слово.
Такая организация самостоятельной работы вырабатывает высокую культуру умственного труда, формирует потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе этой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Эти умения и навыки пригодятся и в старших классах, и в будущем – в профессиональной сфере. Таким образом, актуальность данной проблемы бесспорна и требует постоянного исследования в педагогике и методике.
Список литературы
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980.
Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.-928с.
Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся//Начальная школа № 2, 2008г.