Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 класса От слова к словесности 
                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
        Рассмотрено на заседании                                                                                                              Утверждено
        методического объединения                                                                                                         директор школы__________( )
        «_____»________20       г.                                                                                                              приказ №____ от «____»_________20    г.   
                                                 Рабочая программа  элективного курса 
                                                            «От слова к словесности»
                                                                            10  класс
Программа составлена на основе авторской программы
Альбетковой  Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс», 
элективные курсы (профильное обучение), издательство «Дрофа».-М., 2000 г.                                                                      
             Составитель: учитель русского языка и литературы
                                                                                                   Рыбникова Наталья Викторовна                                                                        I квалификационная категория
Тюменцево    г.
Пояснительная записка
Рабочая программа  элективного курса «От слова к словесности» для учащихся 10  класса разработана на основе авторской программы 
Р. И. Альбетковой  «Русская словесность. От слова к словесности. 10 класс», элективные курсы (профильное обучение), издательство «Дрофа».-М., 2000 г., включенной  в сборник  «Программы «Русский язык.», элективные курсы 10-11 класс, профильное обучение, издательство «Дрофа».
Актуальность. Одним из необходимых средств сохранения и развития русского языка и возрождения интереса к чтению может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними  предмета «Русская словесность». Обращение к словесности поможет выявить главное в языке и литературе: то, что язык существует для его употребления, в том числе и в художественных произведениях, а художественное содержание произведения может быть понято только через его языковую форму, так как это искусство  слова. Изучение словесности по программе «От слова к словесности» позволит школьникам углубить, расширить знания, полученные на уроках русского языка и литературы, и привести их в единую стройную определенную систему знаний и умений, так как старшеклассники способны глубоко вникнуть в текст, почувствовать его эстетические свойства, заметить семантику языковых средств и воспринять произведение как целостность.
Элективный курс «От слова к словесности» имеет две взаимосвязанные цели. Первая  освоение учащимися неисчерпаемых богатств и выразительных возможностей русского языка для обретения умения творчески использовать их при создании собственных высказываний, в которых школьники смогут не только правильно и точно выразить свои мысли и чувства, но и придать словам наибольшую выразительность. И вторая  овладение умением эстетического восприятия художественных произведений, представляющих собой единство художественного содержания и языковой формы их выражения.
 Задачи:
оказание помощи старшеклассникам в осуществлении задач профильного обучения, дать возможность реализовать свои интересы к выбранному предмету;
способствование сознательному и обоснованному выбору профессии в гуманитарной сфере;
создание условий для подготовки к ЕГЭ;
выработка навыков и методов самостоятельной работы с источниками, развитие начальные навыки научно-исследовательской деятельности;
формирование умений и навыков анализа различных текстов, художественных произведений в единстве содержания и средств художественного выражения;
воспитание сознательного, внимательного, вдумчивого и заинтересованного читателя.  
Виды деятельности: работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное), беседа, сопоставление, оценка героев,   виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода), виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем и  таблиц), составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки), разыгрывание сюжетных ситуаций, словесное рисование героев,    ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, анализ и интерпретация произведений, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей, дискуссии, подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ, развернутая характеристика поэтических текстов, работа со словарями, подбор цитат для характеристики героев.
Обучение по программе элективного курса «От слова к словесности» позволит учащимся:
- овладеть в определенной системе знаниями о языке как материале словесности и его выразительных возможностях, о художественном произведении как явлении искусства; у учащихся сформируются знания об основных законах словесности, теоретических  понятиях, учащиеся углубят и усовершенствуют свою языковую и читательскую компетенцию, выработанную на уроках словесности в предшествующих классах. А те, кто впервые приступают к изучению словесности в 10 классе, благодаря системному изложению важнейших законов словесности и возрастным возможностям также овладеют необходимыми знаниями и умениями на достаточно высоком уровне.
- совершенствовать необходимые читательские и речевые умения: творческое владение языком, способность точно и ярко выражать свои мысли и чувства, а также воспринимать художественное произведение как явление словесного искусства; умение анализировать художественное произведение, завершаясь в старших классах не только теоретическим пониманием цели, методов и принципов филологического анализа, но и освоением практики такого анализа как системы. Это необходимо потому, что образный анализ  необходимое свойство вдумчивого чтения, позволяющего проникнуть в смысл произведения, а это требует многократных упражнений. И еще потому, что это дело творческое, требующее увидеть, как в конкретном произведении получают своеобразное воплощение общие принципы. Все это способствует развитию умений восприятия художественного произведения как явления искусства и использования выразительных возможностей языка в собственной речевой практике учащихся. 
- выработать определенные навыки творческого употребления языка в собственных письменных и устных высказываниях и квалифицированного чтения и понимания художественного произведения как явления искусства.
Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.
Углубление понимания целей и принципов филологического анализа художественного произведения помогает полноценному восприятию произведений и умению их самостоятельного анализа.
Таким образом, изучая словесность, старшеклассники совершенствуют свою языковую, коммуникативную, читательскую и культуроведческую компетенцию, умение воспринимать искусство слова в его историческом развитии и эстетической природе, умение открывать объективный и личностный смысл художественного произведения.
Это не только даст возможность школьникам лучше подготовиться к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку и литературе, но и послужит активизации творческого начала, эстетическому развитию учащихся, формированию культуры чтения, мышления и речи, освоению духовных богатств, выработанных человечеством,  т. е. полноценному развитию личности. Все это поможет выпускникам найти свое место в обществе.
Элективный курс «От слова к словесности» рассчитан на 68 часа в учебный год
Учебно-тематический план
               №
занятия
Наименование  темы элективного курса
количество часов
1.
Словесность, язык, слово.
2
2.
Стилистика и стили языка.
2
3.
Литературный язык и его свойства
2
4.
Стилистическое богатство языка.
2
5.
Средства    художественной    изобразительности.
2
6.
Выразительные возможности тропов
2
7.
Выразительные возможности фигур
2
8.
 Текст, его свойства и качества.
2
9.
Основные требования к художественному и нехудожественному тексту
2
10.
Произведение  словесности
2
11.
Искусство слова.
2
12
Эстетическое освоение действительности
2
13.
Художественный образ в словесности
2
14.
Виды словесного художественного образа
2
15.
Художественная действительность
2
16.
Художественный текст.
2
17.
Структура художественного текста: иерархия «уровней».
2
18.
Тема и идея художественного текста.
2
19.
Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.
2
20.
Значение внетекстовых взаимосвязей произведения
2
21.
Значение межтекстовых связей произведения
2
22.
Лирическое произведение
2
23.
Виды и жанры лирических произведений
2
24.
Понятия о лирике, образе-переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики
2
25.
Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения.
2
26.
Взаимодействие слов, строк, строф в стихах.
2
27.
Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания.
2
28.
Системы стиха
2
29.
Лиро-эпическое произведение.
2
30.
Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения.
2
31.
Методы анализа и приемы анализа.
2
32.
Путь филологического анализа произведения
2
33.
Анализ лирических и лиро-эпических произведений.
2
34.
Итоговое занятие: язык как материал словесности
2
ИТОГО: 
68 ч.
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 315