Конспект урока по литературному чтению по теме Как я ловил человечков Б.Житков (3 класс) 
                                                                                        Согласовано_____________________
                                                                                        зам. директора по УР_____________
                                                                                                                   Ставкина Л.К.
Урок литературного чтения
во 3-м классе
                             в рамках проекта RWCT
Класс:                                                                3 «А»
Предмет:                                                           литературное чтение
Тема:                                                                  Борис Житков «Как я ловил человечков»
Присутствовали:                                             9 человек
Подготовила:                                                    Лариончева Т.Ю.
Дата:                                                                  12.05.10.                                                                                                                    
                                                           Гимназия АО «Талап»
2010 г.
Цель: :      развивать способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный    
                   текст
Задачи:    по окончании урока учащиеся смогут:
                   - определить  понятие «чувство ответственности за поступок»
                   - выразить свое мнение к этому понятию
                   - оценить важность последствий совершенного поступка                      
                  - использовать навыки письменной работы
                  - продемонстрировать навыки предсказания 
                       ситуаций
                  - оценивать свою работу и работу
                        одноклассников
Оценка:         
                        а) карта предсказаний (индивидуальная, устная);                        
                        б) тонкие и толстые вопросы (индивидуально);                        
                        в) дискуссионная карта (индивидуальная). 
Ход урока:
Побуждение.
- Совсем недавно мы читали с вами раздел «Чудес и тайн на свете много».
- Какие рассказы были  в этом разделе?
- О чем они?
- Чему учат эти рассказы?
Сегодня прочтем еще один рассказ из этого раздела. Его написал Борис Степанович Житков, называется он «Как я ловил человечков».
Кратко о писателе.
Бори
·с Степа
·нович Житко
·в (30 августа (11 сентября) 1882, Новгород  19 октября 1938, Москва)  русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать  пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.
В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.
В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное  чувство ответственности.
 «Направленное чтение»
Чтение 1 отрывка рассказа.
Борис Степанович Житков 
Как я ловил человечков
                                                                        1
Когда  я  был  маленький,  меня  отвезли  жить к бабушке. У бабушки над столом  была  полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем  настоящий,  только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черных  пояса.  И  две  мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме  стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем  на корме - медное рулевое колесо. Снизу под кормой - руль. И блестел перед  рулем  винт,  как  медная  розочка.  На  носу  два  якоря.  Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! 
Я  сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: 
 -  Вот  это  уж  не проси. Не то играть - трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. 
     Я видел, что, если и заплакать, - не поможет. 
     А  пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать. 
     А бабушка: 
     -  Дай  честное  слово,  что  не  прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха. 
     И пошла к полке. 
     Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: 
     - Честное-расчестное, бабушка! - И схватил бабушку за юбку. 
     Бабушка не убрала пароходика.      
      - Каким видите мальчика?
- Почему?
- Почему Боря просил не убирать пародод?
- Почему бабушка не разрешила взять  пароходик?
- Что значат слова бабушки: «Это для меня память»?  
- Почему бабушка не убрала пароходик?
Осмысление.
      Чтение 2 отрывка.
                                                   2
      Я  все  смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше  и  больше  он  мне  казался  настоящим. И непременно должна дверца в будочке  отворяться.  И,  наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по  росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать,  не  поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. 
     А  чуть  шум  -  как  мыши:  юрк  в  каюту. Вниз - и притаятся. Я долго глядел,  когда  был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел  в  щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. 
     Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. 
     Бабушка говорит: 
     -  Что  это?  То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься. 
     И  вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. 
     Бабушка: 
     - Чего ты все ворочаешься? 
     - А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. 
     Это я наврал: дома ночью темно. 
     Бабушка  ругалась,  однако  встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке. 
       - Какой Боря? 
       - Почему? 
       - По каким словам вы это поняли?
       - Почему он наврал про ночник?
       - Кто из вас делал когда-нибудь  также?       
 Чтение 3 отрывка рассказа учителем и детьми.
                                                    3
     Я  закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И
из  дырочки  глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике
мне  все  стало  отлично  видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо.
Только  часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился - шорох
этот  на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание сперло.
Я чуть двинулся вперед. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка! 
