Рабочая программа по математике 10 класс (УМК Ю.М. Колягин, Л.С. Атанасян)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол ШМО №__ зам. директора по Приказ №____от «__» ______
от»___» августа 2015 г. УР____________ Директор МБОУ СОШ № 1
Жаркова Л.И._______ Рогозина Т.В. Гиря М.А._____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 10 класс
на 2015-2016 учебный год
всего 170 часов
5 часов в неделю
Составила учитель математики
Жаркова Любовь Ильинична
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТТе Тематическое планирование по математике составлено на основе федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования, примерной программы по алгебре и началам анализа, в соответствии с содержанием
учебника Ю.М.Калягина и др, примерной программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна,
В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва.
Просвещение.2009г. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
на 2014-2015 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии
с содержанием базисного учебного плана 2004 года.
Тематическое планирование по алгебре составлено на 102 учебных часа (3 часа в неделю), по геометрии на 68 часов
(2 часа в неделю).
Ц Цель изучения алгебры и математического анализа, геометрии – систематическое изучение функций, как важнейшего
математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного
значения общих методов математики, связанных с исследованиями функций, подготовка необходимого аппарата для изучения
геометрии и физики.
Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к анализу,
выяснением их практической значимости. Характерной особенностью курса является систематизация и обобщение
знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при
изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Обучение в 10-11 классах должно обеспечивать подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования,
а так же к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Изучение математики в старшей школе направлено на достижение:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки,
средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, и интуиции, критичности мышления на уровне,
необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её
производных, в будущей профессиональной деятельности
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,
для изучения школьных естественно - научных дисциплин, для получения образования
в областях, требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике
как к части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики,
эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного процесса.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность
применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
- историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой
деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями,
изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом
расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при
необходимости справочник и вычислительные устройства.
ПЛАНИРОВАНИЕ
по алгебре и началам математического анализа 10 кл.
Составлено в соответствии с содержанием учебника Ю.М.Калягина и др.
34 х 3 ч = 102 ч
№
уроков
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Календарные сроки
ТСО
и
ИКТ
Дом.
зад.
Требования к уровню подготовки
По
плану
Факт.
Глава I. Повторение курса алгебры 7-9 кл. (3 часа)
Глава IV. Степень с действительным показателем (11часов)
4
5-6
7-9
10-12
13
14
Действительные числа
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
Арифметический корень натуральной степени
Степень с рациональным и действительным показателями
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №1
1
2
3
3
1
1
§1
§2
§3
§4
§1-4
-Уметь определять к какому множеству чисел относится заданное число, находить пределы последовательностей,
-уметь проводить алгебраические преобразования выражений, содержащих степени и радикалы
Глава V. Степенная функция (13 часов)
15-17
18-19
20
21-22
23- 24
25
26
27
Степенная функция, ее свойства и график
Взаимно обратные функции. Сложные функции
Дробно-линейная функция
Равносильные уравнения и неравенства
Иррациональные уравнения
Иррациональные неравенства
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №2
3
2
1
2
2
1
1
1
§1
§2
§3
§4
§5
§6
§1-6
-Уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функций, строить графики изученных функций, решать уравнения и неравенства, системы уравнений используя свойства функции и график
Глава VI. Показательная функция (10 часов)
28-29
30-31
32-33
34-35
36
37
Показательная функция, ее свойства и график
Показательные уравнения
Показательные неравенства
Системы показательных уравнений и неравенств
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №3
2
2
2
2
1
1
§1
§2
§3
§4
§1-4
-Решать задачи, используя свойства показательной функции, определять значение показательной функции по значению аргумента, строить график функции, описывать по графику свойства и поведение функции, решать показательные уравнения и неравенства и их системы
Глава VII. Логарифмическая функция (15 часов)
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52
Логарифмы
Свойства логарифмов
Десятичные и натуральные логарифмы
Логарифмическая функция, ее свойства и график
Логарифмические уравнения
Логарифмические неравенства
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №4
2
2
2
2
2
2
2
1
§1
§2
§3
§4
§5
§6
§1-6
-Решать задачи, используя свойства логарифмической функции, определять значение логарифмической функции по значению
