Рабочая программа по физике 10 класс 5 часов Касьянов В.А
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_____ «___»_____________г.
Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ № 2 г.Нефтегорска ___________Поперечная Ю.В.
«___»_____________г.
Рабочая учебная программа
_____________________________________________________________________________________физика_______________
для учащихся_____10 м_____ класса
на 2015-2016 учебный год
Составлена на основе примерной программы
«Примерная рабочая программа для школ с углубленным изучением физики 10–11 класс», Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов.
Составитель:
Рыбакова Татьяна Александровна учитель физики 1 квалификационной категории
г. Нефтегорск
2015 год
Рабочая программа по физике 10 класс.
(федеральный компонент среднего общего образования, углубленный уровень)
Пояснительная записка.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по физике (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089),
Примерная программа среднего общего образования по физике. Профильный уровень.
Федеральный закон «Об образовании» (ст.32 п. 2)
общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного и среднего (полного) общего образования по физике. (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе
общеобразовательных учреждениях 2013-2014учебный год
Элементы программы для школ (классов) с углубленным изучением физики. 10-11 классы» (программу подготовили: Ю.И.Дик, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, В.А.Орлов, А.А.Пинский, Е.К.Страут, Ю.П.Тарасов).
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Исходя из основных задач образовательной программы школы, с учетом возрастных особенностей класса спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по предмету физика в 10-11 классах.
Цель изучения физики:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических,
жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Место курса физики
школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса.
Для реализации программы используются современные технологии, методы и формы организации уроков:
организация самостоятельной познавательной деятельности: индивидуальной и групповой;
o проведение учебных дискуссий, круглых столов; o применение метода проектов;
o применение исследовательского метода обучения;
o обучение письменным творческим работам (исследовательские отчёты, эссе, рефераты, доклады).
Специфика целей и содержания при углубленном изучении физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Дидактико-технологическое оснащение включает тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы, учебно-тренировочные материалы.
Характерной особенностью углубленного изучения физики является проведение лабораторного практикума. Практикум помогает школьникам активно и достаточно успешно справляться с усвоением практического и прикладного программного материала по предмету физика.
Общие цели физического практикума:
Способствовать оптимальному выполнению общих задач обучения физике (развитие мышления, формирование познавательных способностей и т. д.).
Способствовать систематизации знаний, установлению внутрипредметных и межпредметных связей.
Обобщить и закрепить (углубить) знания по наиболее важным вопросам курса физики.
Привить ряд политехнических умений и навыков: собирать установки и выполнять наблюдения; обращаться с измерительными приборами; разбираться в конструкции прибора по описанию; выполнять измерения и обрабатывать полученные результаты; делать вывод по результатам проведенного эксперимента; конструировать установки; организовать свое рабочее место и соблюдать технику безопасности. Часть предлагаемых лабораторных работ предполагает дифференцируемый подход (в 2-х вариантах) Также учащимся предлагается несколько работ без описания хода выполнения, а лишь даются рекомендации к лабораторной установке. Введение таких работ считаю необходимым для реализации деятельного подхода к изучению предмета, где ученик сам ставит цели, определяет ход работы, проводит необходимые измерения, вычисления и подводит итог.
Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Вводимые в настоящее время государственные образовательные стандарты для школ России определяют обязательный минимум содержания образования и требования к уровню обязательной подготовки учащихся, а также обосновывают подходы к разработке технологии проверки и оценки выполнения требований стандарта. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов. В ходе обучения с целью измерения достижения требований к уровню подготовки учащихся используются самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, работы с индивидуальными карточками и т.п.
Всего 170 часов, из них 5 часов в неделю.
2. Содержание учебного материала
10 класс Физика как наука. Методы научного познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.
Механика
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение. Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Описание движения на плоскости. Радиус-вектор. Классический закон сложения скоростей. Ускорение.
Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Прямая и обратная задача механики. Инерциальные системы отсчета. Принцип
относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Неинерциальные
системы отсчета. Вращательное движение твердого тела. Центробежная сила. Основное уравнение динамики вращательного движения. Момент инерции. Момент импульса.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Реактивная сила. Уравнение Мещерского. Реактивный двигатель. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.
Виды деформации твердых тел. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость.
Движение тел в жидкости и газе. Уравнение Бернулли. Ламинарное и турбулентные течения. Подъемная сила крыла самолета. Значение работ Жуковского Н.Е. в развитие авиации. Значение работ К.Э.Циолковского и С.П.Королева для космонавтики. Орбиты космических аппаратов. Современные достижения космонавтики.
Демонстрации:
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции.
Инертность тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.
Измерение сил. Сложение сил. Взаимодействие тел.
Невесомость и перегрузка.
Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.
Виды равновесия тел. Условия равновесия тел. Реактивное движение.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Изучение при физ. измерениях метода расчета погрешностей.
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Артиллерийский полигон (модель задачи).
Нахождение центра тяжести.
Определение коэффициента трения скольжения.
