Рабочая программа по русскому языку (10 класс) по учебнику В.В. Бабайцевой. Профильный уровень


Пояснительная записка
В предлагаемой программе учитываются основы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерная программа среднего образования по русскому языку. Профильный уровень». Программа составлена по программе по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой 3-е издание, 2010 г.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Содержание курса русского языка в 10—11 классах, изучающих русский язык на профильном (филологическом) уровне обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. «Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения».
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие идеи (принципы):
1.Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
2.Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
3. Изучение языка способствует развитию мышления.
4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся.
5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи
6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории
7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
8. Совершенствование языкового чутья учащихся – важнейшее условие совершенствования их речи.
Учащиеся 10-11 классов профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно-исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.
Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, и в частности на завершающем этапе обучения русскому языку – в 10-11 классах.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:
функции языка;
строение текста, соотношение языка, речи и слова;
основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;
уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;
производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический); производить анализ текста;
пользоваться разными типами словарей и справочников;
принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;
редактировать тексты;
составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).
Основное содержание курса русского языка за 10 класс (102 ч)
Вспомним изученное (10 ч)
I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 ч)
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
II. Русский язык – один из богатейших языков мира (76 ч)
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи соблюдение норм русского литературного языка точной словоупотребления, ясность, чистота ясность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского языка. Предшественники А.С. Пушкина. А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
11 класс (102 ч)
III. Принципы русского правописания (10 ч)
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
IV. Повторение изученного (92ч)
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Календарно-тематическое планирование
№п\п Тема урока Содержание Подготовка к ЕГЭ Тип урока Виды деятельности учащихся
1. Вводный урок
Ро Роль языка в жизни общества.
Специфика курса русского языка в старших классах. Урок повторения изученного материала ПИМ Ознакомительное чтение (знакомство с учебником). Беседа о языке. Составление текста-рассуждения
Повторение 10 ч.
2. Вспомним изученное. Комплексный анализ текста. Основные единицы языка.
Основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация 2, 20, 21 Урок систематизации и обобщения изученного материала СОИМ Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка.
Комплексный анализ текста. Составление текста-рассуждения. Составление текстов по данному началу.
Подбор эпитетов к словам. Риторическое определение.
С Составление предложений по характеристикам.
Сочинение-эссе
3. Вспомним изученное. Фонетика.
4 СОИМ 4. Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование. 25 СОИМ 5-6. Вспомним изученное. Морфология. 6 СОИМ 7. Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. 7, 15, 16, 17 СОИМ 8-9. Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение. 18, 19 СОИМ 10-11. Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. Урок контроля урок коррекции знаний и умений К КЗУ Общие сведения о языке (9ч.+2ч.+4ч.)
12. Функции языка. Функции языка. Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения.
Язык и речь. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как один из рабочих языков ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе. 5 Урок изучения нового материала ИНМ Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного).
Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля.
Работа с толковым словарём. Устное рассуждение на лингвистическую тему. Участие в мини-дискуссии.
Комплексный анализ текста. Подробное изложение.
Составление текстов по опорным словам. Составление текста-рассуждения (ответ на вопрос). Сообщения об известных уче- ных-русистах (Ф. И. Буслаев,
И. А. Бодуэн де Куртенэ,
В. В. Виноградов, А. М. Пешковский, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба и др.)
13-14. Р.Р. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. Урок развития речи РР 15-16. Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность. 5, 22 ИНМ 17. Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. 8, 9 ПИМ 18. Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. 8, 9 ПИМ 19. Русский язык – государственный язык Российской федерации. 20 ИНМ 20. Русский язык как националь-ный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. 22 ИНМ 21. Р.Р. Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». РР 22. Русистика на современном этапе. 20, 21 ИНМ 23-24. Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. 8, 9 ПИМ 25-26. Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. К КЗУ 27. Состав современного русского
языка. Русский язык— один из богатейших языков мира. 5, 22 ИНМ Комплексный анализ текста публицистического стиля.
Дискуссия на лингвистическую тему.
28. Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» 20, 25 РР Текст (9ч.+1ч.+2ч.)
29. Текст. Понятие о тексте. Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Именительный представления. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связь частей текста. 1, 20 ИНМ СОИМ Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Сопоставительный анализ предложений.
Подробное изложение. Сжатое изложение текста.
Устное сочинение-рассуждение. Составление текстов с разными видами связи предложений. Создание текста на основе данного. Сочинение-эссе.
30. Способы выражения темы. Заглавие. 1, 2, 20 ИНМ 31-32. Способы выражения темы. Начало и конец текста.
Р.Р. Изложение. РР 33-34. Повторение орфографии. Правописание приставок. 9 ПИМ 35. Способы выражения темы. Ключевые слова. 5, 22, 24 ИНМ ПИМ 36. Синтаксис текста. Предложе-ние в составе текста. 23 ИНМ ПИМ 37. Количество и характер предложений в тексте.
Р.Р. Мини-эссе. РР 38. Способы связи предложений в тексте. 23 ИНМ 39. Средства связи частей текста.
23 ИНМ 40. Р.Р. Сжатое изложение. РР Типы речи (6ч.+3ч.)
41-42. Типы речи. Повествование.
Р.Р. Сочинение-повествование. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки.
Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте.
Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. РР Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи.
Анализ медитативного текста-рассуждения. Создание юмористического рассказа на основе собственного опыта. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
43. Повторение орфографии. Правописание суффиксов. 10, 11, 14 ПИМ 44-45. Типы речи. Описание.
Р.Р. Сочинение-описание. РР 46. Повторение орфографии. Правописание разделитель-ных ъ и ь. Повторение орфо-графии. Ь после шипящих. 11 ПИМ 47. Правописание не и ни со словами. Контрольный словарный диктант. 12 К 48. Типы речи. Рассуждение.
Р.Р. Сочинение-рассуждение. РР 49. Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. 21 РР Устная и письменная формы речи 2ч.
50-51. Устная и письменная формы речи.
Устная и письменная формы речи. Их специфика 1, 20, 21, 24 РР Составление таблицы по тексту параграфа. Частичный анализ текста. Подбор эпитетов к словам. Жанр дневниковой записи
Русский литературный язык и его нормы (10ч.+2ч.+4ч.)
52-53. Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.
Литературный язык и его нормы.

Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление 4 ИНМ Наблюдение за собственной речью и речью окружающих.
Самоанализ речевого поведения.

Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала.
Работа с лингвистическими словарями.

Составление текстов по опорным словам.
Редактирование.

Устное рассуждение на общественно значимую тему.
Изложение с творческим заданием
54. Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. 10 ПИМ 55. Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. 10, 14 ПИМ 56-57. Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. 5 ИНМ 58-59. Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М.Достоевскому). К 60-61. Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. 6 ИНМ 62. Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. 10, 14 ПИМ 63. Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. 10, 14 ПИМ 64-65. Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. 7 ИНМ 66-67. Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. К Стили русского литературного языка(10ч.+2ч.+4ч.)
68. Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. Стили литературного языка: разговорный и книжные — научный, деловой, публицистический, художественный.
Их признаки.
Сфера употребления.
Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. 1, 2, 21 ИНМ ЗИМ
Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей.
Составление текстов разных стилей речи.
Сочинение на основе личных наблюдений.
Сочинение об исторических местах.

Жанры деловой речи: резюме.
Жанры публицистики: заметка, репортаж.
Составление текста художественного стиля по данной концовке.
Изложение по памяти с творческим заданием.
69-70. Стили русского литературного языка. Научный стиль. 1, 2, 21 ИНМ ПИМ 71. Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. 11 ПИМ 72. Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. 11 ПИМ 73. Деловой стиль. Жанры деловой речи.
Р.Р. Резюме. 21 ИНМ РР 74-75. Стили русского литературного языка. Публицистический стиль.
Р.Р. Репортаж как речевой жанр. 21 ИНМ РР 76-77. Стили русского литературного языка. Художественный стиль. 1, 21, 24 ИНМ ПИМ 78-79. Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. 8, 13 ПИМ 80-81. Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием. РР 82-83. Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». К 84-85. Синонимика русского языка. Лексические синонимы. Лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов.
Роль синонимов в речи. ИНМ ПИМ Составление тезисного плана параграфов учебника.
Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текста на основе данного.
Продолжение текста притчи, формулирование морали. Сочинение-рассуждение о друзьях
3, 22 86-88. Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. 13 ПИМ 89. Морфемные синонимы
22 ИНМ 90. Морфологические синонимы.
6, 22 ИНМ 91. Синтаксические синонимы.
24 ИНМ Культура речи(2ч.+2ч.)
92. Культура речи.
Культура речи. Содержательность речи, правильность, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др. 4, 5, 6, 7 РР
Беседа о культуре речи, речевом этикете.
Анализ этикетных ситуаций.
Сочинение-рассуждение по высказыванию.
93. Культура речи. Речевой этикет.
Р.Р. Сочинение-рассуждение. РР 94-95. Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. 12 ПИМ Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка (5ч.+4ч.)
96-97. Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. 1, 20 ИНМ ЗИМ Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах. Сочинение-эссе.
98-99. А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка. 24 ИНМ 100. Обобщающий урок по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». 1, 25 СОИМ 101-102. Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм. 8 - 14 ПИМ 103-104. Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. К
КЗУ 105. Резервный урок.
ЛитератураДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988.
Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000.
Бабайцева В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. — М., 2005.
Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004.
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М., 2003.
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М., 1998.
Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
П олитова И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. — Коломна, 2008.
Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 2005.
Сыров И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. — М., 2005.
Сыров И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. — 2002. — № 3.
Успенский М. Б. В мире парадоксов русского языка. — М., 2006.
Хисамова Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. — М., 2007.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
БабайцеваВ.В. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Дрофа, 2014.
Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Львова С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С. И. Русский язык в кроссвордах. — М., 2002.
Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
Панов М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. — М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Смелкова З. С. Деловой человек: культура речевого общения. — М., 1997.
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Ш анский Н. М. Лингвистические детективы. — М., 2002.
Словари и справочники.