аргумента,
-строить график функции, описывать по графику свойства и поведение функции, решать логарифмические уравнения и неравенства и их системы
Глава VIII. Тригонометрические формулы (21 час)
53
54-55
56-57
58
59-60
61-62
63
64-65
66
67
68-69
70
71
72
73
Радианная мера угла
Поворот точки вокруг начала координат
Определение синуса, косинуса, тангенса угла
Знаки синуса, косинуса и тангенса
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того угла
Тригонометрические тождества
Синус, косинус и тангенс углов и -
Формулы сложения
Синус, косинус и тангенс двойного угла
Синус, косинус и тангенс половинного угла
Формулы приведения
Сумма и разность синусов
Сумма и разность косинусов
Произведение синусов и косинусов
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №5
1
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7
§8
§9
§10
§11
§12
§13
§1-13
- -ведение проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции,
-проводить преобразования тригонометрических выражений,
- определять знаки тригонометрических функций,
-выражать тригонометрические функции
тупого угла через острые,
-преобразовывать сумму и разность тригонометрических функций в произведение и наоборот
Глава IX.Тригонометрические уравнения (15 часов)
74-76
77-79
80-81
82-84
85-86
87
88
Уравнения cos x = a
Уравнение sin x = a
Уравнение tg x = a
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения
Методы замены неизвестного и разложения на множители, метод оценки правой и левой частей тригонометрического уравнения
Урок обобщения и систематизации знаний
Контрольная работа №8
3
3
2
3
2
1
1
§1
§2
§3
§4
§5
§1-5
-уметь решать простейшие тригонометрические уравнения вида cos x = a,
sin x = a, tg x = a;
-уметь решать тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим;
-уметь решать однородные и линейные тригонометрические уравнения;
-уметь решать тригонометрические уравнения методом замены переменной и разложения на множители, методом оценки;
- уметь решать системы тригонометрических уравнений;
Итоговое повторение. Решение задач (14 часов)
Реализация рабочей программы по алгебре осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1. 1. М. Калягин, М.В. Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа, Учебник.– М.: Просвещение, 2009.
2. И 2. Изучение алгебры и начала математического анализа в 10 классе . Книга для учителя (авторы Н.Е.Федорова, М.В.Ткачева).
3 3. Алгебра. Начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса (авторы М.И.Шабунин, М.В.Ткачева,
Н.Е.Федорова,
4. Реализация рабочей программы по геометрии осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2008
-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2007
-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2007
Дополнительная литература:
В.А. Яровенко Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 10 класс. Москва. «ВАКО». 2006
Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2008
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и зачётные работы. Устная геометрия. 10-11 классы.
Москва. ИЛЕКСА. 2005
Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов,
устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Учебно-тематический план по геометрии
№ п/п
Тема
Количество
часов
Контрольные работы
1.
Некоторые сведения из планиметрии
12
2.
Введение. Аксиомы стереометрии
3
3.
Параллельность прямых и плоскостей
16
2
4.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
17
1
5.
Многогранники
14
1
6.
Повторение
6
Итого
68
4
В содержание курса геометрии в 10 классе входит ряд тем по планиметрии. В учебнике они изложены в последней главе
«Некоторые сведения из планиметрии»
Календарно-тематическое планирование по геометрии
№
урока
Т е м а у р о к а
Контроль
роки
Некоторые сведения из планиметрии (12 часов)
Основная цель:
Повторить и углубить знания из курса планиметрии
1
Угол между касательной и хордой
2
Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью
3
Углы с вершинами внутри и вне круга
4
Вписанный четырехугольник. Описанный четырехугольник
5
Решение треугольников. Теорема о медиане.
6
Решение треугольников. Теорема о биссектрисе треугольника.
7
Решение треугольников. Формулы площади треугольника.
8
Решение треугольников. Формула Герона.
9
Теорема Менелая
10
Теорема Чевы
11
Эллипс, гипербола и парабола.
12
Решение задач на уравнение эллипса, гиперболы и параболы.
Введение (3 ч)
Основная цель:
познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными
понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе;
вывести первые следствия из аксиом;
дать представление о геометрических телах и их поверхностях,
об изображении пространственных фигур на чертеже, о
прикладном значении геометрии.
13
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
14
Некоторые следствия из аксиом.
УО
15
Некоторые следствия из аксиом.
УО, ИЗ
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (16 час)
Основная цель:
сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного
расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости;
изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
16
Параллельные прямые в пространстве.
§ 1 п.4
17
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.
§ 1 п.5
УО
18
Параллельность прямой и плоскости. § 1 п.6
УО
19
Решение задач на параллельность прямой и плоскости. § 1
СР
20
Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые. § 2 п.7
УО, ИЗ
21
Углы с сонаправленными сторонами. § 2 п.8
ПО
22
Угол между прямыми. § 2 п. 9
23
Решение задач на взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве.