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. Изучение закона сохранения механической энергии.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Взаимодействие атомов и молекул вещества. Постоянная Авогадро.
Динамические и статические закономерности. Вероятность события. Микро и макроописания физических систем. Средние значения физических величин. Распределение, как способ задания состояния системы. Распределение Максвелла. Опыты Штерна. Опыт Перрена.
Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Реальные газы.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры. Влажность воздуха. Точка росы.
Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Процессы испарения и конденсации в природе и технике. Сжижение газов.
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Образование кристаллов в природе и их использование в
технике. Понятие о жидких кристаллах.
Критическая температура. Критическое состояние вещества.
Деформация. Напряжение. Механические свойства твердых тел. Диаграмма растяжения . Создание материалов с необходимыми физическими свойствами.
Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
Механическая модель броуновского движения. Модель опыта Штерна.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр
Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов. Модели дефектов кристаллических решеток.
Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы: Наблюдение броуновского движения.
Проверка уравнения состояния идеального газа Опытная проверка закона Бойля-Мариотта. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Измерение атмосферного давления Измерение относительной влажности воздуха.
Определение удельной теплоты плавления льда. Определение жесткости пружины.
Определение жесткости пружины при деформации растяжения. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
Электростатика.
Элементарный электрический заряд. Роль электромагнитных сил в природе и технике. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Взаимодействие зарядов внутри диэлектрика. Близкодействие и
действие на расстоянии. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электрического поля.
Теорема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Энергия электрического поля. Экспериментальное определение элементарного электрического заряда.
Электрическая емкость. Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Демонстрации:
Электрометр.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
Энергия заряженного конденсатора.
Лабораторные работы:
Измерение элементарного электрического заряда.
Изучение свободных и вынужденных колебаний. Вращение твердого тела.
Теорема о движении центра масс. Уравнение движения твердого тела по окружности. Момент силы. Момент инерции. Момент импульса. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса.
Колебания и волны
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Уравнение гармонических колебаний. Сложение гармонических колебаний.
Векторная диаграмма. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение
гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление,
интерференция, дифракция. Уравнение стоячей волны. Уравнение бегущей волны. Звуковые волны. Характеристики звука. Инфразвук и ультразвук. Интерференция
Планируемые результаты
Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения; развитие системы программных знаний и умений по физике; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе опыта приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; получение представления о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля .
рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) образования являются:
Познавательная деятельность:
– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл приводить физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь
· описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
примеры практического применения физических знаний: законов механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне учебных действий)
Базовый уровень
Углубленный уровень
Кинематика материальной точки
Объяснять смысл: механического движения, системы отсчёта; выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат) на плоскости.
Определять механическое движение, понятия: точечное тело, система отсчёта, траектория, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость прямолинейного равномерного движения; средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение для равноускоренного движения.
Объяснять относительность механического движения, использовать принцип независимости движений при сложении движений; использовать закон сложения перемещений и скоростей.
Описывать механическое движение на плоскости в графическом и аналитическом видах.
Решать основную задачу механики: для равномерного прямолинейного движения; для прямолинейного равноускоренного движения.
Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности.
Описывать особенности криволинейного движения на плоскости, поступательного и вращательного движения твёрдого тела; [движение тела, брошенного под углом к горизонту (как совокупность двух независимых движений)].
Определять равномерное движение тела по окружности и его характеристики, понятия: радиус-вектор, угловая скорость, период и частота обращения.
Объяснять смысл закона равномерного движения точечного тела по окружности.
Выполнять экспериментальные исследования прямолинейного равноускоренного движения, равномерного движения по окружности.
Решать физические задачи, используя знание законов: прямолинейного равномерного и равноускоренного движений на плоскости, равномерного движения по окружности, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и/или в числовом выражении
Определять и объяснять понятия: механическое движение, точечное тело, система отсчёта, траектория, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость прямолинейного равномерного движения; средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение для равноускоренного движения; выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат) на плоскости.
Объяснять относительность механического движения, использовать принцип независимости движений при сложении движений; использовать закон сложения перемещений и скоростей.
Описывать механическое движение (равномерное, равноускоренное) точечного тела на плоскости в графическом и аналитическом видах, в том числе баллистическое движение, равноускоренное движение по окружности.
Решать основную задачу механики: для равномерного прямолинейного движения; для прямолинейного равноускоренного движения, равномерного движения по окружности, равноускоренного движения по окружности, баллистического движения, плоского движения.
Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности.
Описывать особенности криволинейного движения на плоскости, поступательного и вращательного движений твёрдого тела; движения тела, брошенного под углом к горизонту (как совокупность двух независимых движений).
Определять равномерное движение тела по окружности и его характеристики, понятия: радиус-вектор, угловая скорость, период и частота обращения.
Решать физические задачи, используя знание законов: прямолинейного равномерного и равноускоренного движения на плоскости, равномерного движения по окружности, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и/или в числовом выражении.
