Б.Житков «Как я ловил человечков».

Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(3 четверть)
Урок 70

Тема: Б.Житков «Как я ловил человечков».
Цели. 1. Формировать у детей представление о фантазии и творческой работе.
Подвести детей к выводу о том, почему люди фантазируют, есть ли польза для человека от творческой работы. Учить ориентироваться в тексте: просматривать текст, находить нужное место. Учить осмысливать мотивы и последствия поступков, переживаний героев литературного произведения.
2.Работать над развитием креативного мышления, наблюдательности, воображения.   Начать работу над развитием умения обозначать грань между хитростью и обманом, выдумкой и фантазией.
                 З.Способствовать воспитанию интереса к чтению, культуры учебного труда на уроке.
Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, толковый и фразеологический словари, рамки, лупы, сигнальные карточки, изображение парусника, листочки с геометрическими фигурками. На доске -творческие работы ребят.
Сопровождение: мультимедийные слайды с репродукциями художников Марка Шагала «Крылатая лошадь», рисунками  для произведений Ю.Мориц, Б.Житкова, записи выражений, схема для глаз  по методике Базарова.
Ход урока I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний учащихся. (10 мин.)
-Мы продолжаем разговор о том, почему люди фантазируют?! Чьи фантазии из
прочитанных  ранее   произведений   вам   наиболее   запомнились?   вам   поможет
содержание   учебника   и   хрестоматии.    (Дети   листают,    находят   знакомые
произведения.) Почему?
-Найдите в хрестоматии стихотворение М.Яснова «Мы и птицы». Вспомним о чём
оно... (Наизусть зачитывается детьми, которые его помнят).
-Чем необычны рассуждения героя?
-Кто помнит стихотворение Э.Мошковской «Мотылёк»? (Чтение наизусть).
-Удалось ли поэтессе показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами
нужно обладать, чтобы это получилось? (Уметь фантазировать).
-С каким ещё произведением Э.Мошковской мы познакомились недавно? («Осенняя
вода»).
-Почитайте его выразительно.(наизусть)
- В описании воды есть какая-то тайна?
-А какое бы вы придумали бы продолжение?
-Что помогает вам придумывать продолжение истории?
-Дома вы приготовили свои рассказы. Послушаем, что нафантазировали вы?
-Чья точка зрения рассматривалась в данном рассказе?
Ш.Оптимальная работа. (5мин. + физпауза + 10 мин.)
-Только ли через художественное слово можно передавать свою фантазию?
1.Работа в «Музейном доме» (3 мин.).
-Нам поможет репродукция Марка Шагала «Крылатая лошадь» из хрестоматии. Заглянем в музейный дом.
-Какое время года изображено?
-При помощи чего художник передал белизну снега?
-Снег уже закончил падать или ещё идёт? Как определили?
-Кто является главным героем рисунка?
-Кто сидит в санях?
-Слышали ли вы фразеологическое выражение «быть окрылённым любовью»?
-Теперь понятно, почему художник изобразил лошадь крылатой?
-Как вы думаете, существуют ли для художников чёткие грани окружающим миром
и фантазией?
-Марк Шагал проявил свою фантазию?
-Верно, когда люди воспринимают мир с радостью и любовью, он кажется им
чудесным, необыкновенным.
2.Работа в тетрадях для самостоятельных работ.
-А вот из чего смогла создать свою фантазию Юнна Мориц. (Чтение стихотворения)
-Из каких строчек становится    понятно, из чего рождается фантазия? (Первые
строчки)
Сделайте вывод: что значит фантазировать?
IV.        Физпауза.
 -Игра в «Пантомимо».
Детям даётся задание изобразить друг другу животных так, как позволяет их фантазия: ёжика, медведя, зайца, бегемота, лису.
-Зарядка для глаз. -Посмотрите на одинаковые цвета слева и справа. -Какого цвета нет справа? А слева? -Выберите один любой цвет, назовите его.
-Закройте глаза и представьте себе этот цвет. А сейчас любой предмет этого цвета. Ваше воображение и фантазия сейчас хорошо поработали.
V.        Работа с новым произведением.
- Сегодня мы начнём знакомство с фантазией детского писателя Б.Житкова «Как я
ловил человечков». (чтение по цепочке).
Разбор блока вопросов о восприятии текста.
Вывод: что помогло мальчику разглядеть человечков?
-Ребята, хотите узнать, что же было дальше? Тогда прочитаете об   этом дома,
запишем домашнее задание: учебник читать, ответить на вопросы.
-А мы ведь тоже сможем оживить наш парусник.
-На столах у вас лежат маленькие карточки с изображением геометрических фигур.
Возьмите ручки и «оживите» эти фигурки. Наклеим их   возле парусника. Наш
парусник, оказывается, тоже имеет человечков.
VI.        Рефлексия. Итог.
-Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
-О чём расскажете друзьям, родителям?
-С каким писателем познакомились?
-А кто прямо сегодня узнает, что же было дальше в произведении Б.Житкова?
-Понравилось вам фантазировать?


Заголовок 115