     Теперь  уж  нечего  было  ждать, и я заснул. Я с горя заснул. На другой
день  я  вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать
им  конфету,  так  это  для  них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и
положить  на  пароходик,  около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок,
чтоб  сразу  в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут
в  щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это - как ящик целый. Сейчас выскочат,
скорей  конфетину  к  себе  тащить.  Они  ее в двери, а она не лезет! Сейчас
сбегают,  принесут  топорики - маленькие-маленькие, но совсем всамделишные -
и  начнут  этими  топориками  тюкать:  тюк-тюк!  тюк-тюк!  тюк-тюк! И скорей
пропирать  конфетину  в  дверь.  Они  хитрые, им лишь бы все вертко. Чтоб не
поймали.  Вот  они  завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, все равно
им  не  поспеть:  конфетина  в  дверях  застрянет  -  ни туда ни сюда. Пусть
убегут,  а  все  равно  видно будет, как они конфетину тащили. А может быть,
кто-нибудь  с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду
на     пароходе     на     палубе     малюсенький     настоящий     топорик,
остренький-преостренький. 
     И  вот  я  тайком  от  бабушки  отрубил от леденца кусок, как раз какой
хотел.  Выждал  минуту,  когда  бабушка  в кухне возилась, раз-два - на стол
ногами,  и  положил  леденец  у самой дверки на пароходике. Ихних полшага от
двери  до  леденца.  Слез  со  стола,  рукавом  затер,  что ногами наследил.
Бабушка ничего не заметила. 
     Днем  я  тайком  взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я
боялся,  что  за  это  время  человечки  утянут  леденец и я их не поймаю. Я
дорогой  нюнил  нарочно,  что  мне  холодно,  и вернулись мы скоро. Я глянул
первым  делом  на пароходик. Леденец, как был, - на месте. Ну да! Дураки они
днем браться за такое дело! 
     Ночью,  когда  бабушка  заснула,  я устроился в домике из одеяла и стал
глядеть.  На  этот  раз  ночник  горел  замечательно, и леденец блестел, как
льдинка  на  солнце,  острым  огоньком.  Я  глядел,  глядел на этот огонек и
заснул,  как  назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул - леденца не
было,  а  встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула
глядел  -  топорика,  конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали
не  спеша,  без  помехи,  и  даже  крошечки ни одной нигде не валялось - все
подобрали. 
     Другой  раз  я  положил  хлеб.  Я  ночью  даже  слышал какую- то возню.
Проклятый  ночник  еле  коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба
не  было.  Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно
жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. 
     Я  решил,  что  у  них  на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю
длину.  И  они  днем там сидят рядком и тихонечко шепчутся. Про свои дела. А
ночью, когда все-все заснут, тут у них работа. 
     Я  все  время  думал  о  человечках.  Я  хотел  взять  тряпочку,  вроде
маленького  коврика,  и  положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами.
Они  выбегут,  не  заметят  сразу,  ножки  запачкают  и  наследят  по  всему
пароходику.  Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком,
чтобы  тише  ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над
всеми моими штуками. 
      -Зачем Боря все это проделывал?
      - Какие чувства им руководили? Приведите примеры словами текста.
      - Как могли развернуться события дальше?
     Я не мог больше терпеть.    
- Возьмет пароходик с полки?
- А как же данное обещание?
- Возьмет для чего? 
КАРТА ПРЕДСКАЗАНИЙ (устно)
Что было дальше. Почему? (3 – 4 минуты)
Высказываются  по желанию.
- Чье предположение понравилось больше? 
- Чем?                                                    
                                                  (читают дети по ролям)
                                                                 4          
      И  вот  -  я  решил  непременно  взять пароходик и посмотреть и поймать
человечков.  Хоть  одного.  Надо  только устроить так, чтобы остаться одному
дома.  Бабушка  всюду меня с собой в гости таскала. Все к каким-то старухам.
Сиди  -  и  ничего  нельзя  трогать.  Можно только кошку гладить. И шушукает
бабушка с ними полдня. 