Решать физические задачи по кинематике, требующие анализа данных, моделей, физических закономерностей, определяющих решение, необходимости вырабатывать логику и содержание действий, анализировать полученный результат; использовать алгоритмы решения задач
Динамика материальной точки
Объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность, деформация, трение.
Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта.
Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи; объяснять принцип относительности Галилея; описывать отличие инерциальной системы отсчёта от неинерциальной.
Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ.
Объяснять смысл законов Ньютона, Гука, Амонтона Кулона, закона всемирного тяготения; решать задачи на их использование.
Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: масса, плотность, сила. Оценивать погрешности прямых и косвенных измерений.
Находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.
Различать силу тяжести и вес тела, силы трения покоя и силы трения скольжения.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры.
Решать физические задачи о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел, в том числе о равномерном движении материальной точки по окружности, о движении планет и искусственных спутников, используя алгоритмы решения задач.
[Приводить примеры практического использования знания законов динамики.]
[Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике.]
Объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность, деформация, механическое напряжение, трение.
Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчёта.
Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи; объяснять принцип относительности Галилея; описывать отличие инерциальной системы отсчёта от неинерциальной, записывать уравнения движения в НИСО.
Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ.
Объяснять смысл законов Ньютона, Гука, Амонтона Кулона, закона всемирного тяготения; понимать фундаментальный характер законов Ньютона, объяснять границы применимости законов Гука, Амонтона Кулона.
Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: масса, плотность, сила. Оценивать погрешности прямых и косвенных измерений.
Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.
Объяснять явления невесомости, перегрузки.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры.
Решать физические задачи о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел, связанных тел, в том числе о равномерном движении материальной точки по окружности, движении планет и искусственных спутников, используя алгоритмы решения задач.
Анализировать характер зависимости между физическими величинами, относящимися к законам динамики, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
Решать физические задачи по динамике, требующие анализа данных, моделей, физических закономерностей, определяющих решение, необходимости вырабатывать логику и содержание действий, анализировать полученный результат; использовать алгоритмы решения задач.
Приводить примеры практического использования знания законов динамики.
Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике
Законы сохранения в механике
Описывать механическое движение материальной точки и системы материальных точек, используя для этого знание физических величин: импульс, импульс силы; понятия: центр масс, система тел, внутренние и внешние силы.
Объяснять смысл закона сохранения импульса; объяснять его содержание на уровне взаимосвязи физических величин; объяснять смысл теоремы о движении центра масс системы материальных точек.
Решать задачи с использованием закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса, теоремы о движении центра масс.
Объяснять понятия: механическая работа (общий случай), кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данным понятиям; показывать, что работа потенциальной силы по любой замкнутой траектории равна нулю.
Использовать физические величины: механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, решения задач.
Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии
Описывать механическое движение материальной точки и системы материальных точек, используя для этого знание физических величин: импульс, импульс силы; понятия: центр масс, система тел, внутренние и внешние силы.
Объяснять смысл закона сохранения импульса; его содержание на уровне взаимосвязи физических величин; принцип реактивного движения; объяснять смысл теоремы о движении центра масс системы материальных точек.
Решать задачи с использованием закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса, теоремы о движении центра масс.
Объяснять понятия: механическая работа (общий случай), кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, абсолютно упругое соударение двух тел, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данным понятиям; показывать, что работа потенциальной силы по любой замкнутой траектории равна нулю.
Использовать физические величины: механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, решения задач.
Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Объяснять условия применимости законов сохранения импульса и механической энергии.
Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии, совместного использования законов сохранения импульса и механической энергии
Динамика периодического движения
Описывать явления механических колебаний (свободные, затухающие, вынужденные, резонанс) и определять их основные свойства.
Использовать для описания явлений физические величины: период, циклическая частота, амплитуда, начальная фаза колебаний; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Объяснять смысл физических моделей: колебательная система, пружинный и математический маятники, описывать механические колебания пружинного маятника.
Объяснять свободные, затухающие, вынужденные колебания с энергетической точки зрения, описывать преобразование энергии при свободных гармонических колебаниях.
Решать физические задачи по кинематике и динамике колебательных движений, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними, выбранных физических моделей
Описывать явления механических колебаний (свободные, затухающие, вынужденные, резонанс) и определять их основные свойства.
Использовать для описания явлений физические величины: период, циклическая частота, амплитуда, начальная фаза колебаний; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Объяснять смысл физических моделей: колебательная система, пружинный и математический маятники, описывать механические колебания пружинного и математического маятников.
Объяснять свободные, затухающие, вынужденные колебания с энергетической точки зрения; описывать преобразование энергии при свободных гармонических колебаниях.
Использовать метод векторных диаграмм для описания явления резонанса в колебательных системах; описывать амплитудно-частотную характеристику колебательной системы, проводить анализ зависимости входящих в неё величин.
Решать физические задачи по кинематике и динамике колебательных движений, в том числе пружинного и математического маятников, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними, выбранных физических моделей.
