Конспект по самопознанию на тему Жить по совести 4 класс
План урока самопознания
Боровская областная санаторная школа-интернат Дата: 08.02. 2016
№ 21
Тема: Жить по совести.
Ценность: Истина
Качества: Честность, правдивость.
Педагог: Бахтигариева Наталья Владимировна
Класс: 4 «Б»
Кол-во уч-ся: 9
Цель:Углублять представление учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «совесть человека», «справедливость», «честь»;
- развивать стремление жить в ладу с совестью;
- воспитывать такие качества, как честность, правдивость;
Ресурсы:
Ход урока:
Позитивный настрой: (звучит спокойная музыка)
- Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. Закройте глаза и представьте, что над нами небо усыпанное звездами. И одна звезда самая яркая – ваша. Она посылает вам свет, который приближается к вашим рукам, лаская их, поднимается выше к голове и посылает добрые и светлые мысли. Ваша яркая звездочка посылает свет вашим родным, друзьям, всем сидящим в этой аудитории. Свет, любовь, покой дарит всем она. Но скоро рассвет – и звездочка покидает нас. Начинается новый день и я с радостью встречаю его рядом с вами. Откройте глаза. Мы возвращаемся в класс. 2. Актуализация знаний:
1) Читаю стихотворение:
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум, - первый мне ответил.(прикрепляю карточку со словом «разум»)
С ним каждый путь и правилен и светел.
Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,(карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
-Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
2) Индивидуальная работа:
- Записать на карточке: какие качества, на ваш взгляд, самые главные в человеке? Учащиеся записывают, читаем качества, анализируем, сравниваем, находим совпадения: (Доброта, любовь, терпение, уважение, забота, сострадание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, скромность, тактичность).- У кого они совпали?
Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)
- Наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
- Как вы думаете, что такое совесть?
- Каких людей называют совестливыми?
- Что значит быть честным по отношению к себе?
- Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
- Быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим – это значит жить по совести.
Тема урока: «Жить по совести»
3) Задание группам: из букв слова «совесть» составить как можно больше новых слов.
Презентация ответов от группы. Дети читают слова: свет, есть, весть, сеть.
- Как можно эти слова отнести к понятию совесть?
Например:
весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
есть - совесть - это то, что есть у всех;
свет совесть -это свет внутри нас и т. д.
сос – сигнал бедствия, остановись, подумай, поступаешь ли ты правильно. Позитивное высказывание (цитата)
«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце» А. Пушкин.
- Как вы пронимаете эту цитату?
- Почему А. Пушкин сравнивает совесть с когтистым зверем? Рассказывание истории:
1) Мультфильм «Лунтики его друзья»
А сейчас узнаем, что говорят о совести герои мультфильма.
- Что можно сказать о поведении гусениц? (Они вели себя нагло, нахально, бессовестно)
- Как Лунтику удалось пробудить совесть у таких гусениц? (Он ходил за ними следом и говорил, что они неправильно делают, кто от их хулиганства пострадает)
- Почему гусеницы не могли спать, почему у них был один Лунтик в голове? (Они чувствовали угрызения совести)
- Почему, когда они освободили Лунтика, у них свалилась гора с плеч? (Они получили внутренний покой)
- Как же пробудить совесть у бессовестного человека? (Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковат).
-Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, ему станет стыдно.
2) Работа с афоризмами в тетради стр. 59
- Сделайте собственный вывод, что такое совесть.
3) С. И. Ожегов «СОВЕСТЬ – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом»
4) Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»- Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нёс тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?
5) Игра «Кто самый добрый?»
- Ребята, как вы считаете, а вы добрые? Вы всегда поступаете по совести?
- Давайте представим себе, что в определенный момент от вас нужна доброта и отзывчивость. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:
«Вы услышали плач ребенка во дворе…»
«Ваш друг получил плохую отметку…»
«Ваша мама пришла с работы очень усталая…»
«Ваш дедушка попал в больницу…»
«Вашего товарища обидели…»
«Вы увидели собачку с раненной лапой…»
«Вы видите мальчика с рогаткой…»
- Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков. 7 мин
5. Творческая деятельность, групповая работа
Задание для 1 группы: Составьте портрет совестливого человека, закончив предложения.
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
Задание для2 группы:
Построить домик для тех, кто живет по совести: Выберите кирпичики с названием тех качеств, с помощью которых надо воспитывать в себе Совесть и постройте домик, куда можно заходить, когда чувствуешь, что ты не прав.
Честность Обида Ссора Драка Доверие Взаимопонимание Забота Грубость Преданность Верность Радость Теплота Сочувствия Справедливость Жадность Щедрость Доброта и т. п.
- Можно ли считать, что если в домике живут качества выбранные вами, то там царит мир, согласие и внутренний покой?
- Будет ли человек с таким характером обладать внутренним покоем? 7мин
6. Групповое пение: «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Идти за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты. Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… 2 раза Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что это жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: 2 раза Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Человек, идущий дорогою добра всегда живёт в гармонии с самим собой. 8. Заключительная минута тишины:
- Я предлагаю вам подарить свою звёздочку соседу и обменяться пожеланиями.
- Совесть нельзя в магазине купить.В лесу невозможно найти.С совестью просто нужно дружить,Верить в добро и любить
“Друзья! Давайте жить по – совести”