     Вот  я  вижу  -  бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку
для  этих  старух  -  чай  там  пить.  Я  побежал в сени, достал мои варежки
вязаные  и  натер  себе  и  лоб и щеки - все лицо, одним словом. Не жалея. И
тихонько прилег на кровать. Бабушка вдруг хватилась: 
     - Боря, Борюшка, где ж ты? 
     Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: 
     - Что это ты лег? 
     - Голова болит. 
     Она тронула лоб. 
     -  Погляди-ка  на меня! Сиди дома. Назад пойду, малины возьму в аптеке.
Скоро  вернусь.  Долго  сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись,
ложись без разговору! 
     Стала  помогать  мне, уложила, увернула одеялом и все приговаривала: "Я
сейчас вернусь, живым духом". 
     Бабушка  заперла  меня  на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернется?
Вдруг забыла там что-нибудь? 
- Для чего Боря притворился больным?
- Возьмет пароход, рассмотрит и поставит обратно?
         Чтение 5 отрывка рассказа.
                                                               5
     А  потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял
с  полки  пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий.
Я  прижал  его  к  уху  и  стал  слушать:  не шевелятся ли? Но они, конечно,
примолкли.  Поняли,  что  я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и
примолкли,  как  мыши.  Я  слез  со  стола  и  стал  трясти  пароходик.  Они
стряхнутся,  не  усидят  на  лавках,  и  я услышу, как они там болтаются. Но
внутри было тихо.
- Боря успокоился и поставил парохидик на место? 
     Я  понял:  они  сидят  на  лавках,  ноги  поджали и руками что есть сил
уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. 
     Ага!  Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там
накрою.  Я  стал  доставать  из  буфета  столовый  нож, но глаз не спускал с
пароходика,  чтобы  не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух,
как плотно все заделано! 
- Успокоился и поставил на место?
- Почему? 
     Наконец  удалось  немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с
палубой.  А  мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от
мачт  к  бортам.  Их надо было отрезать - иначе никак. Я на миг остановился.
- Почему остановился?
- Какие мысли были в голове у Бори в этот миг?
           Чтение 6 отрывка.
                                                      6    
Всего  только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки.
Пилил  их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом
приподнимать  палубу.  Я  боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все
сразу  и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я
его - хлоп! - и захлопну, как жука в ладони. 
     Я ждал и держал руку наготове - схватить. 
     Не  лезет  ни  один!  Я  тогда  решил  сразу  отвернуть палубу и туда в
середку  рукой  -  прихлопнуть.  Хоть один, да попадется. Только надо сразу:
они  уж  там  небось  приготовились  -  откроешь,  а  человечки  прыск все в
стороны. 
     Я  быстро  откинул  палубу  и  прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем,
совсем  ничего!  Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я
поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.
- Состояние Бори в этот миг?  
     У  меня  руки  дрожали,  когда  я  прилаживал  назад  палубу. Все криво
становилось.  И  лесенки  никак  не  приделать.  Они болтались как попало. Я
кой-как  приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь- все
пропало! 
     Я  скорей  бросился  в  кровать,  завернулся  с  головой.  Слышу ключ в
дверях. 
     -  Бабушка!  -  под одеялом шептал я. - Бабушка, миленькая, родненькая,
чего я наделал-то! 
     А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: 
     -  Да  чего  ты  ревешь,  да  плачешь-то  чего? Родной ты мой, Борюшка!
Видишь, как я скоро? 
     Она еще не видала пароходика. 
     1934      
- Что из этого отрывка вам показалось самым важным?
- Почему?
Рефлексия.
       - Понравился рассказ?
       - Чем?
       - Не понравился?
       - Почему?
       - Видел ли ты себя на месте Бори?
       - Как можно назвать поступок Бори?       
       - Как бы ты поступил?
       - История закончилась хорошо?
       - Каким вырастет Боря?
- Изменятся ли отношения бабушки и внука?
- Как?
- Что можно предсказать на будущее?
       Дискуссионная карта
Можно ли оправдать поступок Бори?
Да, потому что                                                                            Нет, потому что 
Тур по галерее
Итог урока:
- Чему учит рассказ?
- Какие выводы сделали для себя? (Дал слово – держи!)
Выставление оценок за чтение, рассуждение, ответы на вопросы.
Домашнее задание: читать, написать продолжение рассказа, нарисовать рисунок
15