Приводить примеры использования колебательных систем в технических устройствах; понимать физические основы их работы и принцип действия; приводить примеры резонансных явлений
Элементы теории относительности
Описывать противоречия между принципом относительности Галилея и законами электродинамики; формулировать постулаты специальной теории относительности, различие принципов относительности Галилея и Эйнштейна.
Объяснять относительность одновременности событий, течения (промежутков) времени, пространственных промежутков как следствий из постулатов СТО; рассматривать данные явления на примерах с двумя наблюдателями и движущимся объектом в различных системах отсчёта; описывать для движущихся объектов замедление времени (парадокс близнецов), сокращение длины
Описывать противоречия между принципом относительности Галилея и законами электродинамики; формулировать постулаты специальной теории относительности, различие принципов относительности Галилея и Эйнштейна.
Объяснять относительность одновременности событий, течения (промежутков) времени, пространственных промежутков как следствий из постулатов СТО; рассматривать данные явления на примерах с двумя наблюдателями и движущимся объектом в различных системах отсчёта; описывать для движущихся объектов замедление времени (парадокс близнецов), сокращение длины.
Объяснять закон сложения скоростей в СТО, соотношение классического и релятивистского законов сложения скоростей.
Понимать характер зависимости, связывающей энергию и импульс безмассовых частиц; зависимости, связывающей энергию, импульс частиц и массу частицы; объяснять физический смысл величин, входящих в соотношение Эйнштейна; формулировать выводы из соотношений, связывающих энергию, импульс и массу в СТО
Статика
Объяснять условия равновесия тел, виды равновесия твёрдого тела; описывать передачу давления жидкостями и газами, явления гидростатического и атмосферного давления, плавания тел.
Объяснять смысл физической модели: абсолютно твёрдое тело; физических величин: плечо силы, момент силы, КПД, давление, выталкивающая сила.
Решать задачи на применение условий равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов, законов Паскаля, Архимеда.
Понимать и объяснять смысл «золотого правила механики» и условия его выполнения; объяснять принцип действия простых механизмов; приводить примеры практического использования знаний о законах статики, гидро- и аэростатики.
Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике
Объяснять условия равновесия тел, виды равновесия твёрдого тела, понятие равнодействующей силы; описывать передачу давления жидкостями и газами, явления гидростатического и атмосферного давления, плавания тел.
Объяснять смысл физической модели: абсолютно твёрдое тело; физических величин: плечо силы, момент силы, КПД, давление, выталкивающая сила.
Решать задачи на применение условий равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов, законов Паскаля, Архимеда.
Понимать и объяснять смысл «золотого правила механики» и условия его выполнения; объяснять принцип действия простых механизмов; приводить примеры практического использования знаний о законах статики, гидро- и аэростатики.
Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике
При повторении материала: решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии.
Динамика вращательного движения
Объяснять понятия: момент инерции материальной точки, твёрдого тела, момент импульса твёрдого тела, системы тел; давать определения этим понятиям.
Характеризовать вращательное движение твёрдого тела при действии на него заданных сил, используя уравнение вращательного движения твёрдого тела.
Формулировать закон сохранения момента импульса; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Решать задачи о динамике вращательного движения твёрдого тела
Основы МКТ и термодинамики
Объяснять явления теплового движения молекул, броуновского движения, диффузии, смачивания веществ; формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.
Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества.
Давать определения количества вещества, молярной массы, объяснять смысл этих физических величин, их единиц в СИ.
Объяснять физический смысл постоянной Авогадро; решать задачи на определение молярной массы и массы молекул различных веществ, числа молей и числа молекул вещества заданной массы, объёма.
Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче.
Определять и объяснять смысл понятий: термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое равновесие, средняя кинетическая энергия теплового движения молекул, температура.
Характеризовать и использовать физические величины: температура, давление, объём, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ.
Понимать смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики), нулевого закона термодинамики, законов идеального газа, уравнения состояния идеального газа и основного уравнения МКТ; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры, давления; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; анализировать характер зависимости между физическими величинами.
Пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия.
Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче.
Решать задачи на расчёт количеств теплоты при теплообмене.
Объяснять понятие равновесного процесса, модели идеального газа.
Выражать графически зависимость между макропараметрами термодинамической системы для изопроцессов.
Применять первый закон термодинамики к изопроцессам, отвечать на четыре вопроса о состоянии системы в термодинамическом процессе. Решать задачи на законы идеального газа для изопроцессов, объединённый газовый закон, на применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорическому, адиабатическому процессам
Объяснять явления теплового движения молекул, броуновского движения, диффузии, смачивания веществ; формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.
Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества.
Давать определения количества вещества, молярной массы, объяснять смысл этих физических величин, их единиц в СИ.
Объяснять физический смысл постоянной Авогадро; решать задачи на определение молярной массы и массы молекул различных веществ, числа молей и числа молекул вещества заданной массы, объёма.
Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче.
Определять и объяснять смысл понятий: термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое равновесие, средняя кинетическая энергия теплового движения молекул, температура.
Характеризовать и использовать физические величины: температура, давление, объём, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ.
Понимать смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики), нулевого закона термодинамики, законов идеального газа, уравнения состояния идеального газа и основного уравнения МКТ; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин, анализировать характер зависимостей между величинами.
Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры, давления; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков; анализировать характер зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические закономерности, объяснять полученные результаты и делать выводы.
Пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия.
Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче.
Решать задачи на расчёт количеств теплоты при теплообмене.
Приводить примеры практического использования знаний о тепловых явлениях.
Объяснять понятие равновесного процесса, модели идеального газа.
Выражать графически зависимость между макропараметрами термодинамической системы для изопроцессов. Анализировать графики изопроцессов.
Объяснять зависимости между макропараметрами с точки зрения молекулярной теории.
Понимать всеобщий характер фундаментальных законов природы и смысл ограничений для частных законов идеального газа.
Применять первый закон термодинамики к изопроцессам, отвечать на четыре вопроса о состоянии системы в термодинамическом процессе. Решать задачи на законы идеального газа для изопроцессов, объединённый газовый закон, на применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорическому, адиабатическому процессам
Тепловые машины
Определять основные части любого теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).
Объяснять принцип действия тепловых машин, необходимые условия работы теплового двигателя.
Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей.
Объяснять смысл второго закона термодинамики в различных формулировках.
Приводить примеры необратимых процессов, характеризовать переход системы от порядка к хаосу
Определять основные части любого теплового двигателя, холодильной машины, теплового насоса (нагреватель, холодильник, рабочее тело).
Объяснять принцип действия тепловых машин, холодильных машин, тепловых насосов необходимые условия работы.
Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей, холодильный коэффициент холодильника, коэффициент передачи тепла теплового насоса.
Решать задачи о тепловых машинах, используя знание законов термодинамики, определений физических величин, соотношений между физическими величинами, законов и уравнения состояния идеального газа.
Объяснять смысл второго закона термодинамики в различных формулировках.
Приводить примеры необратимых процессов, характеризовать переход системы от порядка к хаосу
Агрегатные состояния вещества.Фазовые переходы
Описывать, определять и объяснять с точки зрения молекулярной теории процессы изменения агрегатных состояний вещества: испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации.
Давать определения понятиям и физическим величинам: насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления вещества; трактовать смысл физических величин.
Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования.
Описывать структуру твёрдых тел, характеризовать кристаллические тела и их особенности и свойства: анизотропию, полиморфизм, изотропность.
Объяснять графическую зависимость температуры вещества от времени в процессах плавления и кристаллизации.
Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ
Описывать, определять и объяснять с точки зрения молекулярной теории процессы изменения агрегатных состояний вещества: испарения и конденсации, кипения, плавления и кристаллизации.
Давать определения понятиям и физическим величинам: насыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления вещества; трактовать смысл физических величин.
Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения процессов испарения, конденсации, кипения, плавления вещества.
Рассчитывать количество теплоты, необходимое для плавления (или кристаллизации) вещества, удельную теплоту плавления и удельную теплоту парообразования.
Описывать структуру твёрдых тел, характеризовать кристаллические тела и их особенности и свойства: анизотропию, полиморфизм, изотропность.
Объяснять графическую зависимость температуры вещества от времени в процессах плавления и кристаллизации.
Измерять относительную влажность воздуха с помощью психрометра.
Решать физические задачи на определение характеристик и свойств вещества в различных агрегатных состояниях, на изменение агрегатных состояний вещества.
Понимать и описывать различия между поведением идеального газа и реального газа при изопроцессе, основываясь на моделях идеального газа и модели Ван дер Ваальса для реального газа; решать задачи о парах.
Объяснять явления, связанные с поверхностным натяжением и капиллярные явления; решать задачи на эти явления.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ
Электростатика
Объяснять электрические свойства веществ, электризацию тел, поляризацию диэлектриков и проводников на основе атомарного строения вещества.
Объяснять смысл физических моделей: положительный и отрицательный электрические заряды, планетарная модель атома, точечный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле.
Воспроизводить физический смысл и содержание понятия «электрическое поле как вид материи», характеризовать теории близкодействия и дальнодействия.
Понимать смысл законов: сохранения электрического заряда, закона Кулона, принципа суперпозиции (сложения электрических сил); объяснять содержание закона Кулона на уровне взаимосвязи физических величин.
Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, потенциал, диэлектрическая проницаемость, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля.
Решать задачи на использование закона Кулона, определять направление кулоновских сил, работу однородного электрического поля, энергию и заряд конденсатора.
Воспроизводить линии напряжённости электрического поля одного, двух точечных зарядов, двух пластин при объяснении электрических взаимодействий, решении задач.