Контрольная работа № 1 по теме « Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости»
КР
24
Параллельные плоскости. § 3 п.10
25
Свойства параллельных плоскостей. § 3 п.11
ПО
26
Тетраэдр. § 4 п.12
УО, ИЗ
27
Параллелепипед. § 4 п.13
Тест по теории
28
Задачи на построение сечений. § 4 п.14
29
Решение задач по теме «Тетраэдр. Параллелепипед». § 4
30
Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей»
КР
31
Зачет № 1
Зачёт
Глава II Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 час)
Основная цель:
ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей;
изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух
плоскостей;
ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до
плоскости, расстояние между параллельными плоскостями,
между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между
скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью,
угол между двумя плоскостями;
изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
32
Перпендикулярность прямой и плоскости § 1 п.15
33
Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. § 1 п.16
УО
34
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. § 1 п.17
35
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. § 1 п.18
УО, ИЗ
36
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
СР
37
Перпендикуляр и наклонные к плоскости. § 2 п.19
Расстояние от точки до плоскости.
§ 2 п.20
УО
38
Теорема о трех перпендикулярах.
§ 2 п.20
УО, ИЗ
39
Решение задач на теорему о трех перпендикулярах
40
Угол между прямой и плоскостью. § 2 п.21
ПО
41
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21
УО, ИЗ
42
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. § 2 п.20, 21
СР
43
Двугранный угол.
§ 3 п.22
44
Признак перпендикулярности двух плоскостей.
§ 3 п.23
Тест по теории
45
Прямоугольный параллелепипед. § 3 п.24
46
Трехгранный угол. Многогранный угол. Повторение теории. Решение задач.
47
Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
КР
48
Зачет № 2
Зачёт
Глава III Многогранники (14 час)
Основная цель:
познакомить учащихся с основными видами
многогранников
(призма, пирамида, усечённая пирамида),
с правильными многогранниками и
элементами их симметрии.
49
Понятие многогранника. Призма. § 1 п.25
50
Площадь поверхности призмы. § 1 п.26, 27
УО
51
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
СР
52
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29
53
Пирамида. Правильная пирамида. § 2 п.28,29
УО
54
Усеченная пирамида
ПО
55
Решение задач по теме «Пирамида».
СР
56
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. § 3 п.31
Тест по теории,
ИЗ
57
Понятие правильного многогранника. § 3 п. 32
58
Элементы симметрии правильных многогранников
59
Симметрия в пространстве
60
Решение задач на правильные многогранники
61
Контрольная работа № 4 по теме «Многогранники»
КР
62
Зачет №3 по теме «Многогранники»
Зачёт
Итоговое повторение курса геометрии
(6 часов)
Основная цель:
обобщить и систематизировать знания
по курсу 10 класса
Повторение (6 часов)
63
Аксиомы стереометрии и их следствия.
УО
64
Параллельность прямых и плоскостей.
ИЗ
65
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
УО, ИЗ
66
Решение задач на вычисление площадей разных фигур
67
Решение задач на построение сечений
ИЗ
68
Обобщение материала. Урок- беседа по курсу геометрии
Формы обучения и контроля: традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, лекция, семинар, конференция,
тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, лабораторный
практикум, зачёт.
Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также
на основе федерального компонента государственного стандарта. Система уроков условна, но все же выделяются следующие
виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками,
мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды
работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных
функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как
электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом
и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной
подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных
задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся,
тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в
компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной
теме.
Урок- самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной
подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»; большой список заданий разного уровня, из которого учащийся
решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует
по своему усмотрению.
Урок- контрольная работа. Проводится на трех уровнях: уровень обязательной подготовки - «А», повышенный уровень - «В»
и высокий уровень - «С».
Учебный комплект для учащихся
Л. С. Атанасян, учебник для образовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. 10-11 классов, Москва,
«Просвещение», 2008 г.
Методические пособия для учителя:
С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов, Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику: книга для учителя, «Просвещение», 2008г.
Б. Г. Зив, дидактические материалы по геометрии для 10 класса, Москва, «Просвещение», 2006г.
Зив Б. Г., Мейлер В. М., Баханский А. П. Задачи по геометрии для 7-10 классов. М.: Просвещение, 2003.
Геометрия. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. / Авт-сост. Г.И.Ковалёва. – Волгоград: Учитель, 2005.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного)
общего образования / министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва, 2005г.-44с.
Бобровская А.В. Практикум по стереометрии. Пособие для учащихся . изд.4, дополненное и переработанное 2006г.-52с.