Характеризовать проводники и диэлектрики, помещённые в однородное электрическое поле, по распределению их зарядов; объяснять процесс поляризации диэлектрика
Объяснять электрические свойства веществ, электризацию тел, поляризацию диэлектриков и проводников, взаимодействия зарядов на основе атомарного строения вещества.
Объяснять смысл физических моделей: положительный и отрицательный электрические заряды, планетарная модель атома, точечный заряд, линии напряжённости электрического поля, однородное электрическое поле.
Воспроизводить физический смысл и содержание понятия «электрическое поле как вид материи», характеризовать теории близкодействия и дальнодействия.
Объяснять смысл законов: сохранения электрического заряда, закона Кулона, принципа суперпозиции (сложения электрических сил); объяснять содержание закона Кулона на уровне взаимосвязи физических величин.
Описывать физические величины: электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, потенциал, диэлектрическая проницаемость, ёмкость конденсатора, энергия электрического поля.
Решать задачи на использование закона Кулона, определять направление кулоновских сил, работу однородного электрического поля, энергию и заряд конденсатора; рассчитывать напряжённость поля равномерно заряженной плоскости, сферы.
Воспроизводить линии напряжённости электрического поля одного, двух точечных зарядов, двух пластин при объяснении электрических взаимодействий, решении задач.
Характеризовать проводники и диэлектрики, помещённые в однородное электрическое поле, по распределению их зарядов; объяснять процесс поляризации диэлектрика; решать задачи о проводниках и диэлектриках, помещённых в однородное электрическое поле
Содержание учебного материала.
№
Содержание урока
Электронно- образовательный ресурс
Гл. 1
Введение
1
Введение. Повторение.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fac6df4e-d975-4a04-b77f-e96839a2df40/%5BPH10_01-001%5D_%5BPK_06%5D.swf
2
Единицы физических величин.
3
Вводный тест.
Механика
Гл.2
Кинематика материальной точки
4
Закон движения. Перемещение.
5
Скорость.
6
Решение задач.
7
Решение задач.
8
Лабораторная работа: «Относительность движения»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce324756-37ff-40bb-b57d-ccac818c88b7/%5BPH10_02-003%5D_%5BPK_02%5D.swf
9
Равномерное прямолинейное движение.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47c61fe1-cfb2-41a9-8220-30f0acb37f00/%5BPH10_02-004%5D_%5BIM_01%5D.swf
10
Лабораторная работа: «Перемещение и скорость»
11
Решение задач.
12
Ускорение.
13
Прямолинейное движение с постоянным ускорением.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/92e0e3b3-630b-47f3-a32a-dd94199807be/%5BPH10_02-005%5D_%5BMA_01%5D.swf
14
Лабораторная работа: «Определение ускорение тела при равноускоренном движении»
15
Решение задач.
16
Свободное падение тел.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb9d4db6-4562-42a5-b32c-665f4aaacb94/%5BPH10_02-008%5D_%5BPK_01%5D.swf
17
Графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени при равнопеременном движении.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a3e37daa-bc2d-4ffc-abc2-f6b6f9d81be4/%5BPH10_02-007%5D_%5BIM_02%5D.swf
18
Решение задач.
19
Баллистическое движение.
20
Лабораторная работа: «Свободное падение под углом к горизонту»
21
Решение задач.
22
Решение задач.
23
Контрольная работа
24
Кинематика периодического движения.
25
Колебательное движение.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d75afd05-e633-4e3d-b80f-3bce091ebb64/%5BPH10_GL02-P012%5D_%5BMA_01%5D.swf
26
Решение задач на тему: «Движение тела по окружности»
27
Зачет по теме: «Кинематика материальной точки»
Гл. 3
Динамика материальной точки.
28
Принцип относительности Галилея.
29
Законы Ньютона.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db3d98ac-7109-4440-8b6d-68770506ec80/%5BPH10_03-007%5D_%5BQS_05%5D.html
30
Решение задач.
31
Решение задач.
32
Сила упругости.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19488610-2f54-4e2c-8bba-991f1b4d9b5b/%5BPH10_003-06%5D_%5BPD_25%5D.swf
33
Решение задач.
34
Сила трения.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/77c4349a-2408-408e-a063-2dd3704cab53/%5BPH10_03-005%5D_%5BQS_02%5D.html
35
Лабораторная работа: «Движение брусков»
36
Гравитационная сила. Закон Всемирного тяготения.
37
Сила тяжести. Вес тела.
38
Применение законов Ньютона.
39
Решение задач.
40
Решение задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba4f2d59-9a5a-43fb-bd10-be160e3a015f/%5BPH10_003-07%5D_%5BPD_26%5D.swf
41
Контрольная работа.
42
Зачет по теме: «Динамика»
Гл. 4
Законы сохранения
43
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14e85acc-2a3e-4fbc-8ea5-ce86159d5cc8/%5BPH10_04-001%5D_%5BQS_07%5D.html
44
Решение задач.
45
Решение задач.
46
Решение задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/defa4004-9d36-46e0-97e6-f293e36797e4/%5BPH10_004-03%5D_%5BPD_05-1%5D.swf
47
Практическая работа.
48
Работа силы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ef48fc2-b815-428a-9f01-16e7fababcf9/%5BPH10_004-04%5D_%5BPD_12%5D.swf
49
Потенциальная энергия.
50
Потенциальная энергия сил гравитации и упругости.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be4ad9cb-c3f7-4c49-ab50-84c3d267786e/%5BPH10_004-05%5D_%5BPD_19%5D.swf
51
Кинетическая энергия.
52
Мощность.
53
Закон сохранения механической энергии.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80b00591-6ce6-4ab9-88a1-854a4e56ed75/%5BPH10_04-009%5D_%5BQS_04%5D.html
54
Решение задач.
55
Абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения.
56
Лабораторная работа: «Упругое и неупругое соударения»
57
Момент силы.
58
Решение задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93e9a482-221e-452d-81ec-709ef21ebae5/%5BPH10_003-05%5D_%5BPD_21%5D.swf
59
Статика. Решение задач.
60
Решение задач.
61
Решение задач.
62
Зачет по теме: «Законы сохранения. Статика»
Гл.5
Динамика периодического движения.
63
Движение тел в гравитационном поле.
64
Решение задач.
65
Динамика свободных колебаний.
66
Решение задач.
67
Лабораторная работа: «Колебание груза на пружине»
68
Колебательная система под действием внешних сил.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6ff3234e-18e5-11dc-8314-0800200c9a66/110829/?interface=catalog&class=54&subject=30
69
Вынужденные колебания. Резонанс.
70
Решение задач.
71
Зачет по теме: «Динамика периодического движения»
Гл.6
Релятивистская механика.
72
Постулаты СТО.
73
Относительность времени. Замедление времени.
74
Релятивистский закон сложения скоростей.
75
Взаимосвязь массы и энергии.
76
Контрольная работа.
Гл.7
Молекулярная структура вещества.
77
Масса атомов.
78
Решение задач.
79
Основные положения МКТ.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10a3c0cc-72a4-4c4d-a3fa-3a4c0c71d177/%5BPH10_06-007%5D_%5BPD_22_1%5D.swf
80
Агрегатные состояния вещества.
81
Решение задач.
Гл.8
МКТ идеального газа.
82
Распределение молекул идеального газа в пространстве.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d5d455-4100-4c24-aaa5-8017710bc855/%5BPH10_06-005%5D_%5BIM_04%5D.swf
83
Температура.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7da8088c-1f4a-46fd-bccf-3a11764df076/53110/?interface=catalog&subject=30
84
Основное уравнение МКТ.
85
Решение задач.
№
Содержание урока
86
Уравнение Менделеева-Клайперона.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7da8088c-1f4a-46fd-bccf-3a11764df076/53111/?interface=catalog&subject=30
87
Решение задач.
88
Решение задач.
89
Изопроцессы.
90
Лабораторная работа: «Изопроцессы»
91
Решение задач.
92
Решение графических задач.
93
Решение комбинированных задач.
94
Контрольная работа.
95
Зачет по теме: «МКТ»
Гл.9
Термодинамика.
96
Внутренняя энергия.
97
Работа газа при изопроцессах.
98
Количество теплоты.
99
Решение задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2678ed98-3073-4dcf-8cde-87c4c6f53292/%5BPH10_06-009%5D_%5BAM_09%5D.swf
100
Решение задач.
101
Первый закон термодинамики.
102
Решение задач.
103
Адиабатный процесс.
104
Тепловые двигатели.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66dfcc34-251a-4687-8e65-daa8bd9dd59b/%5BPH10_06-011%5D_%5BPD_30%5D.swf
105
Решение задач.
106
Второй закон термодинамики.
107
Зачет по теме: «Термодинамика»
Гл.10
Жидкость и газ.
108
Фазовый переход пар-жидкость.
109
Испарение. Конденсация.
110
Решение задач.
111
Насыщенный пар. Влажность воздуха.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43af7fcd-bebf-4146-b3c8-4392e6cdc3e7/%5BPH10_06-028%5D_%5BQS_01%5D.html
112
Решение задач.
113
Решение задач.
114
Кипение жидкости.
115
Поверхностное натяжение.
116
Решение задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd817028-65be-4f0f-a18d-6b861905d79c/%5BPH10_06-022%5D_%5BPD_60%5D.swf
117
Смачивание. Капиллярность.
118
Решение задач.
119
Контрольная работа.
Гл.11
Твердое тело
120
Кристаллизация и плавление твердых тел.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4bac5617-a2ea-47ee-b072-66920964c392/%5BPH10_06-029%5D_%5BPD_80%5D.jpg
121
Решение задач.
122
Структура твердых тел.
123
Кристаллическая решетка.
124
Механические свойства твердых тел.
125
Решение задач.
126
Контрольная работа.
Гл.12
Механические и звуковые волны
127
Распространение волн в упругой среде.
128
Периодические волны.
129
Стоячие волны.
№
Содержание урока
130
Звуковые волны.
131
Высота, тембр, громкость звука.
132
Решение задач.
Гл.13
Силы электромагнитного взаимодействия
133
Электрический заряд.
134
Электризация тел. Закон Кулона. Закон сохранения заряда.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6ff3234e-18e5-11dc-8314-0800200c9a66/110847/?interface=catalog&class=54&subject=30
135
Решение задач.
136
Решение задач.
137
Равновесие статических зарядов.
138
Лабораторная работа: «Взаимодействие точечных зарядов»
139
Решение задач.
140
Напряженность электростатического поля.
141
Решение задач.
142
Линии напряженности электростатического поля.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7da8088c-1f4a-46fd-bccf-3a11764df076/53141/?interface=catalog&subject=30
143
Принцип суперпозиции электростатических полей.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7da8088c-1f4a-46fd-bccf-3a11764df076/53142/?interface=catalog&subject=30
144
Решение задач.
145
Решение задач.
146
Контрольная работа.
Гл.14
Энергия электромагнитного взаимодействия
147
Работа сил электростатического поля.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8135f436-cb6e-4432-996f-a894bc236c3d/%5BPH10_07-008%5D_%5BPD_22%5D.swf
148
Решение задач.
149
Потенциал электростатического поля.
150
Решение задач.
151
Электростатическое поле в веществе.
152
Диэлектрики в электростатическом поле.
153
Решение задач.
154
Проводники в электростатическом поле.
155
Распределение зарядов по поверхности проводника.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9459ff6-69a9-476e-91b3-797d60c2d1c7/%5BPH10_07-012%5D_%5BPD_42%5D.swf
156
Решение задач.
157
Электроемкость уединенного проводника.
158
Электроемкость конденсатора.
159
Виды соединения конденсаторов.
160
Решение задач.
161
Решение задач.
162
Энергия электростатического поля.
163
Решение задач.
164
Решение задач.
165
Зачет по теме: «Энергия электромагнитного взаимодействия».
166
Контрольная работа.
Гл.15
повторение
167-168
Подготовка к итоговому тестированию.
http://phys.reshuege.ru/
169-170
Итоговое тестирование.
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Для реализации программы за основу взята учебная и учебно-методическая литература для обучающихся и учителей, рекомендованная Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе:
В 10 классе :
Для учащихся:
Касьянов В.А..Физика: Механика. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. М.: Дрофа 2015
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. – 11-е изд. – М.: Дрофа2010
Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободков Б.А. Физика: Электродинамика. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. – 11-е изд. – М.: Дрофа2009
Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. –М.: Просвещение, 2010.
Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2010.
Сборник вопросов и задач по физике/Гольдфарб Н.И.:М.; Наука
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит.
Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан.. – М.: Просвещение 2012.
Физика. Дидактические материалы 10 класс/ А.Е.Марон, Е.А.Марон.
Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. – М.: Просвещение
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. Дидактический материал. Под ред. Ю.И. Дика, О.В. Кабардина. М.: Просвещение
Для учителя:
А.В.Авдеева, А.Б.Долицкий « Тематическое и поурочное планирование 10 класс к учебникам под редакцией Г.Я.Мякишева. Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электродинамика.» М.Дрофа 2014
А.В.Авдеева «Методические рекомендации по использованию учебников по физике Г.Я.Мякишева»/ М.Дрофа 2013
Практикум по физике в средней школе. Под ред. А.А. Покровского. М., «Просвещение».
Демонстрационный эксперимент по физике. Под ред. А.А. Покровского. М., «Просвещение»
Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение
Н. В. Ильина "Тематический контроль по физике" Москва: изд-во "Интеллект-Центр" –
О. Ф. Кабардин "Физика. Тесты" Москва: изд-во "Дрофа" – 2011 г.
Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М.: Просвещение.- Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс» Н.Н. Тулькибаева А.Э.Пушкарев
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. Дидактический материал. Под ред. Ю.И. Дика, О.В. Кабардина. М.: Просвещение
Дополнительная литература и интернет ресурсы для учителя, учащихся и родителей:
Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10 класс. К учебнику Мякишева./Марон А.Е.
А.И. Ромашкевич «Физика. Электродинамика. Учимся решать задачи. 10 класс».М.Дрофа 2013
А.И. Ромашкевич «Физика. Электродинамика. Учимся решать задачи. 10 класс».М.Дрофа 2014
А.И. Ромашкевич «Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. Учимся решать задачи. 10 класс».М.Дрофа
Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань»
Практикум по физике в средней школе. Под ред. А.А. Покровского. М., «Просвещение»
Под ред. Б.И.Спасского «Хрестоматия по физике в средей школе»/М: Просвещение
8. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
13. Сайты «Энциклопедия энциклопедий»,
например:http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
http://www.fipi.ru/view/sections/197/docs/388.html
http://www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/prep/phis001/work.html
http://physflash.narod.